Врачебная и психологическая психотерапия: двуединая задача
Будучи психологическими по своей природе, патогенетические механизмы неврозов детского возраста требуют психологических методов воздействия для их ликвидации. Вполне отдавая себе отчет в условности разделения методов врачебной и психологической психотерапии, понимая, что это две взаимосвязанные формы психологического воздействия в целях сохранения здоровья людей, мы считаем все же возможным их разграничение.
Врачебная психотерапия как система специально организованных методов лечебного воздействия применяется к лицам, уже заболевшим неврозом. В аспекте интересующей нас проблемы детских неврозов речь идет о применении широкого спектра психотерапевтических методов — групповых, индивидуальных, семейных, рациональных и суггестивных — наряду с медикаментозными и другими лечебными процедурами на этапе уже сформированной отчетливой клинической картины невроза.
Когда речь идет о детях «еще не больных, но уже не здоровых», о начинающих складываться формах невротического реагирования и дезадаптированного поведения, т. е. когда речь идет о профилактике неврозов, на первый план выступают методы и приемы психологической психотерапии.
Такое подразделение имеет и еще одно, организационное, обоснование. Дело в том, что при современной организации медицинского психиатрического обслуживания населения контингент детей в преневротических состояниях оказывается нередко без квалифицированной помощи. Такие дети не получают помощи у детского психоневролога (их состояние ещё не дает оснований к проведению лечения), а в системе обычного воспитательного воздействия устранить формы дезадаптации и первые признаки невротических симптомов не удается. Кроме того, многие родители в силу бытующих предубеждений отказываются от услуг детских психоневрологов и психиатров, предпочитая обращаться в психологическую консультацию. Именно здесь таким детям и родителям может и должна быть оказана квалифицированная психопрофилактическая помощь. С другой стороны, психотерапевтическая работа, как уже не раз подчеркивали наши ведущие психотерапевты (например, В. Е. Рожнов, 1965), должна постепенно выходить за пределы стационаров и охватывать более широкие контингента риска. Организационно эта работа оформляется и осуществляется в различных учреждениях консультативного типа: дневных стационарах, отделениях профилактики, медико-психологических консультациях, консультациях «Брак и семья».
Таким образом, врачебная и психологическая психотерапия детских неврозов — это два взаимодополняющих друг друга метода психологического воздействия, каждый из которых имеет свои зоны приложения. Вра-
чебная психотерапия —- метод лечения, а психологическая психотерапия — метод профилактики. В психотерапии нуждаются дети из особого, повышенно уязвимого в отношении неврозов контингента. Поэтому для оказания им помощи необходимо всесторонне изучить психологические составляющие этой уязвимости, иными словами, психологически исследовать группу риска по детским неврозам и описать психологическое содержание факторов повышенного риска в отношении неврозов у детей. Эта работа и была проделана в настоящем исследовании. Задача психологической психотерапии в целях профилактики неврозов у детей рассматривается как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, и на воссоздание гармоничных отношений ребенка.
Психологическая психотерапия как особая форма психологического воздействия теоретически базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии, главными из которых являются следующие:
1. Положение, разработанное в теоретической концепции В. Н. Мясищева (1960), согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная психотерапия немыслима без включения в терапевтический процесс и самого ребенка, и его семьи.
2. Положение теории деятельности А. Н. Леонтьева (1964), состоящее в том, что позитивно влиять на процесс развития — значит управлять ведущей развитие деятельностью, в данном случае воздействовать на деятельность по воспитанию детей и на ведущую деятельность Ребенка.
3. Разработанное Д. Б. Элькониным (1978) положение о том, что психотерапевтический потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных игровых занятий.
4. Положения теоретической концепции личности С. Л. Рубинштейна (1973) о формах психологических кон- | тактов между людьми.
§ 2. Специфические условия и особенности диагностики факторов риска. Единство диагностики и психотерапии
Диагностическая работа с контингентами риска в
целях планирования и определения задач для психотера
певтической работы имеет ряд специфических особен -
ностей.
Во-первых, такая диагностика должна быть комп- лексной. Это требование вытекает из комплексной, сис-темной природы причинных факторов детских неврозов и комплексного характера факторов риска. Диагностика требует применения набора психологических методик и экспериментов, направленных на изучение различных сторон психических процессов, свойств, личностных качеств и форм деятельности. При этом особое значение приобретают методики по типу естественного экспери- мента (моделирование реальной деятельности в группах и парах, игровые диагностические процедуры, группо- вые дискуссии и др.).
Во-вторых, комплексность в диагностике определя-ется- необходимостью изучения семьи и семейного вое- питания, т. е. требует включения в диагностический про- цесс не только ребенка, но и его родителей. Диагностика проблем ребенка осуществляется в контексте диагности- ки психологических проблем его семьи.
В-третьих, необходимо изучение не только актуального состояния ребенка и статуса семьи, но и особенностей развития детей на предшествующих этапах, а также изучение семейных отношений в ретроспективе. Поэтому в диагностике психологических факторов риска необходимо использовать биографический метод, позволяющий восстановить весь ход психического развития ребенка и жизнь его семьи.
В-четвертых, диагностика как начальный этап психотерапии требует соблюдения принципа активности самих испытуемых. Это означает, что все диагностические процедуры должны быть личностно мотивированы для самих участников, диагностика специалиста должна превращаться в самодиагностику, когда ее участники ставят перед собой задачу самоизучения, анализа собственных психологических качеств и особенностей личности, самосознания, а также задачу самостоятельного определения целей и путей самосовершенствования. Поэтому в диагностике широко используются проективные опросники, самоотчеты, дневниковые записи, проективные сочинения, рисунки с последующим обсуждением всех данных с их авторами.
В-пятых, диагностика и психотерапия осуществляются практически одновременно на всем этапе работы, поэтому коррекционные приемы — это одновременно и приемы диагностики и самодиагностики участников психотерапии.