Замереть от страха: история Меган
Меган — профессиональная танцовщица, ей около сорока лет. Она обратилась ко мне с проблемой. Женщина остро ощущает конфликт между желанием быть социально активной и нежеланием делать что бы то ни было. Одна ее часть хотела открыть свою студию и давать уроки танцев — Меган нашла помещение и наняла строителей; когда ремонт был почти закончен, она стала ощущать невероятное беспокойство при мысли о необходимости рекламировать свою деятельность и начинать новую жизнь — такую, к которой она стремилась. Меган замирала от страха и — как результат — невероятно уставала. К тому же ее внутренний критик буквально унижал ее, заставляя чувствовать себя бесполезной. Меган описывает это чувство как пропасть, из которой она не может выбраться.
Девочкой моя пациентка росла с очень властной матерью, которая внушала: «Никогда не вылезай вперед. Делай, что тебе велят. Будь послушной — и у тебя не будет проблем». Такое воспитание душило радость и жажду жизни. Меган чувствовала, что приняла бессознательное решение «не вылезать» — так безопаснее. Став взрослой, она ощущала себя «недостойной» и боялась сделать что-то не так. Этот подавляющий
страх мешал ей жить. Меган чувствовала, что сходит с ума, и каждый день ругала себя за то, что «теряет время».
Сначала мы решили изучить ее проблему, обратившись к Путешествию души, чтобы понять, как снять сопротивление, мешавшее Меган делать то, что она хочет. У моей пациентки нашлись несколько жизней, в которых она ребенком умела радоваться жизни, но, взрослея, оказывалась подавленной женщиной, связанной законами своего времени. В нескольких воплощениях ее загоняли в жесткие рамки, и поэтому она привыкла закрываться. В одной из жизней периода XIX века, будучи женщиной, она сражалась за идею и за людей, хотя ее предупреждали: не делать этого. Она сообщила мне, что была уверена в правильности своих поступков, а потому ничего не боялась.
В другой жизни Меган была сожжена как еретичка. Она говорит, что в какой-то момент стала бесчувственной, увидев себя на помосте привязанной к столбу. Так часто бывает: если смерть тяжелая и мучительная — сознательный разум оставляет тело раньше фактической смерти. Вне зависимости от того, умрет ли человек в итоге, это помогает ему отстраниться от ужаса происходящего. Подобная смерть оставляет тело застывшим от ужаса, а душа переносит это состояние в следующее воплощение, где оно записывается на уровне клеточной памяти. Реакция «бежать или сражаться» в тяжелой ситуации естественна, но не всегда возможна, и в таких случаях люди отключаются, застывают и не способны двигаться или защищаться. Если естественная реакция сражения или бегства подавляется, ужас случившегося откладывается в телесной или клеточной памяти. Если человек способен физически двигать руками и ногами, чтобы осуществить реакцию бегства или сражения, этого бывает достаточно, чтобы направить клеточную память к исцелению.
Если этого не происходит, необходимо найти способ, которым тело сможет освободиться от ужаса. В психотерапии при работе с травмирующими событиями их часто прорабатывают так, чтобы тело и разум ощущали собственную власть. Работа может происходить на имагинальном плане или в астральной области, как в Путешествиях души или при регрессиях. Поскольку разум отстраняется от боли, я обычно прошу тело делать то, что оно хотело бы, но не могло делать раньше, — убежать или сражаться.
Меган ощущала слишком сильную усталость, чтобы найти энергию сопротивляться. Я предложила ей мысленно вернуться в тело перед смертью на костре и физически шевелиться, сопротивляться или убежать. Но ей удалось только слегка подергать ногами. Меган объяснила, что чувствует сильное сопротивление своим действиям, и при мысли об этом на нее наваливается усталость. Я поверила тому, что ей не хватает сил бороться. Ее энергетическое поле ощущалось как мертвый груз.
Сложный период в жизни человека — его лучший шанс получить настоящий опыт и внутреннюю силу.
Далай-лама
После сеанса я сказала Меган, что ей, вероятно, придется найти силы, чтобы переработать ужас, заставивший ее застыть. Она, по сути, оказалась в тупиковой ситуации: если пыталась действовать, как велела ей ее творческая натура, — ее подавляло внутреннее сопротивление; если она останавливалась и ничего не делала — ее подавлял внутренний критик. Я пригласила Меган снова прийти на прием, чтобы попытаться найти способ решить основную проблему.
Когда она снова пришла ко мне, то испытывала сильное сопротивление при мысли о новой регрессии. Я понимала, что если отведу ее в место катарсиса — мне придется бороться с тем же сопротивлением, с которым боролась она сама. Меган описывала это состояние так, словно она сидит
Страница отсутствут
лась тому, что душа способна находить образы, необходимые для решения такого сложного конфликта.
Через какое-то время Меган заметила, что вода высохла, а появившийся откуда-то вулкан начал выбрасывать красную лаву. Потом эта лава стала оранжевой, затем — желтой. Меган наблюдала за извержением до тех пор, пока все не остановилось.
«Сначала это было, как прыщ, — объясняла она мне позже, — потом стало горой с отверстием, похожей на горшок». Меган стало интересно, и она решила заглянуть внутрь — ее тело осталось на земле, а другая ее часть отправилась смотреть. «Я стала маленьким зеленым существом, которое смогло залезть в дыру. У меня па ногах оказались присоски, и я легко смогла выбраться обратно. Я словно подбираюсь к тому, что долго было спрятано».
Помолчав, она продолжила: «Здесь не страшно. Влажно и пахнет мускусом. Я знаю, что могу выбраться отсюда, когда захочу». Наконец Меган выбралась из ямы, подошла к вершине и огляделась. Она увидела пересохшую пустыню, спустилась к дыре и сказала: «Что дальше? Я не знаю, что делать».
Я снова повторила, что ей не надо ничего делать, но добавила: «Когда-нибудь, если тебе захочется, можешь попробовать снова осмотреться».
Меган тут же ответила: «Я снова оглядываюсь. Теперь там, где только что была пустыня, лес. Все зеленое. Я выхожу и сажусь под папоротник. Я маленькая, словно эльф. Вижу, как выросла пара грибов. Тут туманно и влажно, мне очень нравится тут сидеть».
«Хорошо, оставайся там. Наслаждайся лесом и посмотри, что будет дальше».
Меган рассказала, что начали появляться животные — белки, птицы, насекомые. «Все занимаются тем, чем им положено, это паутина гармонии. Она пульсирует жизнью». Я была очень рада услышать это. На имагинальном плане душа спонтанно находит жизнь, которая появляется в обра-
Страница отсутствут
Страница отсутствут
Когда люди не могут вспомнить детство, это часто означает, что какая-то их часть хочет забыть о нем. И нередко на то есть веская причина.
Я предложила Роберту навестить его внутреннего ребенка, «малыша Бобби», в интерактивных образах. Сначала у него ничего не получалось, но потом он увидел маленького мальчика, прячущегося за крыльцом. Роберт сказал, что малыш Бобби не хочет выходить и разговаривать с ним. Я ответила, что это нормально, надо просто объяснить Бобби, что он видит себя, взрослого. «Вы-то знаете, что он застенчивый и ему, наверное, грустно. Пусть он знает, что вы хотите познакомиться с ним и обязательно придете еще». Открыв глаза, Роберт удивлялся, что видел крыльцо, за которым в детстве все время прятался. А ведь совсем недавно он и крыльца-то вспомнить не мог, не то что этот эпизод из детства!
Исцеляющее путешествие Роберта и его внутреннего ребенка продолжали меня удивлять. В качестве домашнего задания я предложила моему пациенту навещать Бобби в промежутках между нашими сеансами. Однажды Роберт отправился в некий дом, расположенный в самом конце улицы, и увидел в нем Бобби, которому было четыре года, завернутым в одеяло (у него, действительно, было такое в детстве). Бобби был очень грустным. Когда Роберт спросил его, в чем дело, тот ответил, что его отругала мать, обозвав «бесполезным маленьким ничтожеством». Когда Роберт рассказывал об этом мне, он добавил: «Знаете, что интересно? Я совершенно забыл, что у меня было такое одеяло. Я был ужасно удивлен, увидев в нем Бобби».
После этого Роберт уже и сам частенько стал навещать Бобби. Он говорил, что тот взрослеет. Эти визиты помогли Роберту вернуть свое детство и исцелить внутреннего ребенка. Сознательно эти воспоминания были ему недоступны, он словно вспоминал все больше с каждым визитом в прошлое — на имагинальном плане оно было живым.
В другой раз Роберт увидел Бобби уже постарше, одного в комнате и очень печального. Бобби сказал, что он
чувствует себя «как прыщ на чужом носу». Его дразнили в школе, потому что он заикался. Это было унизительно, и старшие братья тоже измывались над «тупым младшим братом». Бобби рассказал Роберту, что один из старших братьев столкнул его с крыльца — он упал и сломал ногу (Роберт не помнил, что в детстве у него была сломана нога). Кроме того, о своем детском заикании он вспомнил, лишь разговаривая с Бобби.
На очередном сеансе мы устроили для Бобби безопасное место — новый дом, спальня в котором для него была обставлена так, как хотелось мальчику. Когда Роберт навестил его, он увидел двеиадцатилетнего Бобби, собирающего модель самолета. О и прижимал детальки, ожидая, когда клей высохнет (в те дни клей для моделей высыхал не сразу). «Вот бы сделали клей, который сразу высыхает!» — сказал Бобби. «Его уже придумали. Я принесу тебе», — ответил Роберт. Мне он рассказал, что в детстве мечтал собирать модели, но так этого и не сделал. Я предложила Роберту купить себе модель самолета и мысленно позвать Бобби, когда он будет собирать ее, и он пообещал так и сделать.
Со временем Роберт стал говорить, что почувствовал себя значительно лучше. Как-то он признался, что до начала терапии полагал себя «одной ногой там». Мы оба были довольны его прогрессом в исцелении тяжелого прошлого.
Этот пример наглядно демонстрирует, что, войдя в расслабленное состояние, задав намерение и сместившись и расфокусировавшись, можно оживить образы. Образы и люди, живущие в нас, — бессмертны, оии никогда не бывают в прошлом, они все — здесь и сейчас. Они, как Бобби с его устаревшим клеем для авиамоделей, словно застряли в петле времени, проживая те же события, что происходили на физическом плане, который мы называем прошлым, снова и снова — сейчас. Мы можем попасть в «то время» из «реального времени» в имагинальной зоне. Работа на имагинальном плане похожа на вхождение в голограмму, попавшую в анналы времени.
Ястреб: история Тома
Том, как и Роберт, научился использовать интерактивные образы, чтобы заново познакомиться с неизвестными ему частями себя.
Сперва я помогала Тому с методикой «Поместье» (см. далее), потом ои сам многократно возвращался в поместье, и вот — его собственный рассказ об одном из таких визитов.
«Я вернулся в поместье на холме. Войдя, я заметил, что в центре фойе находится пьедестал с какой-то статуей. Мне показалось, что это было изображение человека, но я не видел его отчетливо. Потом я поднялся по правой лестнице, как и раньше, заметив, что стены сейчас розовато-персико- вого цвета. Поднявшись, я повернул направо. В коридоре было темно, только в конце было окно с витражным стеклом. По сторонам находилось множество арок, и в них, кажется, были двери. Как и раньше, я вошел в первую дверь справа — зеленую. За ней оказалась та же самая библиотека с книгами в твердых обложках. На одной из них стояло мое имя — раньше я не мог открыть ее, но сейчас у меня получилось. Текст расплывался, и я не мог его прочитать, как ни старался. Еще в этот раз я заметил старушку-билиотекаря.
Раз я все равно не мог прочитать книгу, я положил ее обратно и пошел посмотреть в окна. От поместья до реки простиралась зеленая лужайка. За рекой виднелся густой лес. Внезапно по библиотеке, между мной и окном — слева направо — пролетела большая птица, ястреб. Я видел ее голову и кончики крыльев. Библиотекарша встала из-за стола и что-то сказала. Птица опустилась то ли на стол, то ли на тележку для книг. Я не испугался, но удивился».
Спускаясь по лестнице к выходу из поместья, Том увидел еще больше арок и открытых окон, а в фойе — «очень реалистичную статую, возможно, из вишневого дерева». Я подумала, что эта статуя может символически означать несколько вещей. Слово «деревянный» может означать безжизненность. У Тома нашли малоизученную болезнь склеродермию — она вызывает утолщение кожи и ограничивает подвижность, — можно сказать, что это прогрессирующее отвердение. Но — возвращаясь к деревянной статуе — дерево может быть и архетипом Древа Жизни. Поскольку древесина берется у деревьев, она содержит жизнь и живую энергию. Кроме того, это был определенный вид дерева — вишня. Они выглядят сочными и многообещающими — мне кажется, этот образ сулит новое развитие и жизнь. Может быть, поэтому статуя находилась в фойе на самом видном месте.
Когда Том рассказал мне о своем путешествии в поместье, я поразилась, сколько ярких подробностей он видел внутри и снаружи! Я предположила, что в следующий раз он, может быть, сможет прочитать в библиотеке книгу с его именем на обложке. Но больше всего меня заинтересовал влетевший в комнату ястреб.
Том раньше не слышал о фамилиарах — животных-то- тсмах, которые становятся нашими проводниками, наподобие реальной совы, влетевшей в машину моего друга. Шаманы издавна используют фамилиаров, чтобы путешествовать по планам. В шаманских путешествиях людям часто помогают животные-тотемы. Мы должны заботиться о животных, которые приходят к нам на имагинальном плане, потому что они помогают нам. Вспомните наука, который пришел ко мне из стихийного царства в небе над Мачу-Пикчу. Он появлялся три раза — считается, что животное-тотем появляется трижды, чтобы показать, что оно пришло как проводник. Мне кажется, ястреб явился как проводник Тома.
Я посоветовала Тому обращать внимание на другие появления ястребов или орлов и предложила переслать ему копию раздела о ястребах из книги по животным-тотемам и их архетипическим значениям, где сказано: «Когда появляется ястреб — будьте внимательны, вас ждет послание». При следующей встрече Тому не терпелось обсудить это — ему понравилось, что ястреб — посланник и защитник, дающий силу видений и способный привести к жизненной цели.
Однако самым интересным здесь было то, что, увидев иллюстрацию к тексту, Том сказал, что видел именно такую птицу. Этот вид ястребов называется «ястреб Купер», а фамилия Тома — Купер.