Структура сюжетно-ролевой игры
Для изучения состояние игровой деятельности каждого ребенка в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида предлагается использовать целенаправленное наблюдение и диагностические методики, разработанные Л.Б. Баряевой, А. Зарин, Е.А. Стребелевой, Г.А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, Г.Н. Лавровой [2, 28, 40, 54].
На основе разработанных выше указанными авторами рекомендаций и методов по изучению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста, нами выделены структурные разделы игры: игровые интересы, интерес к игрушкам, характеристика игровых действий, предпочитаемые сюжеты ролевых игр и их соответствие возрастным нормативам, качественная характеристика владения ролью, использование предметов-заместителей, особенности речевых высказываний, характеристика взаимодействие ребенка со сверстниками, особенности ролевого поведения ребенка, особенности произвольной саморегуляции в игре, длительность игры.
Они являются предметом наблюдений за игрой ребенка. Каждый раздел предполагает определенные показатели, раскрывающие их содержание на основе учета возрастных нормативов, а также специфических особенностей игровой деятельности детей с проблемами в развитии.
Рассмотрим качественную характеристику каждого раздела сюжетно-ролевой игры подробно:
1.Игровые интересы, интерес к игрушкам:
- разнообразные; (не) устойчивые; кратковременные, *не специфичные (увлечение не игровыми предметами).
2. Характеристика игровых действий:
- манипулятивные; процессуальные; сюжетные;сюжетно-ролевые.
3. Предпочитаемые сюжеты ролевых игр и их соответствие возрастным нормативам:
- бытовые; трудовые; по мотивам знакомых сказок мультфильмов, историй,
- (не) умеет фантазировать, комбинировать реальные и фантастические сюжеты, истории, события;
-*наблюдаются ли и повторяющиеся темы и сюжеты игры, к которым настойчиво ребенок возвращается.
4. Качественная характеристика владение ролью:
- последовательно выполняет цепочку игровых действий, полностью раскрывает содержание роли, знает содержание других ролей;
- какие роли предпочитает (ведущие, второстепенные);
- (не) использует ли воображаемые, условные действия;
-*наблюдаются ли повторяющиеся роли, к которым настойчиво ребенок возвращается.
5 .Использование предметов-заместителей:
- ребенок предпочитает играть реалистичными игрушками, но иногда использует 1-2 замещений, разученных ранее или типичных для данного возраста замещения (ранний возраст);
- ребенок постоянно включает разнообразные предметы – заместители и их модели, легко меняет значение одного того же предмета.
6. Особенности речевых высказываний:
- активен в ролевом диалоге, (не) сопровождает речь мимикой жестами;
- (не) комментирует свои игровые действия;
- *играет молча, один.
7. Характеристика взаимодействия ребенка со сверстниками:
- (не) учитывает интересы играющих детей, доброжелателен;
- (не) проявляет интерес к сотрудничеству и получает от этого истинное удовольствие;
- (не) подчиняется правилам игры и (не) понимает их содержание и назначение;
- самостоятельно разрешает конфликты (использует считалки, жребий, очередность);
- с помощью педагога или воспитателя разрешаются споры;
- *отвергается или нет сверстниками группы.
8.Характеристика ролевого поведения ребенка:
- инициативен; пассивен; предпочитает играть один;
-наличие эгоистических тенденций в поведении со сверстниками
- (не) подчиняется правилам игры и (не) понимает их содержание и назначение;
9. Особенности произвольной саморегуляции в игре:
- ребенок самостоятельно (не) может организовать и спланировать сюжетно-ролевую игру;
-ребенок (не) может договориться с детьми о ролях и правилах игры,
- (не) может подобрать необходимое игровое оборудование,
- ребенок (не) может увидеть и исправить собственные ошибки.
10. Длительность игры:
- как долго может самостоятельно играть ребенок, нуждается или нет в стимулировании к выполнению роли, соответствует ли время самостоятельной игры ее замыслу и возрастным нормативам.
Внимание! При подведении итогов наблюдений необходимо отметить есть или нет «изолированные» или «пренебрегаемые» сверстниками дети в группе, а также специфические особенности игровой деятельности ребенка:
- *наблюдаются ли и повторяющиеся роли, темы и сюжеты игры, к которым настойчиво ребенок возвращается;
- *увлечение не игровыми предметами и др.