Специальность: 31.02.01 лечебное дело
ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОЗЫБКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
КВАЛИФИКАЦИЯ – ФЕЛЬДШЕР
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: «ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ НОВОЗЫБКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЕДЖА»
«Допускается к защите» Зам. директора по учебной работе Шкарина Л.А. ____________________________ «____» _________________ 2017г. Дипломная работа студента 4 курса Багманова Семёна Наримановича ______________________________ Научный руководитель: преподаватель Кудряшов Александр Валентинович
Новозыбков, 2017
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3
ГЛАВАI. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ……………………………………....5
1.1 Элементы здорового образа жизни. ……………………………………7
1.2 Основные факторы риска здорового образа жизни и их медико-социальное значение………………………………………………………..14
1.3 Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды…………....25
1.4 Основные методы и формы пропаганды здорового образа жизни...26
ГЛАВА 2. Анализ анкетирования и выводы…………………...………………31
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….….….39
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………....…40
Введение.
Мы живем в XXI веке - веке стремительных изменений, поиска новых идеалов и ценностей. Практически во всех сферах социальной жизни человечество столкнулось с огромными проблемами, трудностями, противоречиями. В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. Современные условия диктуют моду на спортивный стиль жизни, на здоровое тело, стройную фигуру, энергичность. Современный молодой человек должен быть готов физически и морально к огромному потоку новых знаний, которые он постоянно получает из многочисленных источников. Он должен уметь быстро реагировать на изменения и уметь рассчитывать свои силы, свое время.
Проблема состояния здоровья студентов привлекает внимание все большего числа исследователей в разных областях, что связано со значительным его ухудшением. Так, по данным ряда авторов занимающихся данной проблемой, в последние годы имеют отклонение в состоянии здоровья от 40 до 44% студентов как средне специальных, так и высших учебных заведений. Учебная деятельность студентов сопровождается необходимостью усвоения больших объемов информации в условиях дефицита времени, гиподинамией, неполноценным питанием, нервно – эмоциональными перегрузками и как следствием, возможным ухудшением здоровья. Мы знаем, что состояние здоровья зависит от многих факторов, но на 50-52% здоровье определяется образом жизни.
Объект исследования: студенты НМК.
Предметом исследования: показатели здоровья студентов медицинского колледжа.
Цель исследования: изучение наиболее значимых аспектов понятия «Здоровый образ жизни» в студенческой среде.
.
Задачи исследования:
Изучить литературу на тему здорового образа жизни.
2. Проанкетировать студентов первого и четвертого курсов.
Проанализировать результаты анкетирования и сделать выводы.
Диаграмма 2.1
Употребление алкоголя на 1 курсе
Ежедневно алкоголь на первом курсе не употребляет никто из опрошенных. Один раз в месяц и чаще алкоголь употребляет 20% юношей и 48% девушек.
Диаграмма 2.2
Диаграмма 2.3
Диаграмма 2.4
Диаграмма 2.5
Курение на 1 курсе
60% и 52% соответственно для юношей и девушек 4 курса
Диаграмма 2.6
Курение на 4 курсе
Данные подобных исследований Э.В. Малой свидетельствуют о росте числа курящих с 25% на младших курсах медицинских учебных заведений до 64% на выпускных курсах. Сравнение этих показателей с результатами нашего исследования позволяют лишь только подтвердить исследования Э.В. Малой, и отметить о значительном омоложении данного явления среди девушек.
Оценка факторов рациональности и регулярности питания показала снижение доли лиц соблюдающих режим питания от первого курса к выпускному курсу: первый курс – 37%, выпускной курс – 13%.
Диаграмма 2.7
Диаграмма 2.8
Диаграмма 2.9
Диаграмма 2.10
Хронические заболевания
Для более детального анализа факторов влияющих на здоровье студентов, все анкетироварованные были разделены на две группы больных и здоровых. Критерием разделения послужило наличие хронических заболеваний. В сформированных группах оценена значимость таких индикаторов здоровья, как:
· отсутствие вредных привычек (употребления алкоголя, табакокурение),
· соблюдение режима питания,
· занятия спортом,
· частота стрессовых ситуаций,
· время отведенное на сон.
Анализ этих пяти факторов показал, что курят среди больных 47.3% юношей и девушек, среди здоровых 19.5%. Причем на первом курсе среди здоровых не курит никто из опрошенных.
При рассмотрении такого фактора, как время, отведенное на сон, было установлено, что менее 7 часов спят 52.6% студентов имеющие хронические заболевания, тогда как в группе здоровых данный показатель значительно ниже и составляет около 30%.
Оценка частоты стрессовых реакций показала, что чаще они возникают в группе больных – 68.4%, а в группе здоровых только в 36,5% случаев.
Так же в ходе проведенного анализа было отмечено, что 68,4% хронически больных студентов не соблюдают режим питания, а 63.1% юношей и девушек, имеющих хронические заболевания, воспитывались в не полной семье.
По таким факторам как употребление алкоголя, и низкая физическая активность (занятие спортом) достоверных различий между больными и здоровыми не наблюдалось.
Таким образом, исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
среди рассматриваемых индикаторов здоровья в студенческой среде, наиболее значимыми можно считать малое число стрессогенных ситуаций, отсутствие вредных привычек, соблюдение режима питания и достаточное количество времени, отведенное на сон;
видимые последствия от потребления алкоголя сказываются в более зрелом возрасте, что определяется поверхностным отношением студентов – медиков к проблемам, связанным с преодолением вредных привычек.
Все перечисленное выше указывает на необходимость формирования у студентов – медиков навыков здорового образа жизни, путем реализации комплексных целевых профилактических программ, как на отдельных дисциплинах, так и на уровне образовательного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Поляков И.В., Васильев Д.И. Об организованных принципах использования средств физической культуры в системе оздоровления населения // Сов. здравоохр. – 1990. - №3 – С. 49.
2. Левин Б.М. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение. – 1991. – 159 (1).
3. Антропова М.В., Манке Г.Г. Факторы риска и состояние здоровья учащихся // Здравоохр. РФ. – 1997. - №3 – С. 49-50.4.
4 Лисицын Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохр. РФ. – 1998. - №1 – С. 51-52.
5. Учебник для студентов мед. вузов/Под ред. В.А.Минаева, Н.И.Вишнякова. – 3-е изд. испр. – М.: МЕДпресс - информ. 2004. – 528с.
Приложение
Приложение 1
Анкета
1. Возраст_________
2. Пол____________
3. Место проживания до поступления в НМК_________________________________
4. В полной\не полной семье______________________
5. Семейное положение на данный момент________________________
6. Есть ли хронические заболевания? И какие?__________________________________
7. Хронические заболевания появились до\после поступления в НМК_______________
8. Место проживания на данный момент?
А) дома с родителями Б) на съемной квартире В) в общежитии
9. Материальное положение…
А) плохое Б) удовлетворительное В) хорошее
10. Подрабатываете ли вы во время учебы?
А) да Б) нет
11. Курите ли вы?
А) да Б) нет
12. Употребляете ли вы алкоголь, как часто?
А) нет, не употребляю Г) да, 1 раз в месяц
Б) да, один раз в неделю Д) да, чаще 1 раза в месяц
В) да, чаще 1 раза в неделю
13. Употребляли ли вы наркотики?
А) да Б) нет
14. Соблюдаете ли вы режим питания?
А) да Б) нет
15. Часто ли вы испытываете стрессовые ситуации?
А) да Б) нет
16. Делаете ли вы зарядку утром?
А) да Б) нет
17. Занимаетесь ли вы спортом?
А) да Б) нет
18. Сколько времени вы уделяете сну?______________________
19. Как вы привыкли отдыхать?
А) на природе
Б) занятие спортом
В) развлечения
20. Как вы считаете, правильно ли вы ведете свой образ жизни?
А) да Б) нет
ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОЗЫБКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
КВАЛИФИКАЦИЯ – ФЕЛЬДШЕР
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: «ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ НОВОЗЫБКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЕДЖА»
«Допускается к защите» Зам. директора по учебной работе Шкарина Л.А. ____________________________ «____» _________________ 2017г. Дипломная работа студента 4 курса Багманова Семёна Наримановича ______________________________ Научный руководитель: преподаватель Кудряшов Александр Валентинович
Новозыбков, 2017
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3
ГЛАВАI. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ……………………………………....5
1.1 Элементы здорового образа жизни. ……………………………………7
1.2 Основные факторы риска здорового образа жизни и их медико-социальное значение………………………………………………………..14
1.3 Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды…………....25
1.4 Основные методы и формы пропаганды здорового образа жизни...26
ГЛАВА 2. Анализ анкетирования и выводы…………………...………………31
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….….….39
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………....…40
Введение.
Мы живем в XXI веке - веке стремительных изменений, поиска новых идеалов и ценностей. Практически во всех сферах социальной жизни человечество столкнулось с огромными проблемами, трудностями, противоречиями. В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. Современные условия диктуют моду на спортивный стиль жизни, на здоровое тело, стройную фигуру, энергичность. Современный молодой человек должен быть готов физически и морально к огромному потоку новых знаний, которые он постоянно получает из многочисленных источников. Он должен уметь быстро реагировать на изменения и уметь рассчитывать свои силы, свое время.
Проблема состояния здоровья студентов привлекает внимание все большего числа исследователей в разных областях, что связано со значительным его ухудшением. Так, по данным ряда авторов занимающихся данной проблемой, в последние годы имеют отклонение в состоянии здоровья от 40 до 44% студентов как средне специальных, так и высших учебных заведений. Учебная деятельность студентов сопровождается необходимостью усвоения больших объемов информации в условиях дефицита времени, гиподинамией, неполноценным питанием, нервно – эмоциональными перегрузками и как следствием, возможным ухудшением здоровья. Мы знаем, что состояние здоровья зависит от многих факторов, но на 50-52% здоровье определяется образом жизни.
Объект исследования: студенты НМК.
Предметом исследования: показатели здоровья студентов медицинского колледжа.
Цель исследования: изучение наиболее значимых аспектов понятия «Здоровый образ жизни» в студенческой среде.
.
Задачи исследования: