Принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии.
в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассмотреть в плоскости принципа нормативности развития личностикак последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Д.Б.Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса.
Первый параметр - это "социальная ситуация развития", единица анализа динамики развития реб., т.е. совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Второй параметр - уровень сформированности психологических новообразований и их значение на данном этапе возрастного развития. Подростковый возраст, как никакой другой, богат на психологические новообразования (в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений с окружающими). Третий параметр - уровень развития ведущей деятельности подростка как деятельности, играющей решающую роль в его развитии. Здесь возрастает роль общения подростков, оно становится наиболее значимым явлением, без которого довольно трудно построить коррекционный процесс.
Реб даже с неярко выраженными отклонениями в развитии «выпадает» из социально-культурной сферы существования человеческого общества. По отношению к реб с откл в разв перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Из-за этого нарушаются условия для «врастания ребенка в культуру».
В развитии психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями формирования восприятия и мышления, других высших психических функций (ВПФ), а также свойственной для каждого из них сенситивностью, специфической восприимчивостью для развития определенных ВПФ, наиболее ярко проявляющейся в развитии речевых функций (сенситивные периоды). Выделяются также критические периоды, или кризисы развития (Л.С.Выготский [4]), через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность.
Известно, что неравномерность психического развития является его неотъемлемым, внутренне ему присущим свойством – чередование периодов ускорения и замедления темпов развития,. разновременность, Другим основополагающим принципом психического развития представляется принцип эпигенеза, -- формирования систем все более возрастающей сложности с переходом к более высоким уровням организации путем интеграции прежних способов организации с новыми с последующей их модификацией). Индивидуальность темпов развития,) при сохранении общих закономерностей развития –
Периоды развития -- Младенческий (Эмоциональное общение) -- Ранний детский (Предметная деятельность) – Дошкольный (Игровая деятельность) -- Школьный Учебная деятельность Вид мышления --Предметно-действенное-- Наглядно-образное-- Теоретическое или абстрактное (словесно-понятийное)
У дет с откл в младенческом периоде эмоционально-личностное общение с матерью не становится ведущей деятельностью возраста. Мать -кормилица, а не партнер по общению. Основные этапы развит на первом году жизни остаются незавершенными. К концу периода новорожденности отсутствует четкая ориентация на сон, бодрствование и кормление. Адекватное реагирование на цикличную смену режимных моментов у них не вырабатывается. В пять-шесть месяцеввсе еще отсутствует ориентировка на лицо матери и. На этапе ориентировочно-исследовательской деятельности, в норме появляется в пять-шесть месяцев и «расцветает» к девяти-десяти месяцам, у реб с отставан отсутствуют активные ориентировочные реакции на слуховые и зрительные стимулы, нет у него потребностив новых впечатлениях. К десяти месяцам с трудом удерживает игрушку Речевое Главной особенностью психического статуса реб неярко выраженными отклон является незавершенность всех этапов его психологического развит. В недрах предыдущего этапа его жизни не закладываются предпосылки становления психологических новообразований, характерных для последующего этапа.