Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях в дерматовенерологии с эталонами ответов
Задача № 1
Пациент, 37 лет, находится на стационарном лечении в кожном отделении с диагнозом: опоясывающий лишай. Перед очередной инъекцией в процедурном кабинете больному стало плохо, у него появилась слабость, потемнение в глазах, звон в ушах, головокружение, и он потерял сознание.
Объективно: кожные покровы бледные, конечности холодные, пульс 95 ударов в минуту, АД 100/60 мм рт. ст., ЧДД 17 в минуту.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера.
Эталон ответа
1. Обморок.
2. Алгоритм действий медицинской сестры.
План | Мотивация | |
1. | Срочно вызвать врача через третье лицо (по телефону) | Для определения дальнейшей тактики оказания доврачебной и врачебной помощи. |
а) | Придать больному горизонтальное положение с приподнятым ножным концом кровати. | Для усиления притока крови к головному мозгу. |
б) | Голову повернуть на бок, расстегнуть стесняющую одежду. | Для профилактики аспирации рвотными массами. |
2. | Дать приток свежего воздуха по показаниям ингаляции, увлажнённым кислородом | Для профилактики гипоксии |
3. | Дать понюхать нашатырный спирт, побрызгать холодной водой | Для рефлекторного воздействия |
4. | По назначению врача ввести кордиамин или кофеин 2,0 мл | Для лечебного воздействия |
5. | Дать крепкий сладкий чай | Для поднятия тонуса сосудов |
6. | Измерить пульс, АД, ЧДД | Для контроля состояния |
3. Студент демонстрирует на муляже технику оксигенотерапии с применением носового катетера согласно алгоритму манипуляции:
Приготовьте: носовой катетер, пинцет, ватные турунды, стерильное вазелиновое масло, лейкопластырь.
- Осмотрите катетер, убедитесь, что в нём отсутствуют трещины, так как может быть отрыв и аспирация (катетер должен быть стерильным).
- Определите длину вводимой части катетера (она должна равняться расстоянию от крыла носа до козелка ушной раковины). Убедитесь, что увлажнитель наполнен водой.
- Очистите ватными турундами, смоченными в вазелиновом масле, полость носа.
- Прикрепите катетер к резиновой трубке аппарата Боброва.
- Смажьте стерильным вазелиновым маслом стерильный катетер (или анестезирующей смесью: раствор дикаина в глицерине).
- Введите катетер по нижнему носовому ходу до задней стенки глотки на длину, определённую выше.
- Убедитесь, что кончик введённого катетера виден при осмотре зева.
- Зафиксируйте катетер к коже лица лейкопластырем.
- Откройте кран централизованной подачи кислорода или вентиль кислородного баллона.
Задача № 2
Пациентка, 30 лет, находится на стационарном лечении в венерологическом отделении с диагнозом свежая гонорея. Лечащий врач назначил больной курс пенициллина внутримышечно по схеме. У пациентки после первой инъекции внезапно появились чувство стеснения в груди, слабость, чувство жара во всём теле, зуд, беспокойство, страх, головная боль, затруднённое дыхание, рвота, одышка, сердцебиение.
Объективно: состояние тяжёлое, кожные покровы бледные, холодный липкий пот, Ps. 100 ударов в минуту слабого наполнения, АД 80 мм рт. ст.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Назовите препараты, необходимые для оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке.
Эталон ответа
1. Анафилактический шок.
2. Алгоритм действий м/с.
План | Мотивация |
1. Оценить тяжесть состояния пациента и обеспечить немедленный вызов врача | Для определения дальнейшей тактики оказания доврачебной и врачебной помощи |
2. Немедленно прекратить введение препарата, наложить жгут выше места инъекции (если это конечность) | Для замедления всасывания аллергена. |
3. Больного уложить горизонтально, голову на бок, выдвинуть нижнюю челюсть, при наличии протезов – удалить их, приподнять ножной конец кровати | Для улучшения кровоснабжения головного мозга и увеличения притока крови к сердцу, профилактики асфиксии |
4. Обколоть место инъекции 0,1 % раствором адреналина 0,5 мл с 5 мл физраствора | Для сужения кровеносных сосудов и замедления всасывания аллергена |
5. Холод на место инъекции (пузырь со льдом) | Для сужения кровеносных сосудов и замедления всасывания аллергена |
6. Ингаляции увлажнённого кислорода. Доступ свежего воздуха | Для устранения гипоксии |
7. Подготовить аппаратуру и инструментарий (систему для в/в введения, шприцы и иглы для в/м, п/к инъекций, аппарат ИВЛ, набор для интубации трахеи, стандартный набор препаратов «Анафилактический шок») |
8. Обеспечить в/в доступ | |
9. Обеспечить введение лекарственных препаратов по назначению врача |
3. Студент подберет препараты, необходимые для оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке:
Противошоковый набор:
1. Шприцы, одноразовые системы, жгут, электроотсос, баллон с кислородом, аппарат для ИВЛ, наборы для интубации трахеи.
2. Адреналин 0,1% 1,0 – 5 ампул.
3. Норадреналин 0,2% 1,0 – 5 ампул.
4. Преднизолон 30 мг – 5 ампул.
5. Гидрокортизон 125 мг (5 мг) – 5 ампул.
6. Мезатон 1% 1,0 – 5 ампул.
7. Сульфокамфокаин 1% 2,0 – 5 ампул.
8. Строфантин 0,05% 1,0 – 5 ампул.
9. Кордиамин 2,0 – 5 ампул.
10. Коргликон 0,06% 1,0 – 5 ампул.
11. Лазикс 1% 2,0 – 5 ампул.
12. Антигистаминные средства:
- тавегил 0,1% – 5 ампул;
- супрастин 2%;
- димедрол 1%.
13. Морфин 1% 0,1 – 2-3 мл.
14. Глюкоза 5%-40% р-р во флаконах.
15. Реополиглюкин 400 мл.
16. Гемодез 400 мл.
17. Седуксен 0,5% 2,0–3,5 мл.
18. Ингаляторы.
Задача № 3
Пациентка 20 лет находится на стационарном лечении в кожном отделении с диагнозом: крапивница. Вечером она обратилась к дежурной медсестре с жалобами на появление отёка на лице, чувство напряжённости, нарастающую одышку, осиплость голоса. Состояние ухудшилось через час после того, как съела креветки, принесённые родственниками.
Объективно: на коже лица, век, щёк, губ, имеется отёк, выступающий над уровнем окружающей кожи, эластической консистенции, бледно-розового цвета. Температура тела, Ps, АД в пределах возрастной нормы. Живот мягкий, безболезненный. физиологические отправления в норме.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетора.
Эталон ответа
1. Отёк Квинке.
2. Алгоритм действий медсестры:
- срочно вызвать врача, по возможности обеспечить консультацию ЛОР-врача;
- успокоить пациента для снятия эмоциональной и физической нагрузки;
- обеспечить доступ свежего воздуха, дать увлажненный кислород для устранения (уменьшения) гипоксии;
- показана горячая ванна как отвлекающее средство;
- по назначению врача парентеральное введение преднизолона 30-60 мг, 0,1%-0,5% адреналина, 1% раствора супрастина (или других антигистаминных препаратов) с десенсибилизирующей целью и для снятия отёка слизистых оболочек верхних дыхательных путей;
- больному необходимо обеспечить консультацию ЛОР-врача с целью решения вопроса о госпитализации.
3. Студент демонстрирует технику оксигенотерапии с применением носового катетера согласно алгоритму манипуляции.
Приготовьте: носовой катетер, пинцет, ватные турунды, стерильное вазелиновое масло, лейкопластырь.
- Осмотрите катетер, убедитесь, что в нём отсутствуют трещины, так как может быть отрыв и аспирация (катетер должен быть стерильным).
- Определите длину вводимой части катетера (она равняется расстоянию от крыла носа до козелка ушной раковины). Убедитесь, что увлажнитель наполнен водой.
- Очистите полость носа ватными турундами, смоченными в вазелиновом масле.
- Прикрепите катетер к резиновой трубке аппарата Боброва.
- Смажьте стерильный катетер стерильным вазелиновым маслом или анестезирующей смесью: раствор дикаина в глицерине.
- Введите катетер по нижнему носовому ходу до задней стенки глотки на длину, определённую выше.
- Убедитесь, что кончик введённого катетера виден при осмотре зева.
- Зафиксируйте катетер к коже лица лейкопластырем.
- Откройте кран централизованной подачи кислорода или вентиль кислородного баллона.
Задача № 4
Дежурная медицинская сестра кожно-венерологического диспансера во время вечернего обхода в отделении обнаружила в палате пациента 30 лет, без сознания.
При осмотре:
- сознание у пациента отсутствует;
- кожные покровы бледные;
- пульс на периферических и магистральных сосудах (лучевой, сонной) отсутствует;
- дыхания нет;
- АД не определяется;
- зрачки широкие, на свет не реагируют.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте технику простейшей сердечно-лёгочной реанимации.
Эталон ответа
1. Клиническая смерть.
2. Алгоритм действий медицинской сестры.
а) Срочно вызвать врача.
б) Восстановить проходимость дыхательных путей с целью устранения гипоксии, западения языка и проведения эффективной ИВЛ:
- уложить больного на жёсткое основание, расстегнуть стесняющую одежду;
- повернуть голову на бок с целью профилактики аспирации рвотными массами;
- провести ревизию ротовой полости и носа с целью предупреждения аспирации;
- разогнуть голову в позвоночно-затылочном сочленении;
- поднять подбородок;
- вывести вперёд и вверх нижнюю челюсть;
в) Произвести один прекардиальный удар с целью восстановления кровообращения.
г) Приступить к непрямому массажу сердца и искусственной вентиляции лёгких по способу «рот в рот» с целью восстановления сердечной и дыхательной деятельности. Если спасатель один, производится два вдоха по 15 компрессий, если спасателей двое, производится один вдох на 5 компрессий.
д) Каждые две минуты проверять пульс на сонных артериях с целью контроля эффективности СЛР.
3. Студент демонстрирует на муляже технику простейшей сердечно-лёгочной реанимации согласно алгоритму манипуляции.
- Положите больного на спину на жёсткой поверхности.
- Очистите полость рта от слюны, слизи, рвотных масс ручным способом (пальцем, салфеткой).
- Встаньте справа от больного, положите под шею правую руку и приподнимите шею, при этом голова больного запрокидывается назад и его дыхательные пути, закрытые до этого запавшим языком, открываются.
- Удерживайте голову больного в запрокинутом положении, надавливая ребром ладони на лоб больного, большим и указательным пальцем левой руки зажмите нос больного.
- Уберите правую руку из-под шеи и, надавив на подбородок, откройте рот больному, затем положите на рот салфетку.
- Глубоко вдохните и плотно прижав свой рот ко рту больного, энергично выдохните, смещая правой рукой нижнюю челюсть больного кверху для предупреждения западения языка. Дыхание должно быть ритмичным 16-20 раз в минуту.
- Если реанимацию проводят два человека, то тот, кто проводит массаж сердца, становится со стороны сердца, а проводящий искусственное дыхание – с противоположной стороны.
- Массаж у взрослых проводят двумя руками (у детей одной рукой или двумя пальцами). Одну кисть следует положить запястьем поперёк грудины на нижнюю треть, вторую кисть положить на первую параллельно оси грудины.
- Начинаем надавливать на грудину. Локти должны быть выпрямлены и не сгибаться во время нажатия. Очень важно, чтобы пальцы не касались грудной клетки. При надавливании грудина должна смещаться по направлению к позвоночнику на 4-5 см.
- После каждого толчка руки расслабляются, но не отрываются от грудины.
- Надавливания на грудину должны быть быстрыми, энергичными, около 60 раз в минуту. Сердце сдавливается между грудиной и позвоночником, и кровь из желудочков выбрасывается в аорту и лёгочную артерию. При прекращении надавливания грудина поднимается, и сердце вновь наполняется кровью из полых вен. Таким образом осуществляется искусственное кровообращение. Массаж сердца продолжать до восстановления самостоятельной деятельности сердца, до появления пульса и повышения АД до 80-90 мм рт. ст. Массаж сердца обязательно сопровождается искусственной вентиляцией лёгких.