Цели и специфические особенности психотерапевтического процесса
Комплексность психологических факторов риска с Необходимостью требует комплексной и системной организации психотерапевтического процесса.
Психотерапия понимается как перестройка, ре-Конструкция психологических факторов риска у ребен-
ка, как воссоздание гармоничных отношений в семье.
Реконструкции подвергаются все составляющие пси-хологических факторов риска и связи между ними; нормализуется психологический климат семьи, особенности супружеского взаимодействия и супружеских коммуника-ций, реконструируются родительские позиции в составляющих их звеньях, расширяется осознание родителями мотивов семейного воспитания, происходит гармонизация самого хода психического развития детей в семье, развиваются и гармонизуются самосознание и самооценка ребенка. Психотерапия предполагает также расширение арсенала средств психологического воздействия родите-лей на ребенка в ходе семейного воспитания, тренинг воспитательных навыков родителей, формирование не-которых новых форм взаимодействия с детьми, снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка.
Основным содержанием психотерапии становится создание концентрированного, эмоционально насыщен-ного опыта новых социальных отношений в семье как между супругами, так и между детьми и родителями. Прак-тика новых социальных отношений формирует иную об ратную связь между различными составляющими внут-реннего взаимодействия, связь с положительным знаком
Методологическим принципом построения процес-са психотерапии является принцип деятельного подхода Новый тип внутрисемейных отношений формируется процессе создания релевантных данным отношениям форм деятельности. Формируется коллективная игровая деятельность детей и воспитательная деятельность роди телей. Такое построение психотерапии основывается на положении теории деятельности, согласно которому по зитивно влиять на процесс развития, на формирование процесса складывания психологических новообразований в поведении и в отношениях между людьми — значит
оказывать воздействие на деятельность, формирующую соответствующие новообразования и соответствующие отношения.
Психотерапевтический комплекс состоит из различных методов, каждый из которых имеет свои специфические механизмы. Вместе с тем существует нечто общее, что, являясь основным, объединяет все по-разному организованные приемы. Это общее может быть определено как совокупность характеристик, отражающих специфику психотерапии как особого психологического эксперимента. Перейдем к описанию этих характеристик.
1. При использовании разнообразных приемов психотерапии психолог не может оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая и т. п.). Все данные о закономерных чертах, симптомах или свойствах должны быть переплавлены в представления об индивидуальном проявлении всех этих общих закономерностей в реальном поведении или психологическом облике человека, с которым проводится психологическая работа. Иными словами, в психотерапии главным является реализация индивидуального подхода. Нельзя говорить о психотерапии группы детей или взрослых в смысле доведения всех хотя бы по одному параметру до одинаковых показателей, а следует говорить о создании условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника.
С признанием индивидуального подхода тесно связано представление о «личном достижении». При использовании понятия «личное достижение» в психотерапии Реализуется индивидуальный подход в смысле признания права самого пациента взять из своих потенциальных возможностей то, что он окажется в состоянии взять, или то, что он захочет взять. Эта планируемость личностного роста при признании бесконечности и неограниченности этого процесса является одной из главных спе-
цифических черт психотерапии как особого психологического эксперимента.
Психологическая задача — создать условия по воз-можности более полного личностного роста, но ни в коем случае не подталкивать участников к достижению опре-деленных, заранее регламентированных результатов.
2. Психотерапия планирует не достижение каких-то.
конкретных результатов, а создает условия для всемер-
ного личностного роста. Поэтому психотерапевтические
приемы должны использовать естественные движущие
силы психического и личностного развития. Такими си-
лами являются деятельность человека и система его от-
ношений. Именно поэтому в любом инструменте, методе
с необходимостью и в разных формах создаются условия
для адекватной деятельности и воспроизведения систе-
мы отношений.
При этом очень важным фактором психотерапии является то, что моделируется не любая деятельность не деятельность или отношения, теоретически опреде-ленные как ведущие. Следует использовать те виды дея-тельности и те системы отношений, которые являются личностно значимыми для участников психотерапии которые ярко индивидуально окрашены, по отношению к которым имеются острые эмоционально насыщенные переживания.
С этой точки зрения может быть понято классичес-кое для психотерапии понятие трансфера (переноса когда главным в контакте специалиста с пациентом я ляется установление эмоционально окрашенного контак-та, который по своему содержанию является остро лич-ностно значимым для пациента. В нашем понимании трансфер — это воспроизведение личностно значим отношений в личностно значимой деятельности.
3. Особое значение имеет понятие психотерапевти-
ческого контакта. Специфичность психотерапевтического
контакта связана с признанием не субъект-объектного, а субъект-субъектного, диалогичного общения (Л. А. Петровская, 1982). Иными словами, сам специалист становится активным субъектом психотерапевтической ситуации. Специфичность контакта состоит еще и в том, что в процессе взаимодействия достигается как можно более полное принятие индивидуального облика и личности пациента во всем сложном переплетении сильных и слабых сторон человеческой души, с присущими каждому человеку личностными победами и поражениями.
В процессе психотерапии отношения между участниками и специалистом строятся по принципу партнерства, но партнерства в особом смысле. Речь идет о равенстве позиций, а не о нормативной модели поведения, причем, хотя равенство позиций задается в самой процедуре некоторых психотерапевтических приемов, на самом деле оно создается в процессе психотерапии, являясь его высшим результатом. Несмотря на декларацию о равенстве позиций, вначале чаще всего позиции не равны. Психотерапевт рассматривается участниками с позиции «над», воспринимаясь как специалист, мэтр, учитель, руководитель или, более эффективно и пристрастно, как мать, отец, старший товарищ. Иногда специалист может оказаться в начале терапии в позиции «под», когда он воспринимается участниками как «слуга», исполнитель заказа, младший помощник, выразитель воли и чувств других людей, или более личностно окрашен-но — как ребенок, младший товарищ, младший брат или сестра.
Но независимо от того, с какой позиции начинается контакт, при успешной психотерапии эта позиция сменяется позицией истинного равенства; позиция «наклонная» сменяется «горизонтальной», когда взаимно признается право каждого на ответственность, руковод-
285
ство, поиск, личностный рост, психологическую независимость.
Нормативность в поведении специалиста состоит совсем не в том, что он подсказывает: «Делай точно, как я», она состоит в том примере, который может показывать специалист, в тех условиях, которые он сам прилагает в работе по собственному личностному росту, в вере| в возможность достижения развития, в его безграничность, неповторимость и индивидуальность. Именно такая позиция психолога запускает в действие терапевта- \ ческие механизмы психологических методов, которые он использует, именно такая позиция создает наилучшие условия для реализации всех инструментов терапевтического действия.
4. Специфична динамика психотерапевтического про-цесса, многое в этой динамике зависит от использования различных методов, она может создаваться законо-мерностями группового процесса или закономерностями той деятельности, в рамках которой проводится. Однако обнаруживаются закономерности динамики, которые не зависят ни от организации приемов воздействия, ни особенностей личности психолога, а существуют независимо от них, с обязательностью воспроизводясь при применении различных методов разными специалистами.
Прежде всего следует отметить, что динамика психотерапии может быть описана не прямой, а ломаной линией. Это означает, что в каждом сеансе или курсе есть свои взлеты и падения, ускорения движения и замедле-ния, всплески и ровные участки.
Это происходит за счет того, что главными в психоте-рапии являются процессы эмоциональные, процессы переживаний, а, как хорошо известно, эмоции — это весьма подвижные, динамичные психологические образования.
Процесс психотерапии может быть метафорически описан как особые «мелькания», сгустки переживаний,
объединяющие всех участников в неком едином эмоциональном поле. Методы или тактика ведущего создают лишь условия для проявления этих эмоциональных мельканий, а собственно терапия происходит именно в эти острые, эмоционально насыщенные моменты. Ярко, эмоционально окрашенные переживания и создают возможность нового видения старых проблем, нового взгляда на жизненную ситуацию, на самого себя, на близких людей, на всю систему своих отношений, на свою деятельность. Переворот в сознании, распределение и перестройка элементов сознания и самосознания, достраивание осознания — все это результат острых эмоциональных переживаний, которые достигаются в психотерапевтическом процессе.
5. В чем существо тех изменений в сознании и самосознании участников, которые достигаются в психотерапии? Прежде всего эту перестройку структур сознания следует рассматривать как творческий процесс, как выведение плоскостного видения ситуации в пространственное, как открытие новых путей для решения проблемных ситуаций — путей, которые были совсем рядом, но которых участники раньше не замечали, не осознавали. Достижение нового взгляда, нового осознания — это и есть основа творческого подхода к личностному росту.
На операциональном уровне перестройка сознания может быть описана как переход от оперирования закрытыми формулами к использованию открытых формул. Термин «открытые формулы» означает использование таких систем осознания, которые не препятствуют личностному росту, не загоняют в тупик «порочного круга», а, наоборот, раскрывают в человеке все сильные стороны его души, открывают путь все больших личностных Достижений. Эти формулы описывают все стороны человеческой жизнедеятельности: отношение к себе, к своей Деятельности, к взаимодействию с другими людьми, к
психологическому облику и пониманию других людей, к своему прошлому, настоящему и будущему, к трудностям и достижениям, к сильным и слабым сторонам соб- ственной личности. В результате такой перестройки сознания и переживаний человека и достигается снятие тех психологических составляющих, которые лежали в основе субклинических («факторы риска») или клинических явлений.
6. Существенной особенностью процесса психотерапии является тот язык, на котором происходит общение между участниками. Как бы хорошо в плане научного, теоретического или клинического языка специалист ни разобрался в проблемах участников, как бы отчетливо ни представлялись ему самому причинные факторы трудно стей, с которыми сталкиваются люди, он в своей работе не может передать эти знания точно в той же форме, на том языке, которым он сам пользуется. Основная задача —| использовать не только доступный, понятный, житейский язык, но язык убедительный, точный, внушающий, воз-действующий, вызывающий эмоциональный отклик. Спе-цифический язык психотерапии не имеет в виду толь-? ко речь, хотя и она должна отвечать перечисленным требованиям. Язык психотерапии — это еще и язык не-вербальных коммуникаций, поэтому в каждый момент психолог должен быть предельно искренним в своих эмоциональных переживаниях, чтобы его вербальный и невербальный языки соответствовали друг другу. Язык пси-хотерапии — это еще язык конкретных реальных действий,'1' поэтому все ситуации (оценки, выбор, принятие peше-ний, поддержка, конфронтация, поощрение, наказание) должны быть не только понятны и доступны участникам, терапевтически полезными, эмоционально значимыми и насыщенными, — они должны предполагать убеди-тельное толкование, интерпретацию с позиций достижения личностного роста участников, предполагать новый, твор-
ческий взгляд на них, содействовать нахождению оптимального выхода из внешнего или внутреннего конфликта. Сам подбор таких ситуаций должен естественно вытекать из логики психотерапевтического процесса, из тех переживаний и жизненных событий, которые привносятся участниками в содержание психотерапии.
Резюмируя описание специфики психотерапии, необходимо отметить, что отношения между участниками могут быть описаны как реализация высших форм гуманистического отношения между людьми, как отношения любви человека к человеку, любви в том смысле, который дал в своем определении С. Л. Рубинштейн (1973): «Любить — значит утверждать неповторимое существование другого человека». В создании таких межчеловеческих отношений и состоит главная специфика психотерапии как особого психологического эксперимента.