В чем проявляется специфика психических функций?

Психофизиологическая проблема и объяснение феноменов клинической и психотерапевтической практики в контексте культурно-деятельностной психологии

Маланов С.В.

Марийский государственный университет

г. Йошкар-Ола

Обсуждаются связи между психическими и физиологическими функциями, которые могут лежать в основе психогенных расстройств. Анализируются феномены, регистрируемые в клинической практике, которым дается объяснение с позиций системно-деятельностного культурно-исторического подхода к анализу психических явлений.

Ключевые слова: знаково-символические средства, психические функции и психофизиологические функциональные системы; конверсионные расстройства и психогенные заболевания; психологическая зависимость, состояние транса.

Объяснительный потенциал системно-деятельностного культурно-исторического подхода к анализу психических явлений достаточно широко используется в решении прикладных задач: в психологии развития, в возрастной психологии, в психологии учебной деятельности, нейропсихологии [10]. Вместе с тем, на основе принципов этого подхода может быть объяснено множество фактов и феноменов, которые наблюдаются в клинической и психотерапевтической практике [14].

Каковы связи между психическими и нейрофизиологическими функциями?

Объяснение феноменов и фактов, регистрируемых в практике психотерапевтов

Подавляющая часть используемых в разных направлениях современной прикладной психологии методов организации взаимодействий с клиентами, а также достигаемых эффектов и результатов транслируется на основе принципа «делай как я и получишь результат» без серьезных объяснений и обоснований. Если же объяснения и обоснования используются, то зачастую они принимают, либо мистический, либо суггестивный характер. Наиболее ярко этим характеризуются разнообразные направления психотерапевтических практик. Вместе с тем, с теоретических позиций системно-деятельностного культурно-исторического подхода может быть дано объяснение множеству феноменов и фактов, регистрируемых в этой области прикладной психологии.

Например, объяснение может получить известный феномен возникающей психологической зависимости клиента от психотерапевта, который был отмечен еще З.Фрейдом и объяснялся им механизмами идентификации с родителями в раннем детстве и проекцией детских переживаний на психотерапевта.

Психофизиологическая проблема и объяснение феноменов клинической и психотерапевтической практики в контексте культурно-деятельностной психологии

Маланов С.В.

Марийский государственный университет

г. Йошкар-Ола

Обсуждаются связи между психическими и физиологическими функциями, которые могут лежать в основе психогенных расстройств. Анализируются феномены, регистрируемые в клинической практике, которым дается объяснение с позиций системно-деятельностного культурно-исторического подхода к анализу психических явлений.

Ключевые слова: знаково-символические средства, психические функции и психофизиологические функциональные системы; конверсионные расстройства и психогенные заболевания; психологическая зависимость, состояние транса.

Объяснительный потенциал системно-деятельностного культурно-исторического подхода к анализу психических явлений достаточно широко используется в решении прикладных задач: в психологии развития, в возрастной психологии, в психологии учебной деятельности, нейропсихологии [10]. Вместе с тем, на основе принципов этого подхода может быть объяснено множество фактов и феноменов, которые наблюдаются в клинической и психотерапевтической практике [14].

Каковы связи между психическими и нейрофизиологическими функциями?

В чем проявляется специфика психических функций?

В контексте системно-деятельностного культурно-исторического подхода к анализу психических явлений психические явления рассматривается как система функций возникающих на основе формирования и совершенствования органов чувств в контексте эволюционного развития возможностей организмов ориентироваться во внешней среде на основе обнаружения и выделения биологически значимых факторов. Ориентировка во внешней среде приобретает биологическое значение только в том случае, если у организма имеется возможность активно перемещаться в окружающей среде (локомоции), а также организовывать все более эффективные взаимодействия с объектами окружающей среды (манипуляции). Исходные формы чувствительности начинают обеспечивать избирательность перемещений в среде по направлению к благоприятным условиям существования. По мере эволюции у животных организмов сенсорных систем и их функциональных возможностей формируются специфические типы чувствительности к различным свойствам окружающего мира. Эволюция органов чувств с их функциональными возможностями, а также связанных с ними органов и тканей организма, начинает обеспечивать ориентировку на основе выделения в окружающей среде различных объектов (восприятие), накопление и отбор способов и результатов взаимодействия с объектами (память), установление межпредметных отношений и связей (мышление). Все это совершенствуется у животных организмов в составе усложняющихся форм жизнедеятельности в меняющихся условиях окружающей среды [5, 9].

У любого животного организма собственно психическая (ориентировочно-исследовательская) активность актуализируется с первых активных взаимодействий с объектами окружающего мира. В процессах взаимодействия с окружающим миром у животных способных к научению функции ориентировки совершенствуются на протяжении индивидуальной жизни. Исходно (первично) особенности процессов взаимодействия субъекта с объектом подчиняются свойствам объекта. Производно (вторично) особенности взаимодействий субъекта с объектом начинают подчиняться субъективному продукту деятельности – предметному (психическому) образу объекта и накапливаемому опыту возможных действий с объектом [6, 7, 13].

Какова возможная связь психического образа с физиологическими процессами и функциями?

В отечественной психологии существует известная «формула»: психика порождается во внешних взаимодействиях животного организма с предметным миром, а мозг выступает в качестве необходимого (но недостаточного) условия. После рождения в условиях полной сенсорной изоляции и неподвижности мозг животного организма сам по себе не построит образов и представлений. Развернуть ответ на этот вопрос позволяет известная «гипотеза уподобления», сформулированная в работах А.Н. Леонтьева, а также следствия, вытекающие из этой гипотезы [9].

В основе исходного построения психического (сенсорно-перцептивного) образа лежит механизм уподобления динамики процессов в воспринимающей системе свойствам объектов («уподобление состояний органов чувств» физическим свойствам отражаемого объекта). Далее, по мере развития перцептивных механизмов, уподобляющиеся объекту движения и процессы в органах чувств свертываются, редуцируются и замещаются внутренними (интериоризированными) нервно-мышечными операциями и обеспечивающими их физиологическими процессами. Воспроизведение таких интериоризированных операций и процессов в отсутствие объектов образуют основу процессов представления [6].

Психический образ ситуации или объекта исходно строится во внешнем мире и «на внешнем объекте» на основе сенсорно-перцептивных ориентировочно-исследовательских операций и действий, затем включается в индивидуальный образ мира субъекта. И только потом, на основе овладения способами использования языка в речевых действиях с другими людьми, субъект рефлексивно выделяет его как содержание собственного образа мира. Эта позиция противопоставляется другой позиции, преобладающей, например, в когнитивной психологии: человек образ находит в собственной психике, а затем относит его к предметному миру [2, 10, 13].

В соответствие с логикой «гипотезы уподобления», можно полагать, что в любом взаимодействии субъекта с предметным миром психический образ (как результат ориентировочно-исследовательских операций и действий, выполняемых субъектом по отношению к объектам) строится, фиксируется, актуализируется не только на основе «динамики уподобления органов чувств». В построении психического образа лежат также и системно-динамические преобразования и изменения множества физиологических процессов в организме, которые актуализируются в результате такого взаимодействия. Из этого следует, что психический образ исходно строится, локализуется и фиксируется на всех тех физиологических функциях, которые изменяются в процессах взаимодействия животного организма с объектами. Нервная система и мозг при этом выполняют функции интеграции и дифференциации разных физиологических процессов и складывающихся на их основе функциональных систем (функциональных органов), обеспечивающих взаимодействия субъекта с внешним миром [1, 7].

Из такого расширенного толковании «гипотезы уподобления следует, что предметный образ ситуации или объекта строится и фиксируется на функциональной системе физиологических процессов в организме, которые исходно определяются мышечными движениями и движениями органов чувств, направленными на объект – предметно-практическими и сенсорно-перцептивными операциями и действиями. Такие операции и действия, в свою очередь, актуализируют множество физиологических процессов, как в органах чувств и в нервной системе, так и в различных органах и тканях организма, включая и сложнейшие комплексы вегетативных изменений. Системно-динамические изменения вегетативных функцийи вносят в психический образ эмоционально-оценочную пристрастность.

Такая интерпретация процессов порождения психического образа снимает проблемы «предметности восприятия», «гомункулуса в мозге» и др., но актуализирует проблему распределенной локализации психических функций на различных физиологических функциональных системах (функциональных органах) организма, а не только в мозге. При этом отношения между психическими и физиологическими функциями «оборачиваются». Приходится отказываться от привычной логики стандартного учебника психологии: физические раздражители – проведение импульсов от рецепторов к центральной нервной системе – порождение психического образа «мозгом и в мозге». Востребованной становится альтернативная логика: ориентировочно-исследовательская активность организма в окружающем мире (психическая активность) – избирательное функциональное приспособление физиологических процессов в организме к организации ориентировки и построению разнообразных предметно-практических и (у человека) умственных действий – согласование и фиксирование в ЦНС приемов и способов динамического воспроизведения таких физиологических процессов в форме функциональных систем на тканях и органах субъекта [1, 5, 6].

Таким образом, не мозг или ЦНС порождают психический образ. – Психический образ строится (презентируется) как функционально-динамическая структура на различных тканях, органах и физиологических функциях организма, формирующаяся в результате взаимодействий субъекта, использующего органы чувств с объектами. У человека построение психического образа в отсутствие соответствующего объекта фиксируется и воспроизводится (репрезентируется) в форме субъективного представления на основе актуализации такой функционально-динамической структуры с помощью знаково-символических средств [8, 11, 12].

Поэтому по мере формирования и развития высших психических функций физиологические функции организма начинают переструктурироваться и изменять функциональную организацию не только на основе реальных взаимодействий с предметным миром, но и на основе использования знаково-символических средств, с помощью которых актуализируются физиологические функциональные системы, моделирующие возможные взаимодействия с возможными предметными ситуациями.

Все изложенное позволяет последовательно анализировать фундаментальные проблемы психологической практики.

Наши рекомендации