Синдром нарушения внимания с гиперактивностью.

неврологическо-поведенческое

расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивностьА. Нарушения вниманиявключают: неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении; снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете; частые забывания того, что нужно сделать: повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость: дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое, еще большее снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно. Учителя и родители жалуются, что ребенок нигде не проявляет упорства - ни в учебе, ни в играх. Некоторые дети не могут досмотреть до конца любимую телепередачу, даже если она длится всего полчаса. Б. Импульсивность может проявляться: 1) неряшливым выполнением школьных заданий, несмотря на усилия все делать правильно: 2) частыми выкриками с места и другими шумными выходками во время уроков: 3) "влезаниями" в разговор или работу других детей; 4) неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.; 5) частыми драками с другими детьми (причина - не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать). С возрастом проявления импульсивности могут меняться. У детей раннего и дошкольного возраста это может быть недержание мочи и кала; в начальных классах - излишняя активность в отстаивании собственных интересов невзирая на требования учителя (при том что противоречия между учеником и учителем вполне естественны), крайняя нетерпеливость; в старшем детском и подростковом возрасте - хулиганские выходки и асоциальное поведение (кражи, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Чем ребенок старше, тем импульсивность выраженное и заметнее для окружающих. В. Гиперактивность - необязательный признак СНВГ. У части детей с СНВГ двигательная активность, наоборот, снижена. По мнению ряда авторов, степень двигательной активности влияет на выбор терапии - при СНВГ без гиперактивности психостимуляторы менее эффективны. В дошкольном и раннем школьном возрасте гиперактивные дети непрерывно или импульсивно бегают, ползают, карабкаются. В старшем детском и подростковом возрасте они неусидчивы, постоянно вскакивают и опять садятся, суетливы. Двигательная активность и качественно, и количественно отличается от возрастной нормы. С возрастом гиперактивность часто уменьшается, иногда исчезая вовсе, хотя другие симптомы СНВГ могут оставаться. Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них. по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе - школьных навыков

Лечение А. Просветительная работа. Б. Условия обучения. В. Медикаментозное лечение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью эффективно примерно в 75—80% случаев.

Ранее причиной СНВГ считали внутриутробное или постнатальное повреждение головного мозга. Сейчас получены данные о генетической предрасположенности к СНВГ. У однояйцовых близнецов конкордантность по СНВГ выше, чем у двуяйцовых. 2

23Система комплексных психолого-педагогических служб.

В Российской Федерации создаются и действуют специальные образовательные учреждения (более 1500), типы и виды которых определяются в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами, деятельностью по реабилитации и возрастом обучающихся, воспитанников:

- I вида для обучения и воспитания неслышащих детей.

- II вида для обучения и воспитания слабослышащих детей и позднооглохших детей.

- III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения.

- V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией.

- VI вида для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

- VII вида для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

- VIII вида для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Это вспомогательные школы, школы-интернаты, лесные санатории и т.д..

Современная система специальных образовательных услуг включает в себя:

1. Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

Патронаж – особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, со становлением подрастающего человека как личности.

Базовой основой МСПП являются:-Психолого-медико-педагогические комиссии;- Психолого-медико-социальные центры;- Диагностические, реабилитационные центры;- Логопедические пункты;- Службы раннего и надомного обучения.2. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.3. Школьная система специального образования.4. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью.Профориентация проводится в старших классах специализированных школ, либо в специальных профессионально-учебных заведениях. Обычно они создаются при крупных промышленных заводах и фабриках, где может использоваться труд лиц с ограниченной трудоспособностью. И где существуют все условия для их профессиональной деятельности и оказывается психологическая поддержка. 5. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями.

Социально-педагогическая деятельность при поддержке лиц с ограниченными возможностями — это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на различных возрастных этапах в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Наши рекомендации