Соблюдение режима питания на 1 и 4 курсах
По данным ряда исследований 70-80% учащихся старших классов уже не имеют возможности регулярно питаться. Отрицательная динамика наших данных отчасти объясняется большей загруженностью студентов выпускных курсов, частыми разъездами на клинические дисциплины в ЛПУ города.
Важным фактором здоровья является полноценный отдых. Было установлено, что большинство студентов как на первом курсе 47%, так и на выпускном 50% отдает предпочтение развлечениям и только 7% предпочитают в качестве отдыха спорт.
Диаграмма 2.8
Рассматривая фактор физической активности, нельзя не упомянуть о занятиях утренней зарядкой. Так результаты наблюдений И.В. Полякова показывают, что только 30% населения занимается физическими упражнениями, из них только 10% регулярно. Что соответственно подтверждают исследования, на первом и на выпускном курсах зарядку делают всего 5% студентов.
Анализируя представленную ситуацию, можно говорить о том, что есть определенная группа студентов, у которых выполнение утреннего гимнастического комплекса фактически принята за систему. Это еще раз доказывает необходимость формирования навыков здорового образа жизни в детском и подростковом возрасте.
Отдельного внимания заслуживает оценка у студентов частоты стрессовых ситуаций, количество которых изменяется следующим образом:
первый курс 27%, выпускной курс 70% опрошенных, причем на выпускном курсе наблюдается прямая взаимосвязь между частотой возникновения стрессовых ситуаций и наличием хронических заболеваний (студенты, часто испытывающие стрессовые ситуации в 67% случаев страдают хроническими заболеваниями).
Таким образом, в процессе проведенного исследования установлено увеличение факторов риска здоровью студентов Новозыбковского медицинского колледжа в процессе обучения с первого по выпускной курс. Это отчасти объясняет рост количества хронических заболеваний с 17% до 47%.
Для более детального анализа факторов влияющих на здоровье студентов, все анкетироварованные были разделены на две группы больных и здоровых. Критерием разделения послужило наличие хронических заболеваний. В сформированных группах оценена значимость таких индикаторов здоровья, как:
· отсутствие вредных привычек (употребления алкоголя, табакокурение),
· соблюдение режима питания,
· занятия спортом,
· частота стрессовых ситуаций,
· время отведенное на сон.
Анализ этих пяти факторов показал, что курят среди больных 47.3% юношей и девушек, среди здоровых 19.5%. Причем на первом курсе среди здоровых не курит никто из опрошенных.
При рассмотрении такого фактора, как время, отведенное на сон, было установлено, что менее 7 часов спят 52.6% студентов имеющие хронические заболевания, тогда как в группе здоровых данный показатель значительно ниже и составляет около 30%.
Оценка частоты стрессовых реакций показала, что чаще они возникают в группе больных – 68.4%, а в группе здоровых только в 36,5% случаев.
Так же в ходе проведенного анализа было отмечено, что 68,4% хронически больных студентов не соблюдают режим питания, а 63.1% юношей и девушек, имеющих хронические заболевания, воспитывались в не полной семье.
По таким факторам как употребление алкоголя, и низкая физическая активность (занятие спортом) достоверных различий между больными и здоровыми не наблюдалось.
Таким образом, исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
среди рассматриваемых индикаторов здоровья в студенческой среде, наиболее значимыми можно считать малое число стрессогенных ситуаций, отсутствие вредных привычек, соблюдение режима питания и достаточное количество времени, отведенное на сон;
видимые последствия от потребления алкоголя сказываются в более зрелом возрасте, что определяется поверхностным отношением студентов – медиков к проблемам, связанным с преодолением вредных привычек.
Все перечисленное выше указывает на необходимость формирования у студентов – медиков навыков здорового образа жизни, путем реализации комплексных целевых профилактических программ, как на отдельных дисциплинах, так и на уровне образовательного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антропова М.В., Манке Г.Г. Факторы риска и состояние здоровья учащихся // Здравоохр. РФ. – 1997. - №3 – С. 49-50.
2. Левин Б.М. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение. – 1991. – 159 (1).
3. Лисицын Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохр. РФ. – 1998. - №1 – С. 51-52.
4. Поляков И.В., Васильев Д.И. Об организованных принципах использования средств физической культуры в системе оздоровления населения // Сов. здравоохр. – 1990. - №3 – С. 49.
5. Учебник для студентов мед. вузов/Под ред. В.А.Минаева, Н.И.Вишнякова. – 3-е изд. испр. – М.: МЕДпресс - информ. 2004. – 528с.
Приложение
Приложение 1
Анкета
1. Возраст_________
2. Пол____________
3. Место проживания до поступления в НМК_________________________________
4. В полной\не полной семье______________________
5. Семейное положение на данный момент________________________
6. Есть ли хронические заболевания? И какие?__________________________________
7. Хронические заболевания появились до\после поступления в НМК_______________
8. Место проживания на данный момент?
А) дома с родителями Б) на съемной квартире В) в общежитии
9. Материальное положение…
А) плохое Б) удовлетворительное В) хорошее
10. Подрабатываете ли вы во время учебы?
А) да Б) нет
11. Курите ли вы?
А) да Б) нет
12. Употребляете ли вы алкоголь, как часто?
А) нет, не употребляю Г) да, 1 раз в месяц
Б) да, один раз в неделю Д) да, чаще 1 раза в месяц
В) да, чаще 1 раза в неделю
13. Употребляли ли вы наркотики?
А) да Б) нет
14. Соблюдаете ли вы режим питания?
А) да Б) нет
15. Часто ли вы испытываете стрессовые ситуации?
А) да Б) нет
16. Делаете ли вы зарядку утром?
А) да Б) нет
17. Занимаетесь ли вы спортом?
А) да Б) нет
18. Сколько времени вы уделяете сну?______________________
19. Как вы привыкли отдыхать?
А) на природе
Б) занятие спортом
В) развлечения
20. Как вы считаете, правильно ли вы ведете свой образ жизни?
А) да Б) нет