Особенности организации обучения сюжетно-ролевой игре детей с нарушениями зрения
Успех развития сюжетно-ролевой игры детей с нарушениями зрения во многом определяется ранним педагогическим руководством поэтапного формирования игровой деятельности на протяжении всего дошкольного периода воспитания. Данный подход отражен в содержании примерных игровых обучающих ситуациях, приведенных разделе V "Содержание коррекционно-развивающей работы по обучению детей сюжетно-ролевой игре" данного пособия, а также в программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. Плаксиной, в которой предусмотрено усложнение задач по обучению игре в зависимости от года обучения [37].
Основные задачи на первом году обучения[37]:
- развивать стремление играть рядом и совместно с товарищами в игровом уголке, способствовать формированию у детей умений общаться друг с другом в игре;
-знакомить с внешними и функциональными свойствами игрушки, применять правильно игрушку в игре: укачивать куклу, катать машину, строить из кубиков и т. п.;
-формировать интерес и эмоциональное, бережное отношение к куклам, учить действиям с куклой в дидактических играх: «Оденем куклу», «Покатаем куклу», «Угостим куклу»;
- учить предметным действиям с игрушками, последовательно объединять их в простые сюжеты, эпизоды из жизни человека (действия шофера, повара, взаимоотношения мамы и дочки: одевать куклу, кормить, ходить гулять и т. д.; сооружать домик для куклы, гараж для машины);
- учить использовать простой набор строительного материала для постройки домика для куклы, ворот, мостика, лесенки и др. Уметь обыграть свои постройки, увязать с сюжетом игр (куклы живут в построенном доме, спят на кроватке из кубиков, сидят на стульчике, машины заезжают в гараж, мишка пришел в гости в домик к зайчику);
-создавать игровые ситуации для формирования у детей умений организовывать самостоятельные игры.
Обогащать детские впечатления наблюдениями за жизнью окружающих взрослых на прогулке, за трудом повара, няни и других работников детского сада; использовать художественную литературу, кукольный, теневой и настольный театр для показа сценок из жизни, сказки, рассказа, стихотворения, песни и т. п., применять специальные дидактические игры. Формировать у детей умение выражать словами предметные действия с игрушками.
Основные задачи на втором году обучения[37]:
-продолжать воспитать у детей интерес к игрушкам и играм, поощрять стремление детей действовать с игрушками длительно;
-формировать умения детей играть совместно, способствовать развитию ролевых действий, отражать в игре отдельные действия взрослых: мама кормит дочку, папа читает сыну книжку, шофер везет детей на машине и т. д.
-учить детей использовать в ролевых играх строительные материалы для создания построек: построен домик для кукол, звери живут в зоопарке, куклы спят в кроватках и т. д.
-приучать детей самостоятельно, без воспитателей развивать несложные сюжеты, содержащие одну или две ситуации.
-формировать у детей умение при небольшой помощи взрослого выбирать удобное место для игры, организовывать игровую обстановку.
Основные задачи на третьем году обучения[37]:
-формировать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие события общественной жизни), а также знаний, полученных на занятиях при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре детских телевизионных передач: К. Чуковский, «Айболит»; С. Маршак, «Багаж»; 3. Александрова, «Доктор»; Перро, «Красная Шапочка»; сказка «Три поросенка» в обработке С. Маршака.
-учить комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Уметь предварительно, до начала игры, согласовывать план-сюжет в игровой группе из 3—4 человек;
- формировать умение выполнять в одном сюжете попеременно две роли, знать содержание своей роли и содержание ролей партнера;
-учить умению самостоятельно распределять роли, справедливо используя нормативные средства (по очереди, по жребию).
-подбирать необходимые игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры. Участвовать в сооружении нужных для игр построек: пароход, мост, вокзал, железная дорога, детский сад, дом, улица, город и т. п.;
Основные задачи на четвертом году обучения[37]:
-закреплять умения самостоятельно строить отношения со сверстниками на основе нравственных норм поведения: считаться с их мнением и вместе с тем уметь отстоять собственное, подчиняться их справедливым требованиям, стремиться спокойно решать споры и недоразумения в игре;
-поощрять избирательные дружеские и товарищеские отношения между сверстниками; сделать игровые объединения с коллективным характером взаимоотношений опорой в воспитательной работе с остальными детьми, развить инициативу и организаторские умения;
-формирование познавательных интересов путем всемерного расширения, уточнения детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребенка таких ярких образов, которые он стремился бы воплотить в игровом действии.
С целью обогащения содержания игры детей с нарушениями зрения рекомендуется проводить наблюдения за трудом взрослых, дидактические игры направленных на развитие игровых, ролевых действий (дидактические игры с куклой), чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Использовать знания, полученные от непосредственного ознакомления с окружающим по темам: «Семья», «Детский сад», «В магазине», «Прогулка в парке», по сказкам «Волк и семеро козлят», «Три медведя», дидактические игры на размещение, выделение формы: «Лото геометрическое», «Найди такой же», «Чудесный мешочек» и т. д.; на различение, узнавание цветов: «Найди такой же цвет», «Подбери все желтые, красные, синие, зеленые предметы (картинки, геометрические формы)»; на формирование целостного образа: «Составь пирамиду», «Собери матрешки», «Сложи из двух частей изображение», «Чего предмету не хватает?», на группировку предметов: посуда - чайная, столовая, кухонная; обувь - летняя и зимняя, на сравнение предметов, отбирать одинаковые, располагать в порядке постепенного уменьшения или увеличения и т.п. [37].
Вопросы для самоконтроля
1.Перечислите основные разделы диагностики сюжетно-ролевой игры и их качественные показатели.
2. На какие особенности поведения ребенка необходимо особо обратить внимание в процессе наблюдения за игрой?
3. Охарактеризуйте уровни развития сюжетно-ролевой игры детей, их основные и специфические особенности в зависимости от возраста и уровня психического развития.
3. Последовательность формирования сюжетно-ролевой игры детей ограниченными возможностями здоровья. Задачи первого, второго и третьего этапов обучения игре.
4. Особенности обучения ребенка роли.
5. Последовательность обучения детей игре драматизации.
6. Правила организации и методики проведения занятий по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья сюжетно-ролевой игре.
7.Что такое аффективное тонизирование и эмоционально-смысловой комментарий?
8. Какие задачи определяют особенности формирования ролевой игры детей с нарушениями зрения?
Задание для самостоятельной работы:
Проведите наблюдение и опишите особенности игровой деятельности детей своей группы и на основе полученных результатов определите основные задачи по формированию сюжетно-ролевой игры.
Литература
1. Белошеева А.А., Голышева В. А., Неволина Л.Г. Психические расстройства. Речевые нарушения у детей. - Пермь: «Здравствуй», 1999. – 200с.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание – М.: Просвещение, 2003. – 271с.
3. Калинченко А.В. Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112с.
4. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- 191с.
5. Корнилова И. Г. Игра и творчество в психокоррекции. Развитие общения старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре – драматизации. – М.: Издательство «Научная книга», 2000.-168с.
6. Левченко И. Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: издательский центр «Академия», 2001. – 192с.
7. Либлинг М.М. Игра в коррекции детского аутизма [Электронный ресурс] //Альманах Института коррекционной педагогики РАО . - 2014. Вып. №20 (http://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/igra-v-korrekcii-detskogo-autizma)
8. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП,1999.- 37с.
9. Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста. (I, II, III годы обучения). (Проект). - М.: Просвещение. -1996. – 123с.
10. Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения. Программы детского сада коррекционная работа в детском саду. /Под ред. . Л. И. Плаксиной.- М.: Издательство «Экзамен». 2003. -180с.
11. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291с.
Раздел V Содержание коррекционно-развивающей работы по обучению детей сюжетно-ролевой игре
5.1. Цели, задачи, принципы коррекционно-развивающей работы
В основу коррекционно-развивающей работы по формированию сюжетно-ролевой игры детей с ограниченными возможностями здоровья положены основные цели:
- гармонизация развития личности ребенка с отклонениями в психофизическом развитии через формирование игровой деятельности детей;
- оптимизация социальной ситуации развития в первую очередь оптимизация общения ребенка в системе «ребенок - взрослые», «ребенок - сверстники» на основе личностно-ориентированного взаимодействия.
Данные цели реализуются через систему задач,отражающих содержание тематического планирования игровых занятий:
- формирование игровой деятельности детей с 2-7 лет;
- формирование позитивного «образа Я» у ребенка, основанного на адекватном представлении о своих возможностях и самопринятии и признании самоценности,
- обеспечение ориентировки ребенка в своих чувствах, эмоциональных переживаниях,
- воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, адекватных способов социального взаимодействия при разрешении проблемных ситуаций во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Принципы:
1. Принцип единства диагностики и коррекции.
Обучению сюжетно-ролевой игре предшествует комплексная психолого-педагогическая диагностика, позволяющая выявить трудности развития ребенка, его особенности эмоционально-личностной сферы, уровень развития игры.
2. Деятельностный принцип реализации программы.
Любой метод обучения ребенка реализовывать в рамках деятельности ребенка, осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым. Искусство педагога при проведении и планировании занятий должно состоять в умении организовать так деятельность каждого ребенка, чтобы ее содержание способствовало коррекции и формированию положительных качеств и свойств его личности, умению разрешать конфликты, общаться со сверстниками и взрослыми.
3. Принцип учета возрастно-психологические и индивидуальные особенности ребенка. Обучение детей должно осуществляется на основе соотнесения данных диагностического обследования с нормативным развитием конкретного возраста детей, а также конкретизации целей и задач занятия с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Каждый ребенок уникален и имеет право на выбор своего самостоятельного пути развития.
4. Принцип организации эффективного общения на основе метода конгруэнтной коммуникации. Сотрудничество, доверие и уважения на основе эмпатического принятия ребенка. Быть готовым принять чувства ребенка такими, какие они есть. Это позволит ребенку получить эмоциональную поддержку взрослого, его помощь для осознания своих чувств и принять на себя ответственность за разрешение проблемной ситуации.