Нарушения зрительно-моторной координации при ДЦП.
Для формирования предметно-практической и познавательной деятельности, важное зна-чение имеет согласованность движений руки и глаза. У детей с ДЦП в результате пораже-ния двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты недостаточно. Дети не могут следить глазами за своими движениями, что препятствует развитию манипулятивной деятельности, конструирования и рисования, а в дальнейшем тормозит формирование учебных навыков (чтения, письма) и познавательной деятельности. Зрительно-моторная координация особенно важна на начальном этапе обучения чтению, когда движение пальцем ребенок прослеживает глазом, указывает и определяет последовательность букв, слогов, слов. Техника и плавность чтения формируются на этой основе. Такие учащиеся не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить свое письмо. Несформированность зрительно-моторной координации проявляется не только при чтении и письме, но и при овладении навыками самообслуживания и другими трудовыми и учебными умениями. Так, на уроках труда таким ученикам очень трудно правильно расположить материал, произвести его разметку, расположить выкройку. Особую сложность для них представляют раскрой и выточка отдельных деталей изделия. По этой же причине замедляется процесс формирования навыков самообслуживания. Невозможность проследить глазами за действиями своих рук, скоординировать движения руки и глаза приводит к недостаточной организации произвольного двигательного акта на уроках физкультуры: дети не могут удержать цель, затрудняются бросать и ловить мяч, овладевать умениями и навыками в других спортивных играх.
17. Нарушения предметно-практической деятельности при ДЦП.
Нарушение движений оказывает негативное влияние на развитие познавательных процессов у детей. Для детей с ДЦП С 1-го года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира. Р.Я. Абрамович-Лехтман (1962)выделила четыре этапа в формировании предметно-практических действий у детей первого года жизни:
1)Первый — этап преддействия начинается у младенца уже в 2,5 месяца. Ребенок выпол-няет направленные движения с предметами: водит руками по одеялу, захватывает одной рукой кисть другой руки и т. п.
2)Этап результативных действий начинается у ребенка с 4 месяцев. Ребенок осваивает хватательные движения, после чего ему становятся доступными многообразные предмет-ные действия: притягивание, постукивание, толкание, выпускание из рук, разрывание бумаги и др.
3)Это этап соотносящих действий. Действие с 2-мя предметами одновременно: всовыва-ние, вкладывание,вынимание, нанизывание колец и т.д.
4) Функциональные действия (я не поняла какой 4 этап!!!!!!!!!) К концу первого года жизни ребенок выполняет функциональные действия, подражая аналогичным действиям взрослых: мешает ложкой в чашке, пишет палочкой, причесывает куклу и пр.
Провели исследования и выявили:
Проводились исследования по исследованию ощущений, предметных действий, произ-вольной деятельности. Дети с угрозой возникновения ДЦП, разделены на три группы по успешности выполнения заданий: В первую группу (26,6%) вошли младенцы, у которых не наблюдалось выраженных нарушений в развитии ощущений, несмотря на недоразвитие двигательных функций, отмечались повышенный мышечный тонус и другие неврологические симптомы, указывающие на церебрально-органическую недостаточность по типу ДЦП. Вторую группу (48,8%) составили младенцы с задержкой в формировании сенсорных функций. У них наблюдался комплекс оживления при предъявлении предмета, но в отличии от предыдущей группы он проявляется не в реакции сосредоточения, а в беспорядочных, хаотичных движениях конечностей. В третьей группе (24,6%) наблюдалась выраженная задержка в формировании зрительных и слуховых сосредоточений. Движения глаз у этих детей были не согласованы с поворотом головы, а движения рук хаотичны.
У детей с ДЦП, в отличие от здоровых сверстников, наблюдалось кратковременное сосре-доточение на предметах, особенно у детей третьей группы (не более 3—4 минут). Особое значение в формировании устойчивости внимания играет поисковая активность ребенка и уровень развития его предметно-практических действий. У обследуемых детей, особенно во второй группе, мы наблюдали случаи, когда уровень развития предметно-практических манипуляций был незначительно снижен, наблюдалась поисковая активность, однако внимание у них было неустойчивым и слабоконцентрированным. Наибольшие трудности концентрации внимания наблюдались в третьей группе младенцев. В отличие от младенцев первой и второй групп недоразвитие внимания у них тесно коррелировало с недоразвитием предметно-практических манипуляций.
— у детей с церебрально-органической недостаточностью по типу ДЦП наблюдается, с одной стороны, выраженная гетерохронность в развитии психических функций, с другой — их автономность . Причем чем больше выражена автономность психических функций, тем ниже динамика психического развития ребенка. Ведущий дефект при ДЦП — двига-тельные нарушения — в значительной степени определяет специфику когнитивных функций детей с этим заболеванием. Несформированность двигательных навыков и умений проявляется не только за счет собственно нарушенной моторики, но и в недостаточности более сложных функций, необходимых для познавательной деятельности, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, прорранственный анализ и синтез и др.)