Результаты данных калиперометрии, процент жировой ткани

Таблица 8

Динамика показателей калиперометрии, процент жировой ткани

Показатели До, M±m После, M±m Сдвиг, в % t-критерий Стьюдента P  
S трицепса (мм) 16,2±1,3 13,1±1,6 19,1 2,67 р ≤ 0,05
S лопатка (мм) 18,7±1,8 15,4±1,3 17,6 2,39 р ≤ 0,05
Процент жировой ткани 26,6±1,7 21,9±1,2 17,7 3,04 р ≤ 0,05

Результаты данных калиперометрии, процент жировой ткани - student2.ru

Рис.2. Динамика показателей процента жировой ткани

Исходя из данных, приведенных в таблице 8, толщина жировых складок на лопатке и трицепсе при калиперометрии по средним показателям уменьшилась на 17,6 % и 19,1 % соответственно (р ≤ 0,05). Процент жировой ткани рассчитывался по формуле Слоттера для детей 8-17 лет (см. приложение 4). В начале экспериментального исследования это показатель составлял 26,6±1,7, что говорит о высоком содержании жира в организме и наличию ожирения; после окончания исследования составил 21,9±1,2, что свидетельствует о потери жирового компонента массы тела.

Эффективность программы реабилитации была подтверждена положительными изменениями в жировом балансе организма – происходило снижение индекса массы тела (см. таблицу 6, рис.1), снижение показателей окружностей тела (см. таблицу 7). По данным калиперометрии отмечалось уменьшение толщины кожно-жировых складок и снижение показателей процентного содержания жира в организме с 26,6 % до 21,9% (см. таблицу 8, рис.2).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о лечебном воздействии разработанной нами методики ЛФК. Мы считаем, что положительный результат был достигнут благодаря комплексному подходу, что, в свою очередь включает продолжительные по времени нагрузки и разнообразную направленность аэробных физических упражнений.

ВЫВОДЫ

1. Анализ современных методик ЛФК лиц подросткового возраста с ожирением I-II степени позволил установить, что эффективным средством восстановления являются физические упражнения преимущественно аэробного характера умеренной интенсивности и продолжительные по времени (не менее 60 минут в день), которые должны выполняться в индивидуальной целевой зоне пульса (этот показатель составляет 50-60% от максимальной частоты сердечных сокращений) и использоваться комплексно, в сочетании с другими методами, направленными на снижение массы тела.

2. Разработана методика ЛФК лиц подросткового возраста с ожирением I степени, которая включает в себя следующие средства и формы ЛФК: утреннюю гигиеническую гимнастику, лечебную гимнастику, гидрокинезотерапию (дозированное плавание, лечебная гимнастика в воде, подвижные игры в воде), дозированную ходьбу, лечебный массаж и занятия на велотренажёре . Дополнительными средствами являлись душ Шарко и контрастный душ.

3. Результаты педагогического эксперимента свидетельствовали о эффективности предложенной нами методики ЛФК, которая позволила снизить избыточную массу тела и восстановить её до оптимальной величины:

1) Индекс массы тела по средним показателям снизился на 8,9 %; на момент исследования этот показатель составлял 28,2±0,7; а на момент завершения - 25,7±1,1, т.е. после завершения занятий, подростки уже не относились к диагнозу ожирение.

2) Окружности талии и бёдер по средним показателям уменьшились: до проведения исследования показатель ОТ составлял 95,8±2,6 см; после проведения – 90,3±3,0 см; показатель ОБ снизился с 99,1±1,9 см до 96,6±1,6 см, что свидетельствовало об уменьшении размеров окружностей тела. Соотношение ОТ/ОБ до эксперимента было 0,97±0,41, после эксперимента составило 0,93±0,29; что свидетельствует о значительном уменьшении жировой ткани в области живота.

3) При калиперометрии толщина жировых складок на лопатке и трицепсе по средним показателям уменьшилась на 17,6 % и 19,1 % соответственно; это свидетельствует об уменьшении подкожно-жирового слоя. В начале исследования процент жировой ткани составлял 26,6±1,7 %, по окончанию эксперимента показатель снизился до 21,9±1,2 %; что говорит о потери жирового компонента массы тела.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достоверных изменениях всех показателей (p≤0,05) и убедительно говорят об эффективности разработанной нами методики ЛФК для лиц подросткового возраста с ожирением I-II степени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянов, А. П. Диагностика ожирения у школьников: значение определения массы жировой ткани / А. П. Аверьянов, Н. В. Болотова, Е. Г. Дронова // Педиатрия. - 2003. – C. 1-4.

2. Аверьянов, А. П. Ожирение в детском возрасте / А. П. Аверьянов, Н. В. Болотова, Ю. А. Зотова // Лечащий врач. – 2010. – 69 с.

3. Александров, О. В. Метаболический синдром / О. В. Александров, P. M. Алехина, С. П. Григорьев // Российский медицинский журнал. - 2006. – C. 50-55.

4. Барановский, А. Ю. О лечебных возможностях физкультуры при ожирении. В кн.: Ожирение (клинические очерки) Под ред. Проф. А.Ю. Барановского / А. Ю. Барановский, Н. В. Ворохобиной. - СПб.: Издательство «Диалект», 2007. – С. 137-153.

5. Батечко, С.А. Основы здорового питания с Тяньши / С.А. Батечко. - М.: АСТ Астрель Хранитель, 2007. - 796 с.

6. Бессесен, Д. Р. Избыточный вес и ожирение. Профилактика, диагностика и лечение / Д. Р. Бессесен, Р. Кушнер. - М.: Бином, 2004. - 239 с.

7. Бирюков, А. А. Лечебный массаж / А. А. Бирюков // Учебник для студентов институтов физкультуры. - Издательский центр «Академия». - 2004 г. – 368 с.

8. Бокова, Т. А. Этиопатогенез метаболического синдрома у детей // Лечение и профилактика. – 2011. – №1. – С. 50-55.

9. Болотова, Н. В., Особенности формирования метаболического синдрома у детей и подростков / Н. В. Болотова, С. В. Лазебникова, А. П. Аверьянов // Педиатрия. - 2007. - № 3. - C. 35–39.

10. Булгакова, Н. Ж. Плавание: учеб. пособие / Н. Ж. Булгакова. - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 157 с.

11. Бурков, С. Г. Избыточный вес и ожирение – проблема медицинская, а не косметическая / С. Г. Бурков, Ивлева А. Я. // Ожирение и метаболизм. – 2010. – № 3. – 15 c.

12. Власова, Ю. Ю. Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в патогенезе экзогенно-конституционального ожирения / Ю. Ю. Власова, Аметов A. C. // Клиническая медицина. - 2010. - № 4. - С. 48 - 52.

13. Вознесенская, Т. Г. Причины неэффективности лечения ожирения и способы ее преодоления/ Т. Г. Вознесенская // Проблемы эндокринологии. - 2006. - № 6. – т. 52. - С.51-54.

14. Гончаров, Н. П. Роль адипоцитов в развитии ожирения / Н. П. Гончаров // Вестник российской АМН. - 2009. - №9. - С. 43-48.

15. Дедов, И. И. Ожирение / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. А. Петеркова, О. В. Ремизов. - М.: МИА, 2004. - 456 с.

16. Дедов, И. И. Ожирение в подростковом возрасте. Результаты российского эпидемиологического исследования / И. И. Дедов // Терапевтический архив. – 2007. – №10. – С. 28-32.

17. Дедов, И. И. Проблема ожирения: от синдрома к заболеванию / И. И. Дедов // Ожирение и метаболизм. – 2006. – №1(6). – С.49-52.

18. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В. А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 568 с.

19. Еремин, И. В. Гидрокинезитерапия: учеб. пособие для вузов / И. В. Еремин, Л. А. Небытова; под ред. А. А. Воротникова, В. В. Павленко – Ставрополь: АРГУС, 2012. – 320 с.

20. Иванова, И. В. Диагностическая значимость антропометрических индексов для оценки жировой массы тела у детей подросткового возраста / И. В. Иванова, Н. Л. Черная // Бюллетень сибирской медицины. - 2010. - № 5. - C. 45–49.

21. Ивашкин, В. Т. Липотоксичность и метаболические нарушения при ожирении / В. Т. Ивашкин, М. В. Маевская // РЖГГК. - 2010. - № 1. – С. 4-13.

22. Картелишев, А. В. Актуальные проблемы ожирения у детей и подростков / А. В. Картелишев. - М.: Медпрактика - М, 2010. – 279 c.

23. Кирьянова, В. В. Физиотерапия больных ожирением / В. В. Кирьянова // Физиотерапия. Бальнеология. Реабилитация. - 2007. - № 2. - С. 38-48.

24. Клебанова, Е. М. Жировая ткань как эндокринный орган / Е. М. Клебанова // Проблемы эндокринологии. - 2009. - Т. 55. - № 1. – С. 38-44.

25. Косыгина, А. В. Новое в патогенезе ожирения: адипокины гормоны жировой ткани / А. В. Косыгина, О. В. Васюкова // Проблемы эндокринологии. - 2009. - Т.55. - № 1. - С. 44-50.

26. Котешкова, О. М. «Принцип лестницы», или как избавиться от лишнего веса / О. М. Котешкова // РМЖ. - 2009. - Т. 17. - № 2. - С. 106-108.

27. Лильин, Е. Т. Основные проблемы и направления развития детской реабилитологии / Е. Т. Лильин, О. И. Ефимов // Детская и подростковая реабилитология. – 2003. – №1. – С. 486-491.

28. Малкин-Пых, И. Г. Терапия пищевого поведения: Справочник практического психолога / И. Г. Малкин-Пых. - М., 2007. - 1038 с.

29. Мартиросов, Э. Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э. Г. Мартиросов, Д. В. Николаев, С. Г. Руднев. - М.: Наука, 2006. - 248 с.

30. Мельниченко, Г.А. Опыт применения преперата Орсотен (орлистат) у больных ожирением / Г.А. Мельниченко, К. А. Комшилова, М. А. Берковская // Ожирение и метаболизм. – 2010. – № 1. – С. 46–49.

31. Мухин Н. А. Внутренние болезни: учебник в 2 т. / Н. А. Мухин, В. С. Моисеева, А. И. Мартынова; под ред. Н. А. Мухина, В. С. Моисеева, А. И. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006. – Т. 2. – С. 98-145.

32. Наймушина, Е. С. Ожирение у детей: Учебно-методическое пособие. / Е. С. Наймушина, М. Б. Колесникова. - Ижевск, 2007. - 84 с.

33. Небытова, Л. А. Аквафитнес: учеб.пособие / Л. А. Небытова. – Ставрополь: Орфей, 2010. – 176 с.

34. Петеркова, В. А. Ожирение в детском возрасте / В. А. Петеркова, О. В. Ремизов // Ожирение и метаболизм. – 2004. – №1. – С. 17-23.

35. Попов, С. Н. Лечебная физическая культура: учебник для студентов учр. высш. проф. образования / С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасева и др. (под ред. Попов С. Н.). – 9-е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. – 416 с – (Сер. Бакалавриат).

36. Рукавицына, С. Л. Спортивная метрология: проверка эффективности методики тренировки с применением методов математической статистики: практикум для студентов БГУФК/ С. Л. Рукавицына, Ю. О. Волков, Л. Л. Солтанович; Бел. гос. ун-т физ. культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск: БГУФК, 2006. - 83 с.

37. Савельева, Л. В. Современная концепция лечения ожирения / Л. В. Савельева // Ожирение и метаболизм. – 2011. – № 1. – С. 51–55.

38. Седлецкий, Ю. И. Современные методы лечения ожирения: руководство для врачей / Ю. И. Седлецкий. - Санкт-Петербург: "ЭЛБИ-СПб", 2007. - 416 с.

39. Синицын, П. А. Метаболический синдром у детей / П. А. Синицын, М. Ю. Щербакова, В. И. Ларионова и др. // Педиатрия. - 2008. - № 5. - C. 124–127.

40. Бар-Ор О. Здоровье детей и двигательная активность: от физиологических основ до практического применения / О. Бар-Ор, Т. Роуланд; пер. с англ. И. Андреева. – К.: Олимп. лит., 2009. – С. 261-277.

41. Basaldúa, N. Common predictors of excessive adiposity in children from a region with high prevalence of overweight / N. Basaldúa, E. Chiquete // Ann. Nutr. Metab. - 2008. - Vol. 52. - N 3. - P. 227–232.

42. Daniels, S. R. Overweight in children and adolescents: pathophysiology, con sequences, prevention, and treatment / S. R. Daniels, D. K. Arnett, R. H. Eckel and other // Circulation. – 2005. – Р. 1999–2012.

43. Ford, A. L. What reduction in BMI SDS is required in obese adolescents to improve body composition and cardiometabolic health? / A. L. Ford, L. P. Hunt, A. Cooper and other // Arch. Dis. Child. - 2010. - Vol. 95. - N 4. - P. 256–261.

44. Huang, T. T. Associations of adiposity with measured and self-reported academic performance in early adolescence / T. T. Huang, M. I. Goran, D. Spruijt-Metz // Obesity (Silver Spring). - 2006. - Vol. 14. - N 10. - P. 1839–1845.

45. Korsten-Reck, U. Sport zur Prävention und Therapie von Übergewicht bei Kindern / U. Korsten-Reck // Dt Arztebl. – 2007. – S. 35–39.

46. Majcher, A. Body fat percentage and anthropometric parameters in children with obesity / A. Majcher, B. Pyrzak, A. Czerwonogrodzka // Med. Wieku Rozwoj. - 2008. - Vol. 12. – N. 1. - P. 493–498.

47. Pietrobelli, A. The invisible fat / A. Pietrobelli, M. Malavolti, N. Fuiano, // Acta Paediatr. - 2007. - Vol. 96. - P. 35–38.

48. Reinehr, T. An effective lifestyle intervention in overweight children: findings from a randomized controlled trial on «Obeldicks light» / T. Reinehr, A. Schaefer, K. Winkel et al. // Clin Nutr. - 2010. - Vol. 29. - N 3. - P. 331–336.

49. Stupnicki, R. Body fat-based weight norms for children and youths / R. Stupnicki, P. Tomaszewski, K. Milde et al. // Pediatr. Endocrinol. Diabetes Metab. - 2009. - Vol. 15. - N 3. - P. 139–143.

50. http://www.who.int/growthref/who2007_bmi_for_age/en/

51. http://womanadvice.ru/ozhirenie-u-detey

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перцентильная шкала ИМТ Результаты данных калиперометрии, процент жировой ткани - student2.ru для мальчиков от 2 до 20 лет

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Характеристика внешних признаков утомления

Внешние признаки   Утомление  
Небольшое   Среднее  
Окраска кожи   Легкая   Значительная  
Потливость   Незначительная   Большая  
Выражение лица   Спокойное   Напряженное  
Характер дыхания   Учащенное, ровное   Учащенное, периодически глубокие вдохи и выдохи  
Координация движений, внимание   Четкое выполнение команд   Неуверенные движения, нечеткое выполнение команд  
Жалобы   Нет   Усталость, боль в мышцах, сердцебиение  

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Процентильное распределение окружности талии (см) у мальчиков и девочек в возрасте от 13 до 16 лет

Возраст, годы Мальчики Девочки
10-й 25-й 50-й 75-й 90-й 10-й 25-й 50-й 75-й 90-й
62,7 67,4 70,0 77,5 87,9 60,7 63,6 68,2 74,9 84,1
64,5 69,2 72,1 80,1 91,3 62,3 65,3 70,1 77,2 86,9
66,3 71,1 74,1 82,8 94,7 63,9 67,0 72,0 79,5 89,8
68,1 72,9 76,2 85,4 98,1 65,5 68,6 73,9 81,8 92,7

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Формулы для расчета процента жировой массы с учетом пола и суммы толщины складки на трицепсе и под лопаткой для детей 8–17 лет

Пол Сумма складок на трицепсе и под лопаткой Процент жировой массы
М Не более 35 мм   процент жировой массы=0,735 × (S трицепс (мм) + S лопатка (мм)) + 1,0
процент жировой массы=1,21 × (S трицепс (мм) + S лопатка (мм)) — 0,008 × (S трицепс (мм) + + S лопатка (мм))2 – 1,7
Более 35 мм процент жировой массы=0,783 × (S трицепс (мм) + S голень (мм)) + 1,6
Д Не более 35 мм   процент жировой массы=0,610 × (S трицепс (мм) + S лопатка (мм)) + 5,1
процент жировой массы=1,33 × (S трицепс (мм) + S лопатка (мм)) — 0,013 × (S трицепс (мм) + + S лопатка (мм))2 — 2,5
Более 35 мм процент жировой массы=0,546 × (S трицепс (мм) + S голень (мм)) + 9,7
Где S — толщина кожно-жировой складки

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Комплекс упражнений лечебной гимнастики в основном периоде курса ЛФК

Исходное положение Описание упражнения Дозировка Методические указания
  Подготовительная часть
Стоя, ноги на ширине плеч, одна рука вверху, другая внизу Активная смена положения рук 8-15 раз каждой рукой Средний темп Руки прямые
Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища Ходьба по кругу высоко поднимая колени. 1-2 минуты Дыхание свободное Широкий размах рук
То же Ходьба с ускорением 1-2 минуты Спина прямая
То же Встать на носочки, руки вверх - вдох, вернуться в и.п. - выдох. 8-12 повторений  
  Основная
Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе Круговые движения таза в правую сторону, затем в левую сторону. По 8-15 раз   Спина прямая
То же, руки вдоль туловища   Круговые движения прямыми руками вперёд, затем назад По 8-15 раз Дыхание не задерживать
То же, руки подняты вверх и сцеплены в «замок» Круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки По 8-15 раз в каждую Темп средний
Основаня стойка Вдох – присесть, руки вытянуть вперёд, выдох – вернуться в и.п. 8-15 раз Колени не отклонять вперёд дальше стоп
Лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища Согнуть ноги и развести их в стороны - вдох, возврат в и. п. - выдох. 1-2 подхода по 8-15 раз Следим за тем, чтобы не было прогиба в пояснице
То же   Махи прямой ногой поочередно. 8-15 раз каждой ногой Голову не поднимать
То же, ноги согнуты Поднять таз и перейти в положение полумост - вдох, и.п. – выдох. 8-15 раз Таз до конце не опускать
То же Поочередное сгибание ног с отрывом их от пола (имитация езды на велосипеде) 8 - 15 раз каждой ногой Дыхание свободное
Ноги согнуты, руки за голову в замок Поднимаем туловище до отрыва лопаток-выдох, удерживаем положение, возвращаемся в и. п.-вдох 1-3 подхода по 5-10 секунд Локти смотрят в сторону  
Лёжа на боку, одна рука за голову, другая в упоре на полу Поднять прямую ногу и верхнюю часть туловища – вдох, и.п. – выдох. Поменять бок, и в другую сторону. 8-15 раз в каждую сторону Спину не сгибать, ноги и руки на одной линии расположены
Лёжа на спине Глубокое грудное и диафрагмальное дыхание. 1 минута Одна рука на живот, другая на грудь
Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты перед собой На выдохе поворот туловища в сторону, на вдохе возвращаемся в и. п., затем в другую сторону   8-15 раз Без резких движений
Стоя, ноги на ширине плеч, одна рука за голову Выполнить наклон туловища в сторону, скользя другой рукой вдоль туловища и ног - вдох, вернуться в и.п. – выдох. Затем в другую сторону. 8-15 раз в каждую сторону Таз и ноги не подвижны
  Заключительная часть
Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища Ходьба по кругу на носочках 1 минута Средний темп
То же Энергичная ходьба по кругу с постепенным замедлением темпа до медленного 1-2 минуты  
То же Руки подняты вверх - вдох, расслабить их, опустить вниз, несколько наклонить туловище вперед – выдох 6-12 раз Темп медленный

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Игра «Водный баскетбол». На поверхность воды кидается надувной круг. Дети становятся в ряд, держа в руках небольшие мячики. Каждый ребенок начинает по очереди кидать в круг снаряд, стараясь попасть – на это ему отводится 3 попытки. Выигрывает тот игрок, который больше всех попал в цель.

Игра «Насос». Задача - обучение выдоху в воду. Играющие, взявшись за руки, становятся парами напротив друг друга. По сигналу первый по расчёту приседает, погружаясь в воду с головой, и выполняет выдох в воду, затем встает; второй сразу же выполняет аналогичное погружение с выдохом и т. д. Игру можно регламентировать по по времени и количеству выполнения приседаний и выдохов.

Игра «Пятнашки». Играющие располагаются произвольно. По сигналу ловец (определяется по жребию или назначается педагогом) начинает преследование играющих, стараясь кого-либо запятнать. Запятнанный игрок становится ловцом. Спасаясь от преследователя, дети могут приседать, погружаясь в воду с головой, или нырять; в этих случаях пятнать нельзя. Запятнанным считается тот играющий, которого ловец настиг до погружения; нельзя преследовать одного и того же играющего продолжительное время, ждать, пока погрузившийся вынырнет, удерживать друг друга под водой.

Игра «Рыбаки и рыбки». Задача - развитие ориентировки в воде и освоение погружений с головой. Три-четыре участника («рыбаки»), держась за руки, продвигаются по бассейну, стараясь окружить («поймать в сеть») убегающих «рыбок». Пойманная «рыбка» становится «рыбаком». Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки», причем последняя считается самой проворной. Нельзя ловить «рыбок» «разорванной» сетью. Если «рыбка» во время преследования погрузится в воду с головой или нырнёт, то она считается непойманной.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Комплекс упражнений по лечебной гимнастике (в воде) в основном периоде курса ЛФК

Исходное положение Описание упражнения Дозировка Методические указания
Подготовительная часть
Стоя в воде по грудь, руки опущены по бокам Бег трусцой на месте 1-2 минуты В среднем темпе
То же Плавание стилем кроль на спине 4-5 минут Умеренный темп
То же Бег на месте, высоко поднимая колени, лёгкие толчки руками в воде 1 минута В быстром темпе
То же Ходьба вперёд, в сторону и назад, перемещаясь по периметру бассейна 2 минуты При ходьбе переступать с пятки на носок
Основная часть
Стоя в воде по грудь, руки в стороны Перекрёстный шаг: отвести ногу в сторону, сделать шаг вперёд перенеся ногу через другую 1 минута  
То же Бег, разводя бёдра и стопы широко в стороны 1 минута Выполнять с большой амплитудой
Стоя в воде по грудь, руки перед собой Отвести одну руку назад, одновременно вытягивая другую руку вперёд, как при кроле 1 минута Руки не поднимаем выше воды
Стоя в воде по грудь, руки в стороны Бег высоко поднимая пятки (с захлёстом) 1 минута Можно руками касаться пяток
Стоя в воде по грудь, руки согнуты, ладони смотрят вперёд Свести локти вместе перед собой и хлопнуть в ладоши 1 минута Можно поднимать бедро поочерёдно
То же   Выпад правой ногой вперёд, левую при этом ногу и руку назад, как на лыжах 1 минута Выполнять синхронно, поочерёдно менять руки и ноги
То же Плавание стилем кроль на груди 4-5 минут Умеренный темп
Стоя, ноги вместе, руки по швам Разножка: подпрыгнув развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п. 1 минута Не поднимайте руки над водой
Стоя в воде по грудь, вытянуть обе руки в сторону Поднять согнутую ногу и коснуться обеими руками противоположной пятки ноги, поочерёдно 1 минута Одновременно приближайте руки к противоположной пятке
И. п. - то же   Мах вперёд: поднять согнутую ногу и выпрямить вперёд, затем другую 1 минута Ногу сильно не напрягать
Сед в упоре на нудл, который за поясницей, ноги впереди Подтянуть колени груди 15-20 раз Акцент на сокращение мышц пресса
И.п. – то же   Поднять ноги из положения сидя и задержаться 20 секунд 3 подхода Сокращение брюшных мышц
Стоя в воде по грудь, руки согнуты, локти прижаты Повернуть верхнюю часть туловища в сторону, затем в другую 15-20 раз в каждую сторону Акцент на косые мышцы
Стоя в упоре на нудл, который находиться впереди в руках Вытянуть ноги в сторону, согнуть их и вытянуть в другую сторону 15 -20 раз в каждую сторону  
Заключительная часть
Стоя в воде по грудь Плавание стилем брасс 4-5 минут Медленный тем
То же, руки по бокам Ходьба на носочках, вдох-руки вверх, выдох - вниз 1 минута Восстанавливаем дыхание

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Специальные упражнения с нудлом

Результаты данных калиперометрии, процент жировой ткани - student2.ru

Результаты данных калиперометрии, процент жировой ткани - student2.ru

Результаты данных калиперометрии, процент жировой ткани - student2.ru

Исполнитель выпускной квалификационной

работы: Зубков С.Е.

Научный руководитель (к.м.н., доцент) Жук И.А.

Заведующая кафедры ФР и ОФК:

(д.п.н., профессор) Козырева О.В.

Дата защиты «___» ________________ 2016г.

Оценка за защиту ___________________________

Председатель государственной

аттестационной комиссии:

(д.п.н., профессор) Моздокова Ю.С.

Москва - 2016

Наши рекомендации