Современные проблемы социальной и педагогической интеграции инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
Социальная реабилитация получила в последние годы большое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база с одной стороны и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе реализующих научные положения с другой. В современной науке существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями. Социальная реабилитация понятие широкое и емкое. Оно включает в себя адаптацию и приспособление инвалид к самому себе, адаптацию его в обществе, в окружающей среде. Болезнь или ее последствия нередко или полностью меняют жизненный стереотип человека.
Социальная реабилитация осуществляется в двух направлениях:
- Социально-бытовая
- Социально-средовая
Социально-бытовую ориентацию предполагает ознакомление инвалида.
Социально-бытовая адаптация – процесс и результат приспособление инвалида в условиях ближайшего социума.
Социально-бытовое обучение – восстановление (формирование навыков пользования приборами, социально бытового назначения) с целью обеспечения незначительной независимости. Она включает также привития навыков хозяйственно-бытовой деятельности.
Социально-средовое направление включает комплекс мер по организации терапии средовой [8].
Виды жертв неблагоприятных условий социальной реабилитации многочисленны. Это связано с тем, что процесс социальной реабилитации осуществляется под воздействием различных факторов, влияние которых на человека неоднозначно, порой противоречиво, таким образом, можно говорить о наличии различных видов жертв социальной реабилитации. Реальные жертвы неблагоприятных не благоприятных условий социальной реабилитации – инвалиды. Какие проблемы возникают в процессе социальной реабилитации детей-инвалидов?
Прежде всего, это социальные проблемы.
- Недостаточные формы социальной поддержки, недостаточность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания, отсутствие надлежащей архитектурной среды.
- Нарушение связей ребенка с ограниченными возможностями с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурного транспорта, социальных служб.
- Ребенок, имеющим инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;
- Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок инвалид. Поскольку специальное образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу, дети инвалиды оказываются изолированы от семьи от нормально развивающихся сверстников от общества в целом.
Проблема получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких школ и большого количества выпускников организовать занятости для инвалидов [17].
Социальные условия:
- Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и развития ребенка
- развитие ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т.д.)
Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации – побуждения материи к участию в процессе развития.
- Психологи могут помогать детям, улучшая их психологическое состояния, тормозя нежелательные реакции, вырабатывая нормативные свойства.
- Педагог, или воспитатель, оказывая целенаправленное влияние на жизнь ребенка в семье, коллективе сверстников, школе в целом и вне ее.
- Должна быть реабилитирована собственная потенциальная активность ребенка.
Эффективность реабилитации определяется не мерой соответствия заранее заложенным эталоном «нормы», как принято в клинической практике, а становлением его способности к дальнейшей самореализации, саморазвитию.
Личность, умеющая проявлять независимость от болезни и обстоятельств, сделать при необходимости свой жизненный выбор, вполне соотносимый с ее собственными, а не заданными и диктуемыми извне намерениями, мотивами, установками.
Следовательно, важен диалог и подлинное сотрудничество с ребенком.
Атмосфера совершенствования поведения ребенка с ограниченными возможностями предполагает развитие системы инновационных социологических служб, ориентированных на детей с ограниченными возможностями, открывающих им доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению [11].
Таким образом, мы делаем вывод:
1. Социальная реабилитация это сложный процесс продолжительный в течение всей жизни человека и взаимодействие его с обществом, т.е. его интеграции.
2. Дети с ограниченными возможностями сталкиваются со следующими проблемами:
-недостаточные формы социальной поддержки, недостаточность здравоохранения, культуры, бытового обслуживания.
-нарушение связей ребенка с ограниченными возможностями с миром, бедность контакта со сверстниками, в ограничении общения с природой, недостаточности ряда культурных ценностей и образования.
-отсутствие спецшкол и реабилитационных центров, специалистов дефектологов в местах проживания семей имеющих детей с ограниченными возможностями.
-проблема получения детьми с ограниченными возможностями престижной профессии, кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе.
-проблема неравенства возможностей.
В решении эти проблем проводится работа социальных служб направленная на реабилитацию детей с детским церебральным параличом.