Физического воспитания и спорта
Рекомендовано Государственным комитетом
Российской Федерации по физической культуре,
спорту и туризму в качестве учебника
для средних и высших учебных заведений
по физической культуре
ББК75.0я73 С50
Рецензенты:
доктор медицинских наук, профессор В. Н. Яковлев;
доктор медицинских наук, профессор В. А. Правдивцев;
доктор медицинских наук, профессор В. И. Торшин
Художественное оформление Н. М. Замешаева
Смирнов В. М., Дубровский В. И.
С50\ Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.— 608с: ил.
15Г^ 5-305-00034-3.
Учебник написан в соответствии с новой программой изучения «Физиологии физического воспитания и спорта» в различных учебных заведениях. Большое внимание уделено физиологии ЦНС и нервно-мышечной системы, терморегуляции и акклиматизации, биоритмам, гормональной регуляции при физической деятельности, другим вопросам, касающимся физической работы, физиологическим изменениям в функциональных системах и органах под влиянием физических нагрузок; дана характеристика состояния организма при занятиях различными видами спорта и оздоровительной физкультурой.
Учебник рассчитан на студентов колледжей, факультетов физической культуры университетов и институтов физической культуры, медицинских вузов, а также тренеров, спортивных врачей и других специалистов.
ББК 75.0я73
© Смирнов В. М., Дубровский В. И., 2002
© «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002
© Серийное оформление обложки.
15ВЫ 5-305-00034-3 «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник «Физиология физического воспитания и спорта» профессора В. М. Смирнова и профессора В. И. Дубровского написан согласно новой программе и состоит из трех частей: физиология зрелого организма, особенности физиологии детей и подростков и собственно спортивная физиология.
Часть Iучебника оформлена в традиционном для учебников по физиологии стиле - по отдельным системам - и состоит из трех разделов.
Первый раздел «Физиология возбудимых тканей» содержит материалы по общей физиологии возбудимых тканей, физиологии сенсорных рецепторов, нервных волокон, синапсов, общей и частной физиологии ЦНС, эндокринным железам. Несмотря на краткость изложения этого материала, авторы смогли четко и понятно представить классические и современные данные по физиологии и биофизике возбудимых клеток. Особое внимание уделено вопросам физиологии движений, что вполне обосновано целевым назначением учебника. Следует также отметить, что это ключевой раздел для глубокого понимания механизмов деятельности всех органов и систем организма.
Второй раздел посвящен физиологии внутренних органов и систем организма - это система крови, дыхания, сердечно-сосудистая система, пищеварительная, обмен веществ и энергии, терморегуляция, выделительная система. Большое внимание в этом, как и в других разделах учебника, уделено терминам, по которым еще не сложилось единого мнения. Авторы в ряде случаев выступают как
новаторы, причем убедительно обосновывают свою оригинальную точку зрения, не навязывая ее читателю. Напротив, читателю предоставляется возможность творческого решения дискуссионного вопроса.
Третий раздел «Интегративная деятельность организма» посвящен физиологии сенсорных систем и высшей нервной деятельности. Здесь дана оригинальная классификация анализаторов, четко изложены механизмы кодирования информации в различных отделах анализаторов, особое внимание уделено кодированию раздражителей в периферическом - рецепторном и в корковом отделах анализатора (кодирование качественной характеристики действующего на рецепторы раздражителя, количественной - сила раздражителя, кодирование пространства и времени действия раздражителя). Авторы изложили современные представления о механизмах кодирования в корковом конце анализатора - о механизмах узнавания известного предмета, явления и формирования образа, впервые встречаемого предмета и явления. Достаточно глубоко, хотя и компактно, написан раздел частной физиологии анализаторов, оригинально представлен материал по физиологии зрительного анализатора. Дана обоснованная, облегчающая усвоение материала модификация классификации различных вариантов научения, сформулированы оригинальные определения - что такое психическая деятельность, первая и вторая сигнальные системы, четко изложены устоявшиеся представления о механизмах ВНД.
В части IIучебника детально изложены материалы, касающиеся особенностей физиологии детей и подростков, начиная с периода новорожденности до юношеского возраста, рассмотрена проблема акселерации и ретардации развития детей. Показано созревание различных функциональных систем организма, в частности, особенности опорно-двигательного аппарата у детей, особенности терморегуляции и обмена веществ, переход от развивающегося организма к зрелому.
В части IIIучебника отражены современные представления о влиянии физической культуры и спорта на физиологические сис-
темы, органы и ткани организма как во время тренировки, так и в соревновательной деятельности - каким образом органы и физиологические системы обеспечивают физические нагрузки. Впервые отмечены факторы негативного влияния спорта на организм спортсмена. Представлены данные о влиянии гипоксии (тренировки в горах), жаркого и влажного климата на тренирующихся спортсменов.
В учебник введен раздел адаптации (акклиматизации) спортсменов к условиям смены временных поясов и участия спортсменов в международных соревнованиях в различных климатических условиях. В частности, представлены данные о влиянии климата и биологических ритмов на спортивные результаты во время тренировок и участия в международных соревнованиях российских спортсменов в США, Канаде, Перу, Камбодже и других странах. Описаны особенности реакций кардиореспираторной системы, метаболизма, гомеостазиса на физические нагрузки. Отмечена динамика гомео-стазиса при продолжительной акклиматизации спортсменов и при физических нагрузках в период подготовки к ответственным соревнованиям.
Сделан акцент на особенности метаболизма тканей, органов и функциональных систем в условиях адаптации спортсменов к чрезмерным физическим нагрузкам. Представлены данные о физиологических реакциях у юных спортсменов, женщин и лиц пожилого возраста на влияние физических тренировок.
Особое внимание уделено описанию физиологической характеристики таких качеств,,как выносливость, скорость, сила; физиологической характеристике различных видов спорта (циклические, ациклические, единоборства и др.); аэробным и анаэробным фазам при различных физических нагрузках и внешних факторах.
Книга прекрасно иллюстрирована схемами, таблицами, рисунками. Иллюстрации, несомненно, будут способствовать повышению эффективности преподавания и усвоения материала. В иллюстрациях отражены представления о некоторых процессах, протекающих на тканевом и клеточном уровнях.
Поскольку физиология является одной из основополагающих наук, ее изучение необходимо будущему тренеру, учителю физкультуры, спортивному врачу и другим специалистам, которые занимаются физической культурой и спортом. Изучение физиологии физического воспитания необходимо в связи с массовым развитием физической культуры и спорта высших достижений; знание физиологии необходимо каждому человеку для успешных занятий физической культурой, и особенно лицам, имеющим отклонения в состоянии здоровья.
Академик РАМН, директор НИИ
физиологии им. П. К. Анохина,
заведующий кафедрой физиологии
Академии им. И. М. Сеченова,
профессор К. В. СУДАКОВ
Раздел I
ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ. РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА
Глава 1