Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с миопатиями

Подпонятием « с о п р о в о ж д е н и е » подразумеваются помощь, поддержка и обеспечение развития ребенка. Службы сопровождения зародились вместе с развитием системы образования и существуют в России почти две сотни лет. Если для системы массового образования сопровождение развития ребенка является относительно новым явлением, то в специальном образовании в современных условиях оно лишь видоизменило свою форму и содержание в связи с кардинальными социально-экономическими преобразованиями в нашем обществе и изменением отношения его членов к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические медико-социальные (ППМС) службы, или центры сопровождения, осуществляют работу с ребенком в следующих случаях: — выявление проблем в ходе диагностики; — обращения семьи за консультацией;— обращения педагогов;— обращения самого ребенка по поводу проблем. Осн ф-ии деятельности ППМС-центров являются: диагностика, консультации, информированность, помощь в решении проблем. Особую роль ППМС-центры сопрвождения играют в выборе образовательного маршрута ребенка, в преодолении затруднений в учебе и решении проблем личностного развития. ППМС-центры оказывают помощь не только учащимся и учителям школы, но и родителям в решении проблем развития их ребенка, а также в связи с переходом подростка из школы в реальную жизнь, в подборе специальных условий работы и проживания. При коррекции проблем приоритет отдается индивидуальной работе, изменению окружающей ребенка-инвалида среды или изменению позиции ребенка по отношению к среде.

Организация и содержание процесса социально-психологического сопровождения исходит из того, что главное отличие педагогического и психологического воздействия состоит лишь в личной близости учителя, социального педагога и психолога к ребенку. Социальный педагог – это друг, помощник, а психолог – независимый эксперт. В процессе совместной работы специалистами реализуются разные цели. Целью работы учителя, социального педагога является создание условий для саморазвития личности ребенка через познание себя, психолога – коррекция на основе самопознания возникших нарушений, сопровождающихся осознанием себя другим, “неполноценным” членом общества

По результатам диагностики детей педагоги и специалисты составляют индивидуальные образовательные маршруты. В маршрутах отразили содержание работы по тем направлениям, по которым у ребенка имеются проблемы. В большей степени планируются занятия со специалистами: психологом, логопедом и занятия по познавательно-речевому развитию и развитию сенсорики и мелкой моторики.

Медицинская служба осуществляет комплексвосстановительно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий для коррекции здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья согласно комплексному плану. План включает в себя такие виды мероприятий, как лечебную физкультуру, проведение физиотерапевтических процедур, сеансов “щадящей гимнастики” и массажа, индивидуальных занятий в специальных нагрузочных костюмах в тренажерном зале, бальнеолечение, медикаментозную терапию).

Псхолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) –функциональная единица психолого-медико-педагогическй службы внутри образовательного учреждения.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и/ остоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными потребностями возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психологического здоровья воспитанников.

В детском саду создана предметно-развивающая среда, способствующая коррекции и развитию детей с ограниченными возможностями. Для индивидуальных занятий и подгрупповых занятий с детьми изготовлены ручные тренажеры, оборудование для освоения детьми основных движений, для познавательного и речевого развития имеются развивающие и дидактические игры.

В течение каждого года планируется система повышения квалификации: проводятся консультации, педагогические советы, курсовая подготовка.

Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями мы рассматриваем как крайне необходимый и обоснованный вид помощи ребенку, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала, профилактику дезадаптации.

Сопровождение связано, во-первых, с охраной физического здоровья детей (медицинский аспект), его психического и психологического здоровья (психологический аспект), во-вторых, оптимальной адаптацией к педагогической среде ДОУ (педагогический аспект).

Основные задачи сопровождения.

1. Приспособление образовательной среды ДОУ к индивидуальным возможностям ребенка.

2. Создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям с проблемами в развитии, на основе развития компенсаторных механизмов становления деятельности ребёнка, преодоление и предупреждение вторичных дефектов.

3. Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения с целью разработки его индивидуальной программы развития

4. Совершенствование функций формирующегося организма ребёнка, тонкой ручной моторики, развитие зрительно-двигательной координации, формирование навыков здорового образа жизни.

Наши рекомендации