Межведомственная комиссия по водолазному делу

Межведомственная комиссия по водолазному делу

(МЧС России, Минобороны России, Минтранс России, МВД России, ФСБ России, Минздравсоцразвития России)

_____________________________________________________________________________

Межведомственная комиссия по водолазному делу - student2.ru

Концепция

Развития водолазного дела в Российской Федерации на период до 2020 года

Москва

Год

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. Состояние водолазного дела в Российской Федерации……………………………..4

1.1. Водолазный состав……………………………………………………………….4

1.2. Подготовка водолазов и лиц, обеспечивающих водолазные работы…………5

1.3. Состояниe плавсредств обеспечения водолазных работ………………………8

1.4. Производство водолазной техники……………………………………………...9

1.5.Состояние нормативной правовой базы………………………………………..10

1.6. Состояние научно-технического потенциала в области водолазного дела….12

1.7. Социальные вопросы……………………………………………………………15

2. Основные проблемы водолазного дела в Российской Федерации на современном этапе………………………………………………………………………………………16

3. Цель и основные задачи развития водолазного дела в Российской Федерации до 2020 года……………………………………………………………………………........17

4. Основные направления развития водолазного дела в Российской Федерации………………………………………………………………………………..19

5. Этапы решения задач развития водолазного дела в Российской Федерации на период до 2020 года……………………………………………………………………..20

6. Механизмы реализации Концепции развития водолазного дела в Российской Федерации………………………………………………………………………………..23

7. Ожидаемые результаты реализации положений Концепции………………………23

Настоящий проект разработан во исполнение решения Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации от 18 апреля 2008 г., протокол № 1 (7).Замысел и структура проекта«Концепции развития водолазного дела в Российской Федерации на период до 2020 года» (далее – Концепция)рассмотрены на рабочем заседании Межведомственной комиссией по водолазному делу (далее - МКВД) 23 мая 2008 года.

По поручению МКВД ФГУ «40 Государственный научно-исследовательский институт Минобороны России» (далее - ФГУ «40 ГНИИ МО РФ») подготовил проект Концепции. Рассмотрен 16 сентября 2008 года на расширенном заседании Координационного научно-технического совета при ФГУ «40 ГНИИ МО РФ» и представлен заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и организациям, признан как основа для представления на рассмотрение МКВД.

После внесения дополнений и предложений в ходе работы рабочих групп МКВД проект Концепции повторно рассмотрен и одобрен на заседании 3 декабря 2008 года.

Проект согласован федеральными органами исполнительной власти: Минобороны России – ГШ ВМФ (исх. от 30.01.2009 № 743/8/96), Минтрансом России (исх. от 23.01.2009 № АМ – 15/582), МВД России – ГК ВВ МВД (исх. от 15.01.2009 № 4/3 - 136), ФСБ России (исх. от 26.01.2009 № 364 - ПР), Минздравсоцразвития России (исх. от 30.01.2009 №14-1/200190) и другими организациями, входящими в состав МКВД и ее рабочих групп.

Введение

Основанием для разработки Концепции развития водолазного дела в Российской Федерации на период до 2020 года(далее - Концепция) является поручение Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации: протокол совещания членов Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, председателя Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации С.Б.Иванова от 18 апреля 2008 г. № 1(7). В Разделе III п.1 указанного протокола поставлена задача разработки проекта Концепции развития водолазного дела в Российской Федерации на период до 2020 года. В проекте Концепции предписано сформулировать приоритетные направления развития и совершенствования водолазного дела и его медицинского обеспечения, включая любительское подводное плавание в Российской Федерации.

Водолазное дело - область научно-технической и практической деятельности, связанная с погружением человека под воду в водолазном снаряжении. Включает: теорию и практику подводных погружений человека в водолазном снаряжении, создания и эксплуатации водолазной техники; вопросы организации и технологии водолазных работ; подготовку водолазов и их медицинское обеспечение, разработку требований безопасности при спусках под воду и выполнении водолазных работ.

В «Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года», подписанной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г., заявлено: «Совокупность сил и средств государства и возможностей их использования для реализации национальной морской политики составляет морской потенциал Российской Федерации. Основой морского потенциала Российской Федерации являются: Военно-Морской Флот, органы морской пограничной охраны Федеральной пограничной службы, гражданский морской флот, а также инфраструктура, обеспечивающая их функционирование и развитие, морскую хозяйственную и военно-морскую деятельность государства».

Водолазное дело, как важная составляющая часть морской деятельности присутствует практически во всех разделах «Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года» и должна быть одним из инструментов её реализации.

Мировой опыт показывает, что в диапазоне глубин континентального шельфа водолазный метод, наравне с инструментальными (аппаратными) методами исследования и освоения является эффективным методом выполнения подводных работ.

Водолазные технологии активноприменяются в Минобороны России, МЧС России, Минтрансе России, МВД России, ФСБ России, Минприроды России, Росрыболовстве, организациях РАН, нефтегазовом комплексе, в других ведомствах, организациях и учреждениях с различными формами собственности, в том числе в сфере рекреационного (любительского) подводного плавания.

Развитие водолазного дела диктуется необходимостью решения следующих государственных задач:

- обеспечения деятельности Военно-Морского Флота, как главной составляющей и основы морского потенциала Вооруженных сил Российской Федерации;

- обеспечения выполнения специальных задач в области обороны, охраны государственной границы Российской Федерации в подводной среде, охраны важных прибрежных государственных объектов и антитеррористической деятельности;

- ведение поиска и аварийно-спасательных водолазных работ в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с терпящими бедствие кораблями и судами, затонувшими объектами и спасением людей на море и акваториях водных бассейнов;

- совершенствования и развития научного комплекса, сил и средств, обеспечивающих исследования морской среды и ресурсов Мирового океана;

- разведки и разработки минеральных ресурсов, находящихся на дне Мирового океана, в его недрах и в покрывающих водах, в том числе нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе;

- прокладки подводных переходов линий связи, электроэнергии и продуктопроводов по дну водных акваторий и их обслуживания;

- проведения специализированных исследований, мониторинга и добычи морских биологических ресурсов, организации производства и добычи морепродуктов;

- строительства и обслуживания гидротехнических сооружений;

- подъема затонувших объектов;

-организации безопасности подводной деятельности, включая любительское подводное плавание (дайвинг) и развивающейся сферы туристского продукта - подводный туризм.

Водолазный состав.

Общее количество водолазов – профессионалов в Российской Федерации, работающих в основном на глубинах до 60 метров методом кратковременных погружений (КП) составляет более 5500 человек, а всего в отрасли применения водолазного труда и его всестороннего обеспечения занято более 9000 человек, входящих в состав 250 организаций и предприятий различных форм собственности.

Следует учесть и тот факт, что за последние 10-15 лет в России организовалось более 800 различных дайв-центров, клубов, входящих в международные и национальные водолазные любительские организации. В их составе более 90000 водолазов – любителей, из которых более 2500 аккредитованы как профессионалы. Активно развивается такое направление дайвинга, как технические погружения, позволяющее проводить глубоководные погружения методом автономных кратковременных погружений, в том числе в интересах мониторинга водной среды, подводной археологии и других научных исследований. При этом применяются различные дыхательные газовые смеси и водолазное снаряжение различной конфигурации, а также наиболее перспективное автономное снаряжение – смесевые рециркуляционные аппараты (замкнутого и полузамкнутого цикла дыхания).

Вместе с тем, анализ, проведенный по материалам межведомственной конференции «Водолазное дело России – 2005» показал, что численность водолазов, работающих в интересах развития экономики страны, уменьшилась на 35 процентов в сравнении с данными 1988 года по РСФСР. Количество водолазов, уровень их подготовки, оснащенность водолазным снаряжением и оборудованием, наличие водолазных судов и катеров в частях ВМФ позволяют решать задачи:

в частях специального назначения на всех флотах на глубинах до 60 метров;

в соединениях спасательных судов:

на СФ, БФ и КФл – на глубинах до 60 метров;

на ТОФ – на глубинах до 160 метров (сс «Алагез»);

на ЧФ – на глубинах до 120 метров (сс «Эпрон»).

Вместе с тем, общее количество водолазов-глубоководников в ВМФ сократилось на порядок и составляет в данное время менее 60 человек.

Подготовка водолазов и лиц, обеспечивающих водолазные работы.

Профессиональная подготовка водолазов осуществляется, в основном, по программам, разработанным и принятым в начале 90-х годов прошлого века. Программы подготовки и учебно-материальная база водолазных школ безнадежно устарели.

Подготовка штатных и нештатных водолазов всех квалификаций для ВМФ осуществляется образовательными учреждениями и учебными воинскими частями ВМФ по соответствующим программам. Первичная подготовка допризывников в школах РОСТО (ДОСААФ) и морских школах с присвоением квалификации «водолаз» или «легководолаз» осуществляется по программам, согласованным начальником УПАСР ВМФ.

Подготовка водолазов других министерств и ведомств осуществляется по программам, утвержденным соответствующими начальниками или лицами, уполномоченными на это.

Справочно: Подготовка водолазных кадров в СССР.

1. Срок подготовки водолазов III кл. – 6 месяцев.

2. Срок переподготовки водолазов на II и I кл. – 3 месяца.

3. Предлагалось на основании практики и зарубежного опыта увеличить:

- срок подготовки для водолазов III кл. – до 12 месяцев;

- срок переподготовки водолазов на II и I кл. – до 6 месяцев.

4. По зарубежным материалам:

- срок обучения в водолазной школе США – 2 года;

- срок обучения в водолазной школе Франции – 1,5 года.

В настоящее время, в целях уменьшения финансовых затрат на обучение с отрывом от мест основной работы, продолжительность подготовки водолазного состава в Российской Федерации сократилось практически до 1 – 2-х месяцев, без повышения эффективности обучения и развития учебно-материальной базы.

В современных условиях к подготовке водолазного состава должны предъявляться требования, более высокие, чем 10-15 лет назад. Это связано с расширением диапазона поставляемой водолазной техники, изменением, на основе ее применения, технологий водолазного труда, совершенствованием вопросов медицинского обеспечения, повышения общей информированности обучаемых по направлениям водолазной деятельности, необходимостью соответствия системы подготовки российских водолазов международному уровню и требованиям более динамичной подготовки.

Медицинское обеспечение водолазных спусков (работ) в ВМФ осуществляется штатными врачами-спецфизиологами и фельдшерами. Подготовка по спецфизиологии проводится на кафедре физиологии подводного плавания факультета послевузовского и дополнительного образования Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова (г. Санкт-Петербург).

Специалисты в вопросах водолазной медицины для гражданских организаций и учреждений страны готовятся на кафедре морской и подводной медицины Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Кафедра водолазной медицины и лечения дыхательными газовыми смесями ФГОУ «Институт повышения квалификации ФМБА России», функционировавшая на базе ГНЦ РФ – ИМБП РАН, в 2007 году закрыта.

Основные проблемы в подготовке кадров:

отсутствуют:

единая система подготовки водолазов;

единые нормативные документы по этому вопросу;

единая структура;

единые квалификационные требования к учебным заведениям (к программам обучения, к учебно-материальной базе, к преподавателям, инструкторам и т.д.);

единые квалификационные требования к водолазам;

единые документы об окончании учебных заведений. Завершение обучения в этих учебных учреждения не подкреплено никакими государственными дипломами или сертификатами, как это делается во всем мире, да и у нас в стране по другим специальностям.

Государственные органы, осуществляющие управление в сфере образования, выдают лицензии на право обучения водолазной специальности без участия специалистов в области водолазного дела (в отличие, например, от гражданской авиации) и соответственно без учета специальных вопросов. В результате подготовка предусматривает различное количество учебных часов, использование различной учебно-материальной базы.

В ВМФ это отчасти обусловлено тем, что учебные воинские части, не являются юридическими лицами, не получают соответствующих лицензий, и не вправе выдавать документы государственного образца.

Основная проблема, связанная с подготовкой врачей, заключается в том, что врачебная специальность «Подводная и водолазная медицина» отсутствует в номенклатуре (классификаторе) специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в стране. В результате эти специалисты выпадают из правового поля, определяющего медицинскую деятельность в РФ. В связи с данным обстоятельством сложно обеспечить интерес врачей к данному виду медицинской деятельности. Аналогичная проблема и по специалистам со средним специальным медицинским образованием (фельдшера). Следовательно, отсутствуют единые программы подготовки и переподготовки соответствующих медицинских специалистов с высшим и средним специальным образованием, а также соответствующие должности на предприятиях и в медицинских организациях.

В России отсутствует возможность полноценной подготовки и поддержания квалификации водолазов-глубоководников, водолазных специалистов при выполнении глубоководных водолазных работ методом насыщенных погружений, из-за отсутствия необходимой современной учебной базы (отсутствуют специализированные учебно-тренировочные центры, оснащенные в том числе, тренажерами).

Справочно:

ФРАНЦИЯ

Подготовка водолазов-глубоководников на глубины до 300 и более метров проводится в Гипербарическом центре ВМС Франции (CEPHISMER), который подчинен Управлению кораблестроения и морского оружия и располагается в ВМБ Тулон. Центр оснащен тремя глубоководными комплексами для проведения научно-исследовательских работ, испытаний подводной техники и отработки технологии подводных работ.

Гипербарические комплексы рассчитаны на глубины: для водолазов - на 500 и 1000 метров; для животных - на 1500 метров. для проведения НИР, испытаний подводной техники и отработки подводно-технических работ.

В результате этого в настоящее время возможности по выполнению глубоководных водолазных работ силами Министерств, ведомств и организаций Российской федерации крайне ограничены, а в ряде случаев, без привлечения иностранной техники и иностранных специалистов, практически не возможны.

Подтверждением тому стали подъем погибшего АПК «Курск» и спасательные работы у берегов Камчатки (авария с обитаемым подводным аппаратом АС - 28), когда Россия вынуждена была обратиться за помощью к иностранцам.

События у берегов Камчатки в очередной раз продемонстрировали всему миру оперативную и отлаженную работу сил быстрого реагирования США и Великобритании, которые уже четверть века трудятся не только над усовершенствованием оснащения войск, но и не жалеют средств на обучение специальных подразделений быстрого реагирования. Британская спасательная служба еще в 1999 году заявляла о том, что может прибыть в любую точку планеты в течение 72 часов с момента получения сигнала бедствия, и продемонстрировала это на деле.

В отличие от России развитие водолазного дела, особенно его глубоководной составляющей, в развитых странах шагнуло в последнее время далеко вперед.

Справочно: Состояние водолазного дела в Норвегии (по данным на 01.10.2008 г.):

Современное состояние водолазного дела в Норвегии нацелено на реализацию широкомасштабных планов норвежского правительства по освоению нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе Норвежского и Северного морей, а также на участие норвежских компаний в крупных международных нефтегазовых проектах.

На шельфе Норвежского и Северного морей в настоящее время работает несколько крупных компаний, выполняющих подводные работы с участием водолазов. Количество только водолазов-глубоководников около 1.000 человек.

Крайне необходимо возобновить в полном объеме существовавшую ранее кооперацию министерств и ведомств по научным исследованиям в области водолазной и гипербарической тематики на государственном уровне для решения задач по исследованию и использованию Мирового океана.

С целью экономии бюджетных средств необходимо стимулировать научную кооперацию между ВМФ и РАН по проведению исследований в области освоения предельных глубин на базе барокомплексов ФГУ «40 ГНИИ МО РФ», ГНЦ РФ ИМБП РАН и ИО РАН.

В современной практике именно береговые гипербарические комплексы являются материальной основой прогресса в водолазном деле, подводной и водолазной медицине.

1.7. Социальные вопросы:

нормативные правовые документы по социальной защите водолазов не обеспечивают компенсации энергозатрат и нанесенного ущерба здоровью;

нормы оплаты труда водолазного, инженерно-технического и медицинского состава в бюджетных организациях не соответствуют реалиям сегодняшнего дня и условиям работ;

отсутствуют единые нормы оплаты труда водолазов;

существующие в различных министерствах и ведомствах нормы денежного вознаграждения за водолазные работы водолазам и другим работникам организаций финансируемых из бюджетных источников, не создают материальной заинтересованности заниматься водолазным делом или качественно выполнять работу;

отсутствуют нормы оплаты труда (риска) лиц, осуществляющих командование (руководство) водолазными спусками (работами) и их медицинского обеспечение.

В настоящее время денежное вознаграждение командира (руководителя) спуска и лица, осуществляющего медицинское обеспечение водолазного спуска, предусмотрено приказом Министра обороны РФ только для военнослужащих. На гражданский персонал, работающий в ВС РФ, в других органах исполнительной власти Российской Федерации и организациях этот приказ не распространяется;

в различных министерствах и ведомствах научно обоснованные нормы дополнительного водолазного пайка (водолазного глубоководного пайка) изменяются по личному мнению чиновников в сторону урезания норм продуктов и правил их обеспечения;

существующее пенсионное обеспечение не учитывает специфику труда водолазов и лиц, обеспечивающих водолазные спуски и работы;

водолазные и кессонные работы исключены из перечня вредных и опасных производственных факторов;

отсутствует система реабилитации здоровья водолазов как лиц, подвергающихся влиянию вредных факторов повышенного давления;

во вновь изданных документах исключены мероприятия профилактического медицинского обследования в стационарах, санаторное лечение (или положенный отдых на базе отдыха, в санатории), денежная компенсация не предусмотрена;

отсутствуют требования обязательного страхования работодателем водолазного состава.

Фактически свернуты фундаментальные и прикладные исследования в области подводной физиологии и водолазной медицины, направленные на обеспечение безопасной жизнедеятельности человека в гипербарической среде. В стране фактически отсутствует современная система оказания специализированной баромедицинской помощи, призванная оказывать помощь лицам, пострадавшим от вредных факторов повышенного давления (водолазам, дайверам, кессонным рабочим, экипажам летательных аппаратов, пострадавшим при террористических актах, техногенных катастрофах и др.).

Врачебная специальность «Гипербарическая, подводная и водолазная медицина» отсутствует в номенклатуре (классификаторе) специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в стране, что вызывает значительные трудности при организации медицинского обеспечении водолазных погружений и противоречит требованиям действующих нормативных правовых документов.

Решение задач по указанным направлениям позволит вывести водолазное дело в Российской Федерации из состояния застоя и поднять его на современный уровень сил и средств, участвующих в развитии экономики страны.

Первый этап: 2009-2012годы.

Формирование Федеральной целевой программы по развитию водолазного дела и его глубоководной компоненты в России с финансированием исследований в области водолазной физиологии, технологий и средств выполнения глубоководных водолазных работ.

Создание кооперации министерств и организаций и возобновление финансирования научных исследований в области водолазной и гипербарической тематики на комплексной государственно-инвестиционной основе.

Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с развитием водолазного дела в министерствах и ведомствах страны, внедрением новых технологий и средств выполнения водолазных и подводно-технических работ.

Формирование нормативной правовой базы по водолазному делу в Российской Федерации на основе базовых НИР и ОКР

Разработка нормативных правовых документов по организации проведения водолазных спусков и работ на малых и средних глубинах.

Разработка нормативных правовых документов по организации проведения глубоководных водолазных спусков.

Разработка национальных стандартов, регламентирующих производство и сертификацию водолазной техники.

Разработка предложений по корректировке нормативных актов в части введения обязательной сертификации водолазной техники и упорядочения правил продажи.

Разработка предложений по корректировке нормативных правовых актов в части регулирования водолазной деятельности, особенно при работе с потенциально опасными подводными объектами.

Разработка современных квалификационных требований к водолазам и лицам, осуществляющим медицинское обеспечение водолазных спусков и работ.

Разработка предложений по социальной защите и медицинской реабилитации водолазного состава, выполняющего работы под водой и под повышенным давлением, а также работников, осуществляющих командование водолазными спусками и работами.

Разработка предложений по страхованию работников, выполняющих работу под водой и под повышенным давлением.

Межведомственная комиссия по водолазному делу

(МЧС России, Минобороны России, Минтранс России, МВД России, ФСБ России, Минздравсоцразвития России)

_____________________________________________________________________________

Межведомственная комиссия по водолазному делу - student2.ru

Концепция

Наши рекомендации