Профессиональная ориентация при ДЦП.

Профессиональная ориентация — это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловече ской культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развитая природных дарований. Профориен тация содействует социальной адаптации молодых людей с ДЦП к общественно-производственной деятельности, помо гает им в профессиональном самоопределении и выборе оп тимального вида занятости с учетом состояния здоровья, его потребностей и возможностей, а также социально-эконо мической ситуации на рынке труда.

Можно выделить следующие аспекты профориентации:

Экономический аспект профориентации — это процесс управления выбором профессии и места работы в соответствии с потребностями общества и возможностями личности.

Социальный аспект профориентации заключается в формировании ценностных ориентации в про фессиональном самоопределении молодых людей.

Психологический аспект профориентации состоит в изучении структуры личности, создании методов изучения и оценки профессионально значимых ее свойств, а также различных типов деятельности и профессий.

Педагогический аспект профориентации в полной мере проявляется при организации профессиональ ного обучения учащихся с ДЦП, что ведет к формированию у них профессиональных интересов, соответствующих психо физическим и физическим особенностям, облегчает своевре менное выявление и развитие их профессиональных наклон ностей.

Медико-физиологический аспект профориен тации выдвигает такие основные задачи, как разработка кри териев профотбора в соответствии с состоянием здоровья.

Профориентация детей с церебральным пара личом проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка. В школах-интернатах работают различные трудовые мастер ские: швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству и машинописи, компью терным технологиям, садоводству и другим специальностям. В организации процесса профессиональной ориен тации условно можно выделить девять направлений организа ции помощи в выборе профессии:

1. Справочно-информационное и просветительское направле ние крайне важно при условии, если предоставляемая клиентам информация является достоверной, достаточ но свежей и эстетически оформленной.

2. Текстологическое направление

3. «Глубинное» направление, связанное с психоанализом и его различными видами. В этом направлении предпо лагается, что в каждом человеке заложены глубинные психодинамические образования (энергия страха, агрес сии, либидо и т. п.), которые необходимо распознать и на править в полезное русло, в том числе и в профессиональ ную деятельность.

4. Гуманистическое направление предполагает центриро вание на личности клиента, которое достигается раз личными техниками установления психологического контакта с ним.

5. Организационно-управленческий подход подразумевает координацию работы между различными службами соци ально-медицинской помощи, психологическими служба ми, учебными заведениями и предприятиями.

6. Рационалистический подход предполагает опору на чисто логическое принятие решения, когда сложные профес сиональные и жизненные выборы «просчитываются» с опорой на определенные правила размышления, на ло гические схемы и т. п.

7. Воспитательный (мировоззренческий, идеологический) подход. В его основе лежат ценностно-нравственные ори ентиры современности.

8. «Частичные услуги» — это такое направление, которое позволяет оказать клиенту «частичную», но зато ре альную помощь.

9. Активизирующий подход предполагает постепенное формирование у клиента внутренней готовности к осознан ному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессио нального, жизненного и личностного).

В ходе профориентационной работы с инвалидами по ДЦП следует придерживаться определенной системы:

1. Предварительный этап. До встречи с ребенком с ДЦП нужна профориентационная помощь, психолог должен позна комиться с предварительной информацией о нем. На основа нии анализа этой информации выдвинуть предварительную профконсультационную гипотезу (определить проблему и на метить пути ее решения).

2. Общая оценка ситуации. Оценить ситуацию ориентации и консультирования можно по следующим ее составляющим: особенности данного учащегося (в чем он сам видит для себя проблему), условия консультирования (насколько они позво ляют решать его проблемы), самооценка психолога (насколь ко он готов помочь данному ребенку). На этом этапе важно не столько «исследовать» учащегося с ДЦП, сколько помочь ему сформулировать собственную проблему, поэтому особое значение здесь имеет организация эмоционально-доверитель ного контакта с ним.

3. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает: общее представление о проблеме и возможные пути и средства ее решения.

4. Совместное решение выделенной проблемы, допус кающее использование в ряде случаев и не активизирующих методов, например стандартизированных психодиагности ческих средств.

Углубленное психологическое обследование дает ценную профдиагностическую информацию, заключающуюся в сведениях:

• о состоянии интеллектуально-мнестических функции, особенностях структуры интеллекта и об уровне интел лектуального развития в целом;

• о состоянии психических функций, о свойствах лично сти и темперамента, обеспечивающих предпочтение той или иной динамики трудовой деятельности, специфики ее организационных условий;

• об особенностях личности и характера, определяющих на правленность на ту или иную содержательную сторону профдеятельности, о наличии специальных склонностей и способностей.

С целью профпсиходиагностики могут быть использованы различные методики, например:

• дифференциально-диагностический опросник Е.А. Кли мова, который позволяет выявить склонность к типам профессиональной деятельности в зависимости от пред мета труда, выделяя следующие пять типов: человек-при рода, человек-техника, человек-человек, человек-знако вая система, человек-художественный образ;

• карта интересов, позоляющая изучить глубину интере сов и склонностей в разных сферах деятельности;

• опросник профессиональной готовности, позволяющий выявить способности и желание заниматься определен ным типом профессиональной деятельности;

• опросник профессиональной направленности, предос тавляющий возможность определить модель желаемой и доступной профессии на основании обобщения ее суще ственных характеристик (физическая тяжесть, коллек тивность — индивидуальность, уровень нервно-психиче ского напряжения, система подчинения, уровень оплаты и т. п.), а также выявить предпочитаемый тип деятель ности (предмет труда) и оценить информированность о со держательной стороне различных профессий;

• методика Голланда, позволяющая выяснить соотноше ния предпочитаемого типа деятельности (рационали стический, артистический и т. п.), с характерологически ми особенностями личности;

• методика изучения коммуникативных и организатор ских склонностей, которая опосредованно определяет коммуникативные и организаторские способности через выявление и оценку соответствующих склонностей.

Общие противопоказания к приему на обучение в высшие учебные заве дения для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

• открытые формы туберкулеза, активный прогрессирую щий туберкулез;

• хронические заболевания легких с выраженной легочно-сердечной недостаточностью;

• заболевания сердечно-сосудистой системы с нарушением кровообращения;

• хронические заболевания почек с явлениями стойкой почечной недостаточности;

• эндокринные заболевания тяжелой формы в фазе деком пенсации (инсулинозависимый диабет);

Основные направления работы, позволяющие осуществлять более успешное трудоуст ройство инвалидов с ДЦП:

• совершенствование системы профессиональной ориен тации;

• расширение перечня учебных заведений профессиональ ной подготовки и переподготовки инвалидов;

• увеличение количества рабочих мест;

• создание условий для социальной интеграции инвалидовв общество.

Наши рекомендации