Специальное (коррекционное) обучение детей с ДЦП.

Образование осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней:

1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения 4—5 лет);

2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 6 лет);

3 ступень — среднее (полное) образование (нормативный срок освоения — 2 года).

На первой ступени образовательные задачи решаются на основе комплексной коррекционной работы, направленной на формирование всей двигательной сферы воспитанников, их познавательной деятельности и речи.

На второй ступени образования закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, продолжается коррекционно-восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию воспитанников.

На третьей ступени образования обеспечивается завершение общеобразовательной подготовки воспитанников с учетом их возможностей, обусловленных особенностями их психофизического развития, на основе дифференцированного обучения, создаются условия для их активной социальной интеграции.

В проекте Концепции Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровъя(1997),разработанной под научным руководством академика В.И. Лубовского, предлагается выделить следующие категории учащихся с нарушением опорно- двигателъного аппарата:

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с ортопедическими средствами и имеющие нормальное психическое развитие или задержку психического развития.

Дети, лишенные возможности самостоятельного передвижения и самообслуживания, с задержкой психического развития и разборчивой речью.

Дети с задержкой психического развития при ДЦП, осложненной тяжелыми дизартрическими нарушениями, ОНР, нарушениями слуха.

Дети с ДЦП и умственной отсталостью различной степени тяжести.

Схема стандарта образования в специальных (коррекционных учреждениях для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата)

Учебный план:

Обучение детей, имеющих тяжелые двигательные нарушения или сочетание двигательных иречевыхнарушений, предусматривает максимально возможную индивидуализацию обучения:

гибкий учебный план, позволяющий учитывать специфику нарушений;

разноуровневые программы, адаптированные для коллективного и индивидуального обучения;

вариативное начальное обучение с обязательным пропедевтическим периодом в подготовительном (диагностическом) классе.

Диагностический класс следует рассматривать как подвижную структуру, основная задача которой — изучение возможностей ребенка, проведение соответствующих психолого-педагогических исследований и подготовка к дальнейшему обучению в начальной школе.

Для получения образования детьми, с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо обеспечить специальные условия:

различные организационные формы обучения, специально приспособленное здание (лифты, пандусы и др.), специальная мебель, специальные приспособления и приборы для обучения(ортопедическая обувь, ручки и др.), компьютерные классы, мастерские для трудовой подготовки. Достижения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в овладении программным материалом оценивают на протяжении всего периода обучения в школе. С этой целью используют: тестовые задания для изучения уровня достижений в овладении знаниями, умениями и навыками по этапам обучения с учетом развития двигательных и речевых на-выков; тематические текущие и годовые проверочные задания по основным предметам на протяжении всего периода обучения; срезовые задания, выявляющие жизненные потребности и интересы учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; экзамены за курс средней школы проводятся по билетам для общеобразовательной школы; анкеты для педагогов, воспитателей и родителей, позволяющие оценивать продвижение детей в интеллектуальном, речевом и двигательном развитии и выявлять трудности в овладении учебным материалом и особенности их поведения.

Наши рекомендации