Цели и специфические особенности психотерапевтического процесса

Комплексность психологических факторов риска с Необходимостью требует комплексной и системной орга­низации психотерапевтического процесса.

Психотерапия понимается как перестройка, ре-Конструкция психологических факторов риска у ребен-






ка, как воссоздание гармоничных отношений в се­мье.

Реконструкции подвергаются все составляющие пси-хологических факторов риска и связи между ними; норма­лизуется психологический климат семьи, особенности супружеского взаимодействия и супружеских коммуника-ций, реконструируются родительские позиции в состав­ляющих их звеньях, расширяется осознание родителями мотивов семейного воспитания, происходит гармониза­ция самого хода психического развития детей в семье, развиваются и гармонизуются самосознание и самооценка ребенка. Психотерапия предполагает также расширение арсенала средств психологического воздействия родите-лей на ребенка в ходе семейного воспитания, тренинг воспитательных навыков родителей, формирование не-которых новых форм взаимодействия с детьми, снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка.

Основным содержанием психотерапии становится создание концентрированного, эмоционально насыщен-ного опыта новых социальных отношений в семье как между супругами, так и между детьми и родителями. Прак-тика новых социальных отношений формирует иную об ратную связь между различными составляющими внут-реннего взаимодействия, связь с положительным знаком

Методологическим принципом построения процес-са психотерапии является принцип деятельного подхода Новый тип внутрисемейных отношений формируется процессе создания релевантных данным отношениям форм деятельности. Формируется коллективная игровая деятельность детей и воспитательная деятельность роди телей. Такое построение психотерапии основывается на положении теории деятельности, согласно которому по зитивно влиять на процесс развития, на формирование процесса складывания психологических новообразований в поведении и в отношениях между людьми — значит

оказывать воздействие на деятельность, формирующую соответствующие новообразования и соответствующие отношения.

Психотерапевтический комплекс состоит из различ­ных методов, каждый из которых имеет свои специфи­ческие механизмы. Вместе с тем существует нечто об­щее, что, являясь основным, объединяет все по-разному организованные приемы. Это общее может быть опреде­лено как совокупность характеристик, отражающих спе­цифику психотерапии как особого психологического эк­сперимента. Перейдем к описанию этих характеристик.

1. При использовании разнообразных приемов пси­хотерапии психолог не может оперировать такими поня­тиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая и т. п.). Все данные о закономерных чер­тах, симптомах или свойствах должны быть переплавле­ны в представления об индивидуальном проявлении всех этих общих закономерностей в реальном поведении или психологическом облике человека, с которым проводится психологическая работа. Иными словами, в психотера­пии главным является реализация индивидуального под­хода. Нельзя говорить о психотерапии группы детей или взрослых в смысле доведения всех хотя бы по одному параметру до одинаковых показателей, а следует гово­рить о создании условий для развития тех или иных пси­хологических качеств каждого участника.

С признанием индивидуального подхода тесно свя­зано представление о «личном достижении». При исполь­зовании понятия «личное достижение» в психотерапии Реализуется индивидуальный подход в смысле призна­ния права самого пациента взять из своих потенциаль­ных возможностей то, что он окажется в состоянии взять, или то, что он захочет взять. Эта планируемость личнос­тного роста при признании бесконечности и неограни­ченности этого процесса является одной из главных спе-






Цели и специфические особенности психотерапевтического процесса - student2.ru цифических черт психотерапии как особого психологи­ческого эксперимента.

Психологическая задача — создать условия по воз-можности более полного личностного роста, но ни в коем случае не подталкивать участников к достижению опре-деленных, заранее регламентированных результатов.

2. Психотерапия планирует не достижение каких-то.
конкретных результатов, а создает условия для всемер-
ного личностного роста. Поэтому психотерапевтические
приемы должны использовать естественные движущие
силы психического и личностного развития. Такими си-
лами являются деятельность человека и система его от-
ношений. Именно поэтому в любом инструменте, методе
с необходимостью и в разных формах создаются условия
для адекватной деятельности и воспроизведения систе-
мы отношений.

При этом очень важным фактором психотерапии является то, что моделируется не любая деятельность не деятельность или отношения, теоретически опреде-ленные как ведущие. Следует использовать те виды дея-тельности и те системы отношений, которые являются личностно значимыми для участников психотерапии которые ярко индивидуально окрашены, по отношению к которым имеются острые эмоционально насыщенные переживания.

С этой точки зрения может быть понято классичес-кое для психотерапии понятие трансфера (переноса когда главным в контакте специалиста с пациентом я ляется установление эмоционально окрашенного контак-та, который по своему содержанию является остро лич-ностно значимым для пациента. В нашем понимании трансфер — это воспроизведение личностно значим отношений в личностно значимой деятельности.

3. Особое значение имеет понятие психотерапевти-
ческого контакта. Специфичность психотерапевтического

контакта связана с признанием не субъект-объект­ного, а субъект-субъектного, диалогичного общения (Л. А. Петровская, 1982). Иными словами, сам специа­лист становится активным субъектом психотерапевти­ческой ситуации. Специфичность контакта состоит еще и в том, что в процессе взаимодействия достигается как можно более полное принятие индивидуального облика и личности пациента во всем сложном переплетении сильных и слабых сторон человеческой души, с прису­щими каждому человеку личностными победами и по­ражениями.

В процессе психотерапии отношения между участ­никами и специалистом строятся по принципу партнер­ства, но партнерства в особом смысле. Речь идет о равен­стве позиций, а не о нормативной модели поведения, причем, хотя равенство позиций задается в самой про­цедуре некоторых психотерапевтических приемов, на са­мом деле оно создается в процессе психотерапии, явля­ясь его высшим результатом. Несмотря на декларацию о равенстве позиций, вначале чаще всего позиции не рав­ны. Психотерапевт рассматривается участниками с пози­ции «над», воспринимаясь как специалист, мэтр, учи­тель, руководитель или, более эффективно и пристрастно, как мать, отец, старший товарищ. Иногда специалист может оказаться в начале терапии в позиции «под», ког­да он воспринимается участниками как «слуга», испол­нитель заказа, младший помощник, выразитель воли и чувств других людей, или более личностно окрашен-но — как ребенок, младший товарищ, младший брат или сестра.

Но независимо от того, с какой позиции начинает­ся контакт, при успешной психотерапии эта позиция сменяется позицией истинного равенства; позиция «на­клонная» сменяется «горизонтальной», когда взаимно признается право каждого на ответственность, руковод-




285



ство, поиск, личностный рост, психологическую неза­висимость.

Нормативность в поведении специалиста состоит совсем не в том, что он подсказывает: «Делай точно, как я», она состоит в том примере, который может показы­вать специалист, в тех условиях, которые он сам прила­гает в работе по собственному личностному росту, в вере| в возможность достижения развития, в его безгранич­ность, неповторимость и индивидуальность. Именно та­кая позиция психолога запускает в действие терапевта- \ ческие механизмы психологических методов, которые он использует, именно такая позиция создает наилучшие условия для реализации всех инструментов терапевтичес­кого действия.

4. Специфична динамика психотерапевтического про-цесса, многое в этой динамике зависит от использова­ния различных методов, она может создаваться законо-мерностями группового процесса или закономерностями той деятельности, в рамках которой проводится. Однако обнаруживаются закономерности динамики, которые не зависят ни от организации приемов воздействия, ни особенностей личности психолога, а существуют незави­симо от них, с обязательностью воспроизводясь при при­менении различных методов разными специалистами.

Прежде всего следует отметить, что динамика пси­хотерапии может быть описана не прямой, а ломаной линией. Это означает, что в каждом сеансе или курсе есть свои взлеты и падения, ускорения движения и замедле-ния, всплески и ровные участки.

Это происходит за счет того, что главными в психоте-рапии являются процессы эмоциональные, процессы пе­реживаний, а, как хорошо известно, эмоции — это весьма подвижные, динамичные психологические образования.

Процесс психотерапии может быть метафорически описан как особые «мелькания», сгустки переживаний,

объединяющие всех участников в неком едином эмоцио­нальном поле. Методы или тактика ведущего создают лишь условия для проявления этих эмоциональных мельканий, а собственно терапия происходит именно в эти острые, эмоционально насыщенные моменты. Ярко, эмоциональ­но окрашенные переживания и создают возможность но­вого видения старых проблем, нового взгляда на жиз­ненную ситуацию, на самого себя, на близких людей, на всю систему своих отношений, на свою деятельность. Переворот в сознании, распределение и перестройка эле­ментов сознания и самосознания, достраивание осозна­ния — все это результат острых эмоциональных пережи­ваний, которые достигаются в психотерапевтическом процессе.

5. В чем существо тех изменений в сознании и само­сознании участников, которые достигаются в психотера­пии? Прежде всего эту перестройку структур сознания следует рассматривать как творческий процесс, как вы­ведение плоскостного видения ситуации в пространствен­ное, как открытие новых путей для решения проблем­ных ситуаций — путей, которые были совсем рядом, но которых участники раньше не замечали, не осознавали. Достижение нового взгляда, нового осознания — это и есть основа творческого подхода к личностному росту.

На операциональном уровне перестройка сознания может быть описана как переход от оперирования зак­рытыми формулами к использованию открытых формул. Термин «открытые формулы» означает использование таких систем осознания, которые не препятствуют лич­ностному росту, не загоняют в тупик «порочного круга», а, наоборот, раскрывают в человеке все сильные сторо­ны его души, открывают путь все больших личностных Достижений. Эти формулы описывают все стороны чело­веческой жизнедеятельности: отношение к себе, к своей Деятельности, к взаимодействию с другими людьми, к







психологическому облику и пониманию других людей, к своему прошлому, настоящему и будущему, к трудно­стям и достижениям, к сильным и слабым сторонам соб- ственной личности. В результате такой перестройки со­знания и переживаний человека и достигается снятие тех психологических составляющих, которые лежали в ос­нове субклинических («факторы риска») или клиничес­ких явлений.

6. Существенной особенностью процесса психотера­пии является тот язык, на котором происходит общение между участниками. Как бы хорошо в плане научного, теоретического или клинического языка специалист ни разобрался в проблемах участников, как бы отчетливо ни представлялись ему самому причинные факторы трудно стей, с которыми сталкиваются люди, он в своей работе не может передать эти знания точно в той же форме, на том языке, которым он сам пользуется. Основная задача —| использовать не только доступный, понятный, житейский язык, но язык убедительный, точный, внушающий, воз-действующий, вызывающий эмоциональный отклик. Спе-цифический язык психотерапии не имеет в виду толь-? ко речь, хотя и она должна отвечать перечисленным требованиям. Язык психотерапии — это еще и язык не-вербальных коммуникаций, поэтому в каждый момент психолог должен быть предельно искренним в своих эмо­циональных переживаниях, чтобы его вербальный и не­вербальный языки соответствовали друг другу. Язык пси-хотерапии — это еще язык конкретных реальных действий,'1' поэтому все ситуации (оценки, выбор, принятие peше-ний, поддержка, конфронтация, поощрение, наказание) должны быть не только понятны и доступны участни­кам, терапевтически полезными, эмоционально значи­мыми и насыщенными, — они должны предполагать убеди-тельное толкование, интерпретацию с позиций достижения личностного роста участников, предполагать новый, твор-

ческий взгляд на них, содействовать нахождению опти­мального выхода из внешнего или внутреннего конфликта. Сам подбор таких ситуаций должен естественно вытекать из логики психотерапевтического процесса, из тех пере­живаний и жизненных событий, которые привносятся участниками в содержание психотерапии.

Резюмируя описание специфики психотерапии, не­обходимо отметить, что отношения между участниками могут быть описаны как реализация высших форм гума­нистического отношения между людьми, как отноше­ния любви человека к человеку, любви в том смысле, который дал в своем определении С. Л. Рубинштейн (1973): «Любить — значит утверждать неповторимое существо­вание другого человека». В создании таких межчеловечес­ких отношений и состоит главная специфика психотера­пии как особого психологического эксперимента.

Наши рекомендации