Особенности эмоционально-волевой сферы детей с задержками психического развития

В структуре психического дефекта у детей с ЗПР на первый план могут выступать незрелость эмоционально-волевой сферы с неярко выраженными интеллектуальными нарушениями, а также замедленное интеллектуальное развитие. Однако необходимо иметь в виду, что клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений.

Так у детей с ЗПР конституционального происхождения эмоциональная сфера как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому развитию ребенка более раннего возраста. Их эмоции отличаются яркостью, живостью, наблюдается преобладание игровых интересов, повышенная внушаемость, болтливость, недостаточная самостоятельность, трудности подчинения правилам дисциплины. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведет к несформированности учебной мотивации, и как следствие в школе ребенок становиться стойко неуспевающим.

У детей с соматогенной формой ЗПР также отмечается эмоциональная незрелость, обусловленная длительными хроническими заболеваниями. Дети боязливы, робки, неуверенны в своих силах, пассивны и малоактивны.

Задержка психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. У одних детей формируется безволие, робость, безынициативность, чрезмерная покорность, пассивность, у других детей импульсивность, повышенная агрессивность, конфликтность, неуверенность в своих силах.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза отличается большей выраженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами ЗПР. Психическая незрелость проявляется в примитивности, поверхности эмоциональных реакций, слабом понимании социальных взаимоотношений, сниженной мотивации достижения, некритичности, несамостоятельности, внушаемости, пресышаемости. Отмечаются дезадаптивные формы поведения детей с ЗПР данного генеза. При возбудимых формах поведения дети проявляют конфликтность, агрессивность, раздражительность. Конфликт для них наиболее доступный способ взаимодействия со сверстниками. При заторможенном поведении дети отличаются вялостью, пассивностью, медлительностью, плаксивостью, уклоняются от контактов со сверстниками [29, 43, 53].

Подводя итоги выше сказанному необходимо отметить, что у всех дошкольников с задержкой психического развития отмечается отставание в развитии эмоций. Наиболее характерными особенностями является: эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Дети часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот. Отмечаются нарушения самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, неуверенность, чувство страха, фамильярность в отношениях со взрослыми.

Дети испытывают трудности в понимании эмоций как чужих, так и собственных. Успешно опознаются только конкретные эмоции. По определению Е.С. Слепович собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинках персонажей, но дети достаточно успешно выделяют на картинах причины эмоциональных состояний персонажей, что оказывается недоступным умственно отсталым дошкольникам [53, с.110].

Как отмечает В.И. Лубовский, в отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с ЗПР, встречаясь с трудностями при выполнении заданий, проявляют резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Но такие реакции могут возникнуть не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь по определению. Н..Л. Белопольской, значительно снижает продуктивность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки [53, с.109].

Приведенные характеристики эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста указывают на необходимость своевременной и квалифицированной коррекционной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, что в последующем будет способствовать успешной адаптации ребенка в школе. И как показывает педагогическая практика, развитие личности детей с ЗПР зависит в наибольшей степени от социальных условий, в которых растет и развивается ребенок.

Наши рекомендации