Структура обучающей игровой ситуации
При разработке сценариев игровых ситуаций нами учитывались требования ФГОС ДО, определяющих значимость игровой деятельности в развитии детей, так и общие психолого-педагогические рекомендации и требования к их проведению [34].
Игровая ситуация состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.
В водную часть нами предлагается включать ритуал приветствия. Он способствует установлению эмоционально-позитивного контакта с педагогом, формированию у ребенка направленности на сверстника и интереса к нему, на развитие общения, что является наиболее актуальным и значимым в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
Настоятельно рекомендуется использовать индивидуальные, личностно-ориентированные приветствия. Можно поприветствовать каждого ребенка по имени громко, тихо, шепотом, ласково, как люди, животные, растения. В ритуал приветствия можно включать групповое пение, проговаривание словосочетаний, четверостиший, приветствие глазами, руками, щечками, спинкой. Практика показала, что детям это очень нравится, а в более старшем возрасте, они уже с удовольствием придумывают свои приветствия.
Каждое занятие всегда включает в себя разминку и организационный момент.
Разминка включает различные упражнения сразу после общего приветствия и это позволяет детям сосредоточиться на основном содержании игровой ситуации.
Задача организационного момента - вызвать желание детей и интерес к игровому взаимодействию с педагогом и сверстниками. Предлагается использовать проблемные ситуации, различные игры, потешки, загадки, упражнения на развитие внимания, памяти, движений.
Необходимо всегда детям объяснять назначение каждого упражнения. Содержание игр, игровых упражнений должно быть всегда связано с задачами основной части занятия и обогащать игровой опыт детей.
Основная часть игровой ситуации предполагает обучение сюжетно-ролевой игре. Здесь педагог демонстрирует развернутые модели ролевого поведения: может начать игру с обозначения ролевого персонажа, или продолжает начатую детьми игру и вводит новые второстепенные роли, стимулирует и поддерживает игру детей друг с другом, или подключается к их игре, выбирая себе дополнительную роль. На каждом возрастном этапе обучение игре осуществляется по-разному и содержит определенные методические требования и подходы, которые раскрыты нами выше.
Заключительная часть игровой ситуации.
Игровое занятие это территория свободы, фантазии, воображения, поэтому желательно подводить итоги своеобразно, используя игры и этюды, релаксационные упражнения, как это предлагается практическими психологами. Простые навыки расслабления помогут ребенку стать более устойчивым к стрессовым ситуациям и эффективно переключаться с одного дела на другое.
Это может быть непринужденная беседа о том «Как мы сегодня играли?», «Кто кем был?», «Что делал врач?», «Что тебе понравилось и что не понравилось, почему?», «Кто хочет поблагодарить товарища за хорошую игру?», «Кто хочет сказать добрые, ласковые слова?» и т.п.
Это может быть спокойная музыка (запись природных звуков: пение птиц, шум моря, водопада, дождя), под которую педагог рассказывает детям о том, как играли, кто кем был, что было удачным, кто был самым добрым, находчивым, смелым. Заканчивает педагог словами благодарности ко всем воспитанникам. Проводятся упражнения на напряжения и расслабления, но после их проведения необходимо обсудить, что почувствовали дети, какие ощущения они испытали. Особенно это актуально в работе со старшими дошкольниками.
Упражнения на аутотренинг являются лучшими в коррекции личностных нарушений детей с проблемами в развитии. Так как «психический и физический покой, достигаемый в результате этих упражнений, восстанавливают силы детей, у них возникает приятное расслабление, дремотность. Этот момент можно использовать для мысленного прокручивания детьми не разрешенных до этого переживаний, конфликтов, которые в расслабленном состоянии перерабатываются, «разрешаются» головным мозгом» [65, с.10].
В календарно-тематических планах нами представлены примеры проведения заключительной части игровых обучающих ситуаций, в соответствии с содержанием игрового занятия, и возраста детей.
Рекомендуется в заключительную часть игрового занятия включать ритуал прощания. Особенно это желательно на дошкольных группах. Основная цель этого элемента - формирование позитивных отношений доверия и взаимопонимания в системе отношений «ребенок - взрослый» и «ребенок – сверстники».
Дети могут попрощаться пожеланиями друг другу, педагогу добра, здоровья, удачи на других занятиях, послушания и уважения родителей, других взрослых и т.д. Проводит этот ритуал взрослый в непринужденной форме, возможно, сидя или стоя в кругу. Но, самое главное, как советует О.А. Карабанова, позиция педагога должна обеспечивать хороший визуальный, перцептивный контакт «глаза в глаза», без специальных усилий с чей-либо стороны. Поэтому взрослый может сидеть на стульчике так, чтобы его глаза находились на уровне глаз ребенка. Взрослый должен уделить внимание короткому по времени личностно-ориентированному общению с каждым ребенком [12].
Общение может быть вербальным. Слова должны быть выражением позитивных чувств взрослого, связанных с поведением детей в процессе игры, с выполнением роли ребенком.
Например, педагог говорит: «Я рада за тебя Саша.. Врач сегодня был добрый, внимательный», «Мне понравилось, как ты играл с Вовой», «Мне было очень приятно, как ты уступил игрушку Оле, и она была очень рада этому», «Я буду ждать тебя на следующем занятии, и у тебя всё получится», «Я понимаю, как тебе хотелось сегодня быть мамой, но в следующий раз ты обязательно будешь мамой». Общение с ребенком может быть и в форме тактильного контакта. Например, можно пожать руку ребенка, подержать руку ребенка в своей, дотронуться до плеча, предплечья, погладить малыша по голове, притянуть к себе, полуобнять и т.п. Но необходимо учитывать, что кому-то из детей, это может не понравиться, (особенно это характерно для детей аутистизмом), поэтому могут использоваться другие методы поощрения ребенка, которые описаны выше.
Таким образом, мы рассмотрели некоторые методы и приемы формирования игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровых обучающих ситуаций в условиях образовательной дошкольной организации.
5.3 Календарно-тематический план и примерная структура обучающих игровых ситуаций на первой младшей группе
Коррекционно-развивающая работа по формированию сюжетно-ролевой игры предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, образовательной деятельности в семье на основе содержания образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" и интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Включает в себя разделы: календарно-тематическое планирование, примерные планы игровых ситуаций для каждой возрастной группы, начиная с первой младшей и заканчивая подготовительной к школе группе, которые разработаны совместно с педагогами детского сада №398 г. Челябинска.
В содержание игровых ситуаций включены различные игровые задания и упражнения, подвижные, музыкальные и сюжетно-ролевые игры, игры драматизации по сказкам и историям, рассказам и событиям из детской жизни. Использованы игры и упражнения, задания таких авторов, как С.И. Заморева, И.В. Ганичевой, О.А. Карабановой, С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник, Г.Л. Лэндрет, А.В. Семенович, М.А. Панфиловой, Т.А. Павловой, С.А. Беличевой, В.Н. Раскиной, Е.И. Синициной, К. Фопель, О.В. Хухлаевой, Н.Г. Яковлевой и др. [4, 8, 12, 16, 23, 27, 30, 41, 44, 54, 55, 56, 57, 58, 64].
Календарно-тематический план
Таблица №1
Дата | Тема игровой обучающей ситуации | Количество |
Сентябрь | Знакомство с куклой Катей (Таней) | |
Октябрь | Кукла Катя (Таня) проснулась Завтрак куклы Кати | |
Ноябрь | Кормим Мишку - Топтыжку кашей День рождения куклы Тани День рождения Мишутки | |
Декабрь | День рождения зайчика Оденем дочку в детский сад | |
Январь | Праздник елки Оденем дочку на прогулку | |
Февраль | Мы едем, едем, едем в далекие края Дочка заболела | |
Март | Стирка носового платка (кукольного белья) Купание кукол - голышек | |
Апрель | Поездка в зоопарк К нам в гости приехали матрешки | |
Май | Поездка в деревню | |
Итого |
Примерная структура игровых обучающих ситуаций на первой младшей группе