Особенности семейного воспитания детей с нарушением ОПДА

Особенности восприятия родителями тяжести и перспектив забо-левания своего ребенка оказывают существенное влияние и на характер используемых ими приемов его воспитания. В большинстве случаев (68%) воспитание таких детей отличалось неправильностью используемых родителями методов и подходов. А.Е.Личко (1983) выделил следующие основные типы неправильного воспитания детей: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность, потворствующая гипопротекция, атмосфера культа болезни, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи. У обследованых нами больных ДЦП преобладали следующие формы семейного воспитания.

Гипопротекция. Этот вид неправильного воспитания отличается недостатком внимания, заботы, истинного интереса родителей к своему ребенку, его проблемам, делам, волнениям и увлечениям. Родители безразличны к его духовной жизни. В отдельных случаях он может быть невовремя накормлен, одет в обноски, в рваное, давно не стираное белье. Иногда родители интересуются его проблемами лишь формально, «откупаются» от него различными материальными приобретениями. Ребенок чувствует, что старшие к нему достаточно безразличны, тяготятся необходимостью ухаживать и заботится о нем.

Доминирующая гиперпротекция. Такой вид неправильного воспитания характеризуется чрезмерной опекой родителями своего ребенка. Ими осуществляется мелочный контроль не только за каждым его действием, но и за каждой минутой времяпрепровождения, каждой мыслью. В семье формируется система сплошных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за детьми, достигающая в ряде случаев постыдной для них слежки. Непрерывные запрещения, невозможность принятия собственных решений создают у больного ребенка впечатление, что ему «все нельзя», а вот его здоровым сверстникам «все можно». Такое воспитание не позволяет ребенку накапливать собственный жизненный опыт, учиться не повторять допущенных ошибок. Оно не дает возможности формировать волевые качества, умение разумно пользоваться свободой, не приучает его к самостоятельности. Более того, при этом воспитании у ребенка подавляется чувство ответственности и долга, ибо, если за него все решают старшие, то он постепенно приходит к убеждению, что сам может ни за что не отвечать. У одних детей, отличающихся энергичностью, в подростковом возрасте нередко возникают протестные, аффективные ре-акции. У других, с астеническими, тревожно-мнительными чертами личности, еще более усиливается несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя и свои интересы.

Потворствующая гиперпротекция. В своем крайнем выражении этот тип приобретает характер воспитания «кумира семьи». Он ха-рактеризуется не столько постоянным контролем родителями за всеми мыслями, действиями и поступками ребенка, сколько в чрезмерной его опеке. Родные в этом случае стремятся освободить своего горячо любимого ребенка от малейших жизненных трудностей, от любых усилий, в т.ч. направленных на укрепление его физического здоровья. Этому сопутствует непрестанное восхищение ими мнимыми талантами ребенка, преувеличенная оценка его действительных способностей. С младенческого возраста такие дети растут в атмосфере незаслуженных похвал и безудержного обожания. Такое воспитание формирует у них эгоцентрическое желание всегда, любой ценой быть в центре внимания окружающих, слушать их восторженные отзывы о своих выдающихся задатках и способностях. В связи со слабостью волевых качеств, отсутствием трудолюбия и упорства в достижении любых значимых целей, они искренне рассчитывают на легкое и беспрекословное получение всего желаемого. Считают само собой разу-меющимся свое лидерство в любой интересной для них сфере деятельности, причем без затраты даже минимальных усилий. Для формирования у ребенка качеств «кумира семьи» совершенно необязательно наличие в его окружении большого числа восхищенных глаз влюбленных домочадцев. Его семья может быть небольшой и даже неполной. Иногда она включает в себя лишь обожающую до безумия своего ребенка одинокую мать и его самого. При этом переполненная любовью к больному ребенку мать видит смысл всей своей жизни в том, чтобы во всем угодить своему чаду. Ребенок все более привыкает получать все, что ему захочется, не задумываясь над тем, чего это стоит. В результате у него формируется все больше черт истероидной личности, специфически проявляющей себя при любых жизненных трудностях, а также утяжеляет имеющиеся у него психи-ческие отклонения.

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он — обуза в жизни родителей. Ему кажется, что родным без него было бы лучше, что они чувствовали бы себя в этом случае свободнее и счастливее. Такие чувства бывают еще интенсивнее, когда рядом с данным больным ребенком есть другие любимые дети, иногда — более здоровые или красивые. Особенно часто они возникают к сводным братьям и сестрам, а также к отчиму или мачехе, которые оказываются более значимыми для его родителя людьми, чем он сам. Эти случаи семейного воспитания получили название воспитания по типу «Золушки». Иногда эмоциональное отвержение ребенка родителями носит скрытый характер. В таких случаях ни мать, ни отец больного ребенка не осознают того, что не любят его, тяготятся совместным с ним проживанием. Они гонят от себя саму мысль о возможности подобных чувств с их стороны, возмущаются, если им кто-либо указывает на наличие в их семье подобного типа отношения к ребенку. Силами разума и воли родители стараются подавить в себе эмоциональную неприязнь к сыну или дочери, считают ее наличие чем-то недостойным. Нередко внешне они даже проявляют обусловленную психологическими механизмами гиперкомпенсации подчеркнутую заботу о ребенке, о состоянии его здоровья, уделяют ему утрированно повышенное внимание, стремятся хорошо одеть, накормить, купить побольше игрушек. Однако дети, как правило, чувствуют искусственную вымученность таких забот и внимания, ощущают у родителей недостаток искреннего эмоционального тепла. Положение менее любимого и нежеланного члена семьи тяжело переносится ребенком, накладывает отпечаток на его личность, отражается на всей его дальнейшей жизни. У более энергичных детей такой тип воспитания вызывает бурный протест и реакцию эмансипации. У тихих и безынициативных детей он способствует формированию аутистических черт, эмоциональной неустойчивости, повышенной ранимости и утомляемости. Условия жестких взаимоотношений. Нередко этот тип воспита-ния выступает крайней степенью проявления эмоционального отвер-жения ребенка. Жесткое отношение к нему со стороны родителей может проявляться открыто, в брутальных формах. Оно выражается суровыми расправами даже за мелкие проступки или непослушание детей, а в ряде случаев на детях просто «срывается зло». Не всегда жесткие отношения в семье избирательно касаются только самого больного ребенка. Как правило, это общий стиль семейных межличностных взаимоотношений. В таких семьях жесткие отношения господствуют во всей атмосфере непосредственного окружения ребенка, хотя могут и скрываться родителями от взора посторонних лиц. Они выступают следствием душевного безразличия членов семьи друг к другу, проявляющих заботу только о самих себе. При этом имеет место полное пренебрежение к интересам и тревогам других членов семьи, незримая стена между ними. В целом — это семья, в которой каждый ее член может рассчитывать только на самого себя, не ожидая ни помощи, ни поддержки, ни сочувствия со стороны ближайших родственников. Причем, жесткие семейные взаимоотношения могут внешне особо не бросаться в глаза, не сопровождаться громкими скандалами, драками и избиениями. Однако и в этих случаях они самым негативным образом отражаются на психическом здоровье ребенка, на особенностях формирования его личностных характеристик. Дети растут либо злобными, агрессивными, жестокими, либо «забитыми», робкими, не умеющими постоять за себя. Иногда свой протест против применяемых к ним жестоких мер они выражают различными крайними формами поведения, в том числе — суицидальными попытками.

Повышенная моральная ответственность. Этот тип неправиль-ного семейного воспитания характеризуется наличием у родителей чрезмерно больших ожиданий и надежд в отношении будущего своего ребенка. Они верят в наличие у него особых способностей и талантов, рассчитывают на достижение им в последующей жизни выдающихся успехов. Такие родители постоянно лелеют мысль о том, что сын или дочь сумеют реализовать, воплотить в жизнь их собственные несбывшиеся мечты. Ребенок с самого раннего возраста все время чувствует, что родные от него ждут очень многого. Вариантом воспитания в условиях повышенной моральной ответст-венности выступают случаи, когда на ребенка возлагается ответственность и недетские заботы по уходу за младшими братьями и сестрами, за больными, беспомощными или престарелыми членами семьи. У тихих, робких, малоэнергичных детей такой тип воспитания способствует возникновению чувства тревожности, повышенной мнительности, развитию различных страхов и опасений. В условиях наличия у ребенка заболевания это может приводить к формированию различных личностных аномалий.

Потворствующая гипопротекция. При таком типе воспитания бес-контрольность и вседозволенность в отношении родителей к своему ребенку сочетается с некритичної оценкой ими его поведения. Родители стараются постоянно оправдывать своего сына или дочь. Любые, часто неблаговидные действия собственных детей они оценивают в их пользу, зачастую объясняя состоянием их здоровья, пытаясь переложить ответственность и вину за совершенные ими проступки на других лиц, оградить их от вполне заслуженного наказания. В итоге дети, привыкшие к постоянному родительскому покровительству, лишившись его, оказываются совершенно несостоятельными в условиях реальной жизни, не могут приспособиться к ее требованиям, что усугубляется проблемами, связанными со здоровьем. Условия такого воспитания способствуют появлению у детей истероидных черт характера.

Воспитание в атмосфере культа болезни. Отличительным при-знаком такого типа воспитания выступают преувеличенные заботы родителей о состоянии здоровья своих детей. При этом возведение в культ специально организованного режима и назначенного ребенку лечения имеющегося у него заболевания, по сути дела, являются одной из форм доминирующей гиперпротекции. В результате такое воспитание способствует развитию у него инфантильности, эгоистической фиксации на заботах о собственном здоровье, формированию своего рода рентных установок с завышенным уровнем притязаний. В сознании таких детей стойко утверждается мысль, что «все во всем должны идти мне навстречу». На любые трудности вырабатывается истерический способ реагирования, характеризующийся наличием устрашающих ипохондрических высказываний и переживаний.

Противоречивое воспитание. Проявляется в том, что члены семьи (отец, мать и их родители) в таких случаях применяют несовместимые воспитательные подходы. Каждый из них предъявляет к ребенку требования, противоречащие требованиям, высказываемым другими членами семьи. При этом последние, нередко, конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Ребенок может одновременно испытывать на себе доминирующую гиперпротекцию со стороны отца и потворствующую со стороны матери. Или же — эмоциональное отвержение со стороны родителей, сочетающееся с потворствующей гиперпротекцией со стороны деда или бабушки. Воспитывающийся в таких условиях ребенок оказывается в особенно трудной ситуации, он пытается лавировать между родными и играть на их противоречиях. При этом могут приобретатьсь и закрепляться такие негативные личностные особенности, как неискренность, лживость, эгоизм, черствость и безразличие к проблемам своих близких, ела- бость или полное отсутствие каких-либо моральных принципов.

Воспитание вне семьи. Характерно для детей, воспитывающихся в условиях домов ребенка, закрытых школ-интернатов. Основным негативным фактором такого воспитания является наличие разной степени выраженности эмоциональной депривации. Кроме того, на ребенка отрицательно воздействует достаточно распространенное сочетание чрезмерно строгого учрежденческого режима (в ряде случаев граничащего с гиперпротекцией), с формализмом в его соблюдении, открывающим возможности для скрытой безнадзорности, тайного распространения дурных влияний, жестоких взаимоотношений между воспитанниками. У растущих в этих условиях детей нередко формируются такие личностные особенности, как эмоциональная холодность или, наоборот, повышенная чувствительность и ранимость, своеобразная система жизненных ценностей и моральных норм. Описанные типы неправильного воспитания детей, как показали наблюдения, достаточно часто встречаются в семьях больных ДЦП.

Наши рекомендации