Какие психологические механизмы могут лежать в основе состояния транса?
Еще один феномен – возникновение у клиента состояния «транса» во время психотерапевтических или тренинговых взаимодействий, которое, по нашему мнению, также не находит убедительного объяснения в литературе, отражающей различные направления психотерапевтической теории и практики.
Как становится возможной почти полная утрата самоконтроля клиентом и его подчинение речевым указаниям психотерапевта?
Состояния транса возникают в разделенных между психотерапевтом и клиентом взаимодействиях: действия организуются психотерапевтом с помощью речевых указаний, а выполняются клиентом. Речевые воздействия психотерапевта направляются на организацию у клиента определенных умственных действий, обеспечивающих актуализацию представлений и возможные направления их преобразования. Клиент оказывается в роли пассивного исполнителя умственных, а в состоянии транса и предметно-практических или имитационных действий, которые задаются извне психотерапевтом с помощью речевых указаний.
Так, психотерапевт может с опорой на речевые инструкции «овладеть» контролем над тонусом мускулатуры у клиента (психотехнические упражнения на расслабление мышц), овладеть контролем над представлениями и текущими эмоциональными переживаниями различной модальности («…представьте, что Вы ощущаете…и чувствуете…»). Далее устанавливается контроль над процессами памяти и мышления («…и Вам припоминается… и Вы думаете, что…») и т.д.
В зависимости от качественных особенностей и направленности речевых инструкций психотерапевта, а также от степени сформированности механизмов рефлексивного контроля над собственным поведением и содержанием извне организуемых умственных действий, клиент может оказываться в более или менее глубоком состоянии транса. Это состояние заключается в частичной потере контроля (или частичном отказе от самостоятельного контроля) над актуализацией собственных умственных (а в некоторых ситуациях и двигательно-исполнительных) действий и подчинении их текущим речевым указаниям со стороны психотерапевта.
Следует отметить, что ослабленные (недостаточно развитые) механизмы произвольной рефлексивной регуляции и наличие психологических проблем, которые субъект не способен решить самостоятельно – это коррелирующие между собой характеристики личности. Поэтому состояние транса легче вызывается у людей, которые имеют психологические проблемы в силу ослабленных или недостаточно сформированных психологических механизмов произвольного рефлексивного самоконтроля. Такие лица и вынуждены чаще обращаться за психологической помощью к психотерапевтам.
Можно предположить, что аналогичные закономерности могут лежать в основе актуализации гипнотических состояний. При использовании гипнотических техник клиент с помощью речевых указаний вводится в гипнотическое состояние из просоночных состояний, а при использовании психотерапевтических техник с помощью речевых указаний клиент вводится в состояние транса из организуемых психотерапевтом взаимодействий с предметно моделируемыми, имитационно воспроизводимыми или представляемыми ситуациями.
Литература:
1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. – М.: Наука, 1978.
2. Величковский Б.В. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 2. Проблемы общей психологии. – М.: «Педагогика», 1982.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3. Проблемы развития психики. – М.: «Педагогика», 1983.
5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
6. Зинченко В.П. Образ и деятельность. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. – М., 1994.
8. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 томах. – М.: «Педагогика, 1983.
10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.
11. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М.: Издательство МГУ, 1979.
12. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – М.: Издательство МГУ, 1988.
13. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. – М.: Издательство МГУ, 1985.
14. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М.: Смысл, 2002. – 287 с.
15. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Культура и патология: побочные эффекты социализации // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2006. – С. 187-204.