Характеристика ситуационных психологических факторов риска
Обобщение всех данных, получаемых во время первых встреч в консультации, позволяет сделать вывод о полимотивированности обращения за психологической помощью. Составляющими мотивационными элементами являются внутрисемейные проблемы, затрагивающие не только состояние ребенка, но и взаимодействие между детьми и родителями, а также в значительной степени супружеские отношения. Причем на первых встречах психолог работает с гаммой чувств, переживаний, мыслей и оценок, которые в большей мере определены ситуационно, отражают актуальную внутрисемейную ситуацию.
В сфере эмоционального реагирования у взрослых на первый план выступают явления психической напряженности, повышенной тревожности и эмоционального дис-
комфорта. В когнитивной сфере наиболее отчетливо проявляется сознание своей семейной ситуации в целом как неблагополучной, иногда как фатально не удавшейся, а в сфере личностного и родительского самосознания она представляется в виде осознания себя как не состоявшихся в своих супружеских и родительских ролях, а значит, в определенной степени и в целом личностно не состоявшихся.
В поведенческой сфере родители активно настроены на поиск помощи; причем вначале они пытаются что-то самостоятельно изменить, а в дальнейшем приходят к устойчивому ощущению, что они нуждаются во внешней помощи. В поведенческой сфере у детей проявляется заострение дезадаптированного поведения, что еще больше повышает дискомфортное состояние родителей.
Таким образом, анализ психологического состояния семей на первых этапах обращения в консультацию позволяет определить его как состояние остро переживаемого детьми и родителями внутрисемейного кризиса.
Это состояние кризиса и становится «ситуационным или острым психологическим фактором», создающим повышенную готовность у детей к перерастанию отдельных неблагоприятных форм дезадаптации в устойчивые клише невротического поведения.
Глава V
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА: ХРОНИЧЕСКИЕ,
ДЛИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА
Анализом ситуационных факторов риска, острого внутрисемейного кризиса диагностическая работа не заканчивается. Для правильного формулирования психотерапевтической программы гораздо важнее представить себе постепенно складывающиеся и действующие в течение длительного времени психологические факторы, которые вызвали острый внутрисемейный кризис. Именно они и являются основными причинными факторами, вызывающими повышенную готовность к приобретению семей и детьми устойчивого невротического поведения. Именно эти причинные факторы и становятся в дальнейшем основой психотерапии. Поэтому на втором этапе диагностики большое внимание уделяется всестороннему изучению особенностей развития ребенка. Со всеми детьми проводится патопсихологическое обследование в соответствии с основными принципами патопсихологического эксперимента, разработанными Б. В. Зейгарник (1969) и С. Я. Рубинштейн (1960). Наряду с оценкой познавательной деятельности большое внимание уделяется личностным особенностям детей. Психологическое обследование обязательно проводится в присутствии родителей, что позволяет выявить некоторые стороны детско-
родительских отношений, степень эмоциональной привязанности и зависимости ребенка от матери, а также отношение родителей к успехам и ошибкам ребенка в процессе работы.
Всесторонне изучается история развития ребенка методом целенаправленного опроса родителей. Анализируется игра ребенка с психологом, спонтанные игры и игры ребенка с родителями. Проводится также специальное экспериментальное исследование самооценки детей и оценок поведения и личностных особенностей детей родителями.
На основе всех полученных данных был составлен обобщенный очерк психического развития детей в пре-невротических состояниях в сравнении с основными психологическими новообразованиями дошкольного периода в норме. Такой подход в описании особенностей психического дизонтогенеза был предложен В. В. Лебединским (1985), а обобщение данных относительно контингента детей в преневротических состояниях было проведено в дипломных работах Л. А. Михайловой (1985) и Е.В.Ивановой (1984).
§ 1. Очерк особенностей психического развития детей в преневротических состояниях (в сравнении с основными психологическими новообразованиями в норме)