Психодиагностика сенсорно-перцептивных функций детей с ДЦП.

У многих детей, страдающих дцп, отмечаются сенсорные нар, которые проявляются в недостаточности зрительного и слухового восприятия, в недостаточности перцептивных действий. При исслед зрит воспр у ребенка с дцп ему показывают яркую блестящую игрушку, которую помещают в поле его зрения, и отмечают возможность и длительность фиксации взора на ней, прослеживания ее во всех направлениях. Психолог отмечает, тянется ли ребенок к видимой игрушке. При недостаточности указанных ф-й необходимо определить причину этих нар: отсутствие интереса, преобладание реакций страха, грубое нар глазодвигательной иннервации, тяжелая двигат патология. Наряду с указанными наиб простыми зрит ф-ями исследуют узнавание знакомых игрушек, картинок (в 1—2 года), возможность сличения цветов (в 2—3 года). Н-р, исследование сличения цветов проводят в виде обучающего эксперимента. Дают занятие по подбору шариков по цвету. При этом 6—8 шариков одинакового размера, окрашенных в 2 цвета, складывают в общую коробку. На стол помещают две пластмассовые тарелочки такого же цвета, как шарики. Педагог на глазах у ребенка берет красный шарик, кладет его в красную тарелку, затем дает синий шарик и просит положить его в соответствующую по цвету тарелку. Если ребенок с тяж двигат поражением, то он должен взглядом указать на тарелку, куда надо положить шарик соответствующего цвета. При оценке результатов учитывают объем оказанной ребенку помощи. У детей, начиная с 3—4-летнего возраста, исследуют особенности восприятия объемного предмета и его соотнесения с плоским изображением. используют яркие игрушки и такие же картинки: ложка, ботинки, мячик, собака, яблоко. Ребенок рассматр. игрушки и при показе картинки показывает или подает соответствующую игрушку. При усложнении задания ребенку можно предложить сличение геометр. форм. Слуховое восприятие у детей с ДЦП подробно обследуют в тех случаях, когда ребенок не понимает или ограниченно понимает обращенную речь. Исследуют состояние ориентировочного слух. рефлекса, проверяют возможность локализации звука в прост-ве. Для этого ребенку предлагают указать жестом или взглядом спрятанный звучащий предмет. Если у ребенка есть подозрение на нар слуха, необходимо обслед у сурдолога. Повышенная чувствительность к слуховым раздражителям бывает из за врожденного безусловного рефлекса Моро. При исслед зрит и слух воспр необходимо выявить, имеется ли у ребенка диссоциация в реагировании на зрит и слух раздраж. Если это наблюд-ся, то возможно нар сенсор ф-и. Если ребенок слабо реагирует на оба раздражителя, это мб связано с нар познават активности, что выявляется у детей с зпр или с уо. основное внимание при психолог. обслед следует уделять уровню R сенсорно-перцептивной д-сти. На 1-х этапах обслед реком-ся исследовать особен R зрит воспр: воспр формы, цвета, величины и пространств. отношений предметов; уровень R осязат/ воспр предметов: формы, фактуры, веса; уровень сформированности конструктивных и графических навыков и умений. Обязательно в обслед необходимо вкл изуч пр-сов анализа, синтеза и обобщений предметов, а также уровень R кол-ных представлений. При исслед особен сенсорного и интеллект R дошк с ДЦП важен не только сам результат выполнения заданий, а главное — сп-б их выполнения. Мет-ки должны быть построены соответственно особен уровня R предметно-практич манипуляций. Для проведения обслед необходимо иметь следующее оборуд и материал: детский стол и стул, спец кресло.материал для обслед: доска Сегена; 4-хцветные блоки и такого же цвета доска к ним; кубики Косса (детский двухцветный вариант); лото «цвет и форма», «цвет и кол-во»; набор объемных и плоских фигур для осязания; предметные картинки; набор карточек для исслед обобщений методом исключ; цв карандаши, альбомы для рис. Исслед восприятия формы на доске Сегена Перед началом обслед психолог показ ребенку собранную доску Сегена, затем раскладывает фигуры на столе и предлагает положить их на место. Результаты оцениваются по пятибальной системе в зависимости от сложности задания и способов их выполнения. Дети с ДЦП с потенциально сохран интеллектом справляются с заданием с 4—5 лет,но испытывают трудности в их словесном обозначении. У детей с ДЦП в сочетании с психич недоR наблюд преимущественно хаотичный, бесплановый способ работы в рез-те чего продуктивность выполнения задания резко снижена. Исслед восприятия цвета предметов Психолог предлагает ребенку расположить цв шары или кубики на доске, разделенной на 4 части соответственно основным цветам: кр, син, жел, зел. Дети с ДЦП с сохраy интеллектом, как правило, трудностей при соотнесении цв по подобию не испытывают, но путают их названия. У детей с ДЦП с психиче недоR наблюд трудности соотнес цв по подобию.Воспр величины предметов психолог может предложить ребенку собрать 2-х или 3-х составные матрешки, пирамидки из разного кол-ва колец, блоки или цилиндры разной величины. Различение контрастных предметов по величине не вызывает особых трудностей у детей с ДЦП с сохранным интеллектом. Но при соотнесении предметов с местом с учетом величины у бол-ва детей отмечается хаотичный, бесплановый способ работы, они правильно соотносят только контрастные величины. Однако дополнительная инструкция: «Возьми самый большой цилиндр и поставь его в самое большое отверстие» — позволяет детям справляться с заданием и успешно переносить усвоенный способ работы на выполнение др заданий. Дети с ДЦП в сочетании с психич недоR затрудняются в выполнении всех заданий, хаотично манипулируют с предметами. Исслед особ осязат воспр предметов реком-ся начинать с игры в «волшебный мешочек». Однако психолог должен ориентироваться не только на правильное называние ребенком осязаемой фигуры, но и на способы ее обслед, поэтому можно использовать спец ширму. Наборы фигур для осязания сост из след предметов: 1) набор объемных дерев. предметов (яйцо, катушка, бутылка, гриб, кольцо и т. д.); 2) набор геометр фигур одинак фактуры (куб, квадрат, шар, круг, треуг, цилиндр и т. д.); 3) набор предметов различной фактуры (метал. шарик, шар, сшитый из шерст ткани, стекл бутылочка, дерев. бутылочка и др.) В процессе обслед надо требовать от ребенка правильного называния предмета, а в случае затруднения предложить ребенку сопоставить предмет со знакомыми ему бытовыми объектами, необходимо следить за движениями рук ребенка в процессе ощупывания. Анализ способов осязания предметов позволяет выявить уровень R перцептивных действий. Перцептивное действие осущ-ся при помощи сенсорно-двигат. интеграции, а при их недоR у детей с ДЦП наблюд затруднения в соотнесении частей воспринимаемого предмета в целостный образ.Исслед конструктивной д-сти предлагают задания: а) конструир объемных построек из цв кубиков одинак величины с помощью образца-рисунка; б) выкладывание по рис опред-х плоскостных фигур из цв кубиков с выкрашенными в разные цвета сторонами; в) задания по конструир-ю по мет-ке Косса (используют 5 1-х вариантов этой меn-ки —2-хцветные кубики). Выполнение этих заданий вызывает особые трудности у детей с дцп, они с первично сохран интеллектом успешно выполняют задания серии а) и б), однако задания по мет-ке Косса им практически недоступны. Дети путают простран-ые расположения деталей, отмечаются трудности в предварит ориентировке в задании. У детей с ДЦП с уо особые трудности вызывают задания серий а) и б). Исслед особен рисования Рисование детей реком-ся оценивать по степени R у ребенка графических умений и особен качества изобра; фигур. Даже к концу дошк в-та рис детей с ДЦП с сохран интеллектом могут находится на уровне символического изображения фигуры и ее частей. Исслед мыслит пр-сов Для исслед уровня обобщений у детей используют мет-ку на выделение лишнего предмета. При проведении обслед необходимо иметь наборы карточек, на каждой из которых нарисованы 4 предмета. Ребенка просят показать, какой из 4-х предметов подходит к остальным трем. отмечается, как ребенок понимает задание, на какой признак предмета ориентир-ся: цвет, форму, величину и т. д., а также как ребенок словесно обозначает 3 объединенных в одну гр предмета. Классификация предметных картинок Метод предметных классификаций позволяет выявить не только особен обобщения и абстрагирования, но и особен внимания, памяти, личностных реакций на свои достижения и неудачи. Перед началом занятий психолог кладет перед ребенком 6—7 предметных картинок и предлагает ему положить вместе те, которые подходят др к др. На 3-х карточках этого набора изображены животные, на 2-х — одежда, на 1 — посуда. Если ребенок успешно справился с заданием, реком-ся добавить еще 10—15 карточек, подходящих к тем же гр.фиксируется, как ребенок понимает задание, адекватно ли его выполняет и какова его обучаемость. давать детям с 5 лет. В начале занятия дети могут классифицировать картинки неадекватно, но после двух-трех дополн инструкций должны провести обобщение по существенному признаку.Исслед счетных навыков Исслед кол-ных представлений необходимо проводить поэтапно. Сначала исследуется сп-сть ребенка дифференцировать «много—мало», «1—много», «больше меньше», одинак кол-во. Важно исслед СП-сть ребенка абстрагироваться от формы и величины предметов и ориентир только на кол-во.необходимо приготовить счетный материал из предметов разной величины и формы. Можно, н-р, предложить детям 2 стержня, на одном из них нанизаны кольца, а на др — шары. Несмотря на одинак кол-во деталей на обоих стержнях, пирамидка с шарами будет выглядеть выше, чем с кольцами. Спросить: «Чего больше — колец или шаров?» При обслед детей шк в-та реком-ся использование и психометрических методов, н-р мет-ки Равена и Векслера. Их целесообразно использовать для детей с преимущественным поражением нижних конечностей с относительно сохран R речи, как лексической, так и фонематич ее сторон.





Наши рекомендации