К конституциональным проявлениям необходимо отнести и темперамент, врожденный тип нервно-психического реагирования, главным образом со стороны темпа протекания психических процессов
Возрастной фактор в патогенезе неврозов имеет значение в плане нахождения наиболее чувствительного возраста к появлению невротических расстройств. У 325 детей с неврозами (191 мальчик и 134 девочки) средний возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков - 5; у девочек - 6,5 лет. У мальчиков это предшествует возрастной активизации деятельности левого полушария. Таким образом, в большинстве случаев невроз начинается в старшем дошкольном возрасте, когда дети еще достаточно эмоциональны и в то же время у них наблюдается интенсивное развитие мышления (когнитивного уровня психики).
В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом. Если мы вспомним ранее приведенные данные о выраженности нервных проявлений (более широких, чем невроз) у детей дошкольного возраста, то именно в 5 и 6 лет они встречаются наиболее часто, указывая на особый, сензитивный этап в развитии психики и формировании личности. В этом же возрасте наибольшее распространение имеют возрастные страхи, в том числе страх смерти и связанные с ним страхи, клинически заостряемые сильными переживаниями, испугами и болезнями. Велика потребность в данном возрасте и в общении со сверстниками, проявляющаяся также потребностью ролевой идентификации с родителем того же пола при сохраняющемся чувстве любви и привязанности к родителю другого пола. Блокирование этих потребностей, отсутствие чувства безопасности и уверенности в себе, равно как и аффективно переживаемый опыт жизненных неудач в совокупности с перенапряжением психофизиологических возможностей, отчетливо дают о себе знать в виде длительно действующего и неразрешимого психического стресса, проявляемого впоследствии клинической картиной невроза. Более раннее возникновение у мальчиков невротических расстройств указывает среди прочих факторов и на их большую чувствительность к эмоциональным проблемам взаимоотношений с матерью, как наиболее близким и одновременно травмирующим вследствие своего неадекватного отношения человеком.
При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2,3,5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация - следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны - противоборства родителей с упрямством детей, фактически же - с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством "я". Об источниках невротизации в 5 лет мы только что говорили. В 7 лет невротизирующий фактор заключается в нервно-психической перегрузке в связи с обучением в школе (нередко в двух сразу), повышенными требованиями к оценкам и чрезмерным контролем за приготовлением уроков со стороны родителей, а также проблемами психологической адаптации к школе.
В 64% невроз возникает в дошкольном и в 36% - в школьном возрасте (различия достоверны). Наибольшая тяжесть невроза наблюдается у мальчиков в младшем школьном возрасте. Необходимо заметить, что тяжесть невроза у мальчиков достоверно выше, чем тяжесть невроза у девочек.
Как у мальчиков, так и у девочек неврастения чаще всего начинается в 2, 3 и 7 лет; истерический невроз - в 3 года; невроз страха - в 5 лет; обсессивный невроз - в школьном, преимущественно в подростковом, возрасте. Таким образом, наиболее ранними клиническими формами невротического реагирования (в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте) будут неврастения и истерический невроз, невроз страха в старшем дошкольном возрасте, повторно неврастения в младшем школьном возрасте и обсессивный невроз в подростковом возрасте. Соответственно, возрастными аспектами происхождения неврозов будут: неврастении в 2 и 3 года - борьба родителей с упрямством детей; истерического невроза в 3 года - нарушение эмоционального контакта со стороны матери и отсутствие признания детей в семье; невроза страха в 5 лет - аффективное, ситуативно обусловленное заострение возрастных страхов; неврастении в 7 лет - нервно-психическая перегрузка у детей под влиянием чрезмерных требований родителей; обсессивного невроза в школьном, чаще подростковом, возрасте - морально-этические, аффективно заостренные и неразрешимые конфликты. Нетрудно увидеть в подобной возрастной динамике переход от внешне детерминированных патогенетических конфликтов при неврозах в первые годы жизни детей к конфликтам внутреннего плана у подростков.
Шоковая психотравма.Указанная разновидность межличностных конфликтов характеризуется большой силой и внезапностью действия. Острая психотравма относительно кратковременногодействия в отличие от шоковой психотравмы не является такой внезапной и неожиданной.Хроническая психотравма.Применительно к детскому возрасту хроническая психотравма в основном встречается при неправильном или противоречивом типе воспитания вообще и трудового в частности.
Многие взрослые считают, что маленькие дети ничего не понимают в происходящем вокруг них и не могут реагировать подобно старшим детям и им, взрослым, на различные стрессовые ситуацииа поэтому они тщательно скрывают от детей истинное положение вещей. Да, действительно, в силу их ещё незрелого интеллекта, маленькие дети неспособны осознать степень опасности, которой они или их близкие подвергаются. Но, в связи с особой привязанностью к матери и другим близким, они очень чувствительны к их эмоциональному состоянию и именно через призму эмоций близких людей воспринимают ситуацию как опасную или не опасную. Попытки полностью скрыть от ребёнка суть произошедшего могут завести его в тупик и усилить чувство тревоги. Для маленького ребёнка внезапное исчезновение близких, особенно матери,или их долгое отсутствие является стрессовым фактором само по себе, а в случае травмы или болезни матери - стрессом вдвойне. Как правило, реакция детей на стресс проявляется в изменениях характера их моторной активности, аппетита и сна.
Понятие компенсации.
Компенсация есть уравновешивание или возмещение. Понятие компенсации было, внесено Адлером в психологию неврозов.
Компенсация нарушенных функций - сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций вследствие перенесенных заболеваний или травматических повреждений.
Компенсаторная перестройка включает восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних. В результате развития процессов К. функциональный дефект, вызванный повреждением, в той или иной мере возмещается. После повреждения или заболевания, вызывающего нарушение работы какой-то системы организма, наблюдаются изменения в функциях организма, идущие в двух направлениях. С одной стороны, вследствие тесной взаимосвязи органов и систем и сопряженного их развития каждый частный дефект приводит к изменению др. функций — в организме возникают вторичные патологические процессы. С другой стороны, включаются защитные средства организма, мобилизуются разнообразные резервные ресурсы, возникают различного рода перестройки и замещения, которые противодействуют прогрессирующему развитию патологических процессов. ЦНС В процессах К. у человека выступает особая роль сознания, обусловленного социально-трудовыми отношениями. Существуют разные формы К. При т. н. органической или внутрисистемной К. перестройка сохранных или замещение утраченных функций осуществляется за счет использования. защитных механизмов данной функциональной системы. Межсистемные формы К. наблюдаются при значительном повреждении органов; при этом перестройка функций осуществляется за счет привлечения афферентных импульсов с др. сохранных анализаторов. При более или менее значительных повреждениях организма К. развивается постепенно, имеет определенные стадии развития, характеризу
21 Проблемы интеграции людей с нарушениями развития в общекультурное и образовательное пространство.
интеграция, понимаемая нами как предоставление права и возможности человеку с ограниченными возможностями здоровья участвовать во всех видах социальной жизни, в том числе и в сфере образования, наравне с остальными членами общества. Интегрированное образование подразумевает включение нетипичного ребенка в среду нормально развивающихся сверстников в условиях обычной массовой школы.Интеграция основывается на концепции "нормализации", принципы которой закреплены рядом международных и российских правовых актов:
+ и - . Хорошо, устанавливаются более тесные взаимоотношения между учениками разных групп и учебных возможностей. К отрицательной стороне интегрированного обучения в обычной школе можно отнести слабую подготовку педагогических кадров к работе с особым контингентом школьников, неумение учителей создавать ситуацию психологической совместимости детей с разным уровнем. Отрицательное отношение объяснялось неготовностью обычной школы принять такого ребенка в силу отсутствия материальных условий, трудностью совместного обучения для учителя, боязнью негативного отношения детей массовых школ к своим необычным сверстникам. Вот некоторые высказывания педагогов: "Дети с нарушениями в физическом и психическом развитии должны заниматьс
Нарушение слухового анализатора серьезно препятствуют успешности И, изолируя ребенка от окружающего звукового опыта.
Абилитация (в данном случае этот термин точнее обычно употребляемого термина «реабилитация» — возвращение некогда утраченных возможностей) — создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе.
И— это взаимная адаптация индивида и общества друг к другу.
Рассмотрим организацию, которая с самого начала строит свою работу на основе интегративного подхода, — Центр лечебной педагогики. Для нас важным является то, что позволяет грамотно подойти к И: составить группы детей, для каждого ребенка оптимальным образом построить цепочку групп — адекватных коммуникативно- познавательных сред, каждая из которых содействовала бы расширению возможностей ребенка и готовила бы его к переходу на следующий уровень И. БЫЛО _ ИНТЕРНАТЫ