Характеристика внутриличностного конфликта при детских неврозах
По данным многих авторов, определяющую роль в патогенезе невроза играет психологический, т. е. внутренний, конфликт, который представляет собой несовмес- тимость, столкновение противоречивых отношений личности. Присущие конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден
рациональный продуктивный выход из возникающего положения (В. Н. Мясищев, 1934; 1939; 1960). Мясищев описывает конфликты, которые могут возникать на разной
почве:
1. Столкновение желаний личности и действительности, которая их не удовлетворяет.
2. Противоречивость отношений, вытекающая из противоречивости в аффективно-напряженной ситуации (конфликт любви и агрессивности).
3. Борьба принципиальных установок с конкретно-личностными отношениями.
4. Столкновение требований действительности и возможностей человека.
В работах учеников В. Н. Мясищева — Р. А. Зачепиц-кого (1960), В. К. Мягер (1976), Б. Д. Карвасарского (1985) и других — раскрывается единство объективных и субъективных факторов возникновения и развития невротического конфликта.
Для невроза, отмечает А. И. Захаров (1982), исходным и определяющим является нарушение системы отношений, которое возникает в результате противоречий между тенденциями и возможностями личности и требованиями и возможностями действительности.
Неудачно, иррационально и непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности вызывает болезненно тягостные переживания, которые приводят к рбразова-нию внутреннего конфликта — столкновению в сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или иному близкому лицу или к создавшейся ситуации.
Конфликт занимает центральное место в жизни ребенка, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое обостряет Противоречия, усиливает трудности, повышает неустой-
чивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль, дезорганизует волевое управление личности в це-лом. А. И. Захаров определяет ведущее содержание патогенного конфликта при неврозах как несоответствие воспитания возможностям ребенка и опыту становления его «Я» (Захаров, 1982). Утверждается, что в основе этого патогенного конфликта лежит конфликт между «Я» и «Мы», когда ребенок хочет, но не может по разным при чинам войти в референтную группу «Мы» (вначале это семья, затем группа сверстников).
Классификация невротических конфликтов в cooт-ветствии с учетом внутренних личностных механизмов их развития дана В. Н. Мясищевым (1960).
Он описывает конфликты истерического, обсессив-
но-психастенического и неврастенического типов. Пер-
вый тип характеризуется завышенными претензиями лич-
ности в сочетании с недооценкой или игнорированием
объективных реальных условий или требований окружа-
ющих. Требовательность к окружающим превышает тре-
бовательность к себе, отсутствует критичность по отно-
шению к своему поведению. В генезе такого тип'
конфликта имеют значение история развития личности
и процесс формирования системы ее жизненных отно-
шений, связанных с неправильным воспитанием. Осо-
бенности истерического характера рассматриваются Мя-
ситцевым в виде первичных, вторичных и третичных
личностных образований.
Первичные личностные образования представляют эгоцентризм и аффективность. Их следствием являются четыре переживания и неудачи, которые приводят, С; одной стороны, к претенциозности, а с другой — к не-уверенности в себе (вторичные личностные образования). Третичные личностные образования, возникающие на основе первых двух, — склонность к ухищрениям и раз-;
личным уловкам для достижения цели, а также лживость, симуляция, театральность, демонстративность.
Второй (обсессивно-психастенический) тип невротического конфликта характеризуется противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. Если одна из них доминирует, но продолжает встречать противодействие другой, то создаются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний.
Особое значение здесь придается противоречивым требованиям к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных отношений и приводит к появлению нереальных установок.
Конфликт третьего типа (неврастенический) представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, и ее стремлениями и завышенными требованиями к себе — с другой.
При возникновении данного типа конфликта играют определенную роль высокие требования, предъявляемые темпом и напряженностью современной жизни. Особенности конфликта этого типа формируются при таком типе воспитания, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида. Анализируя состояния больных неврозами, И. В. Конончук (1976), В. К. Мягер (1983) подчеркивают такие характерные особенности их личности, как слабость, нерешительность, склонность к рефлексии, зависимость от окружения, поиски одобрения, стремление к нормативности.
А. И. Захаров (1982) объясняет психогенные изменения, формирующие личность детей, неудачно и драматически переживаемым опытом межличностных отноше-
ний, отсутствием возможности создания «Я-концепции» с вытекающими из этого неустойчивостью самооценки, болезненно-чувствительным, эмоционально неустойчи- вым и тревожно-неуверенным «Я». Подобный психогенно искаженный образ «Я» отличается от сложившегося образа «Я», идеального стандарта и стандарта культуры и свидетельствует о невротической дезинтеграции процесса формирования личности ребенка, его противоречивой внутренней позиции. Невротическая дезинтеграция «Я» переживается вначале как невозможность соответствовать требованиям и ожиданиям родителей и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем — как несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников.
В этих условиях, утверждает автор, нарастает аффективная непереносимость сложных жизненных ситуаций, обусловленная психотравмирующим жизненным опытом, беспокойством и страхом изменения «Я» и проявляющаяся в тревожно-мнительном, аффективно-нетерпеливом и защитно-эгоцентрическом стереотипе личностного реагирования.
Внутреннее противоречие, возникающее в ситуации, когда переживается невозможность соответствовать ожиданиям и требованиям родителей и оставаться при этом самим собой, является источником постоянной борьбы мотивов, напряженности и беспокойства, которые ведут, с одной стороны, к компенсаторной гипертрофии собственного «Я» в виде эгоцентризма, заостренного самолюбия, а с другой — к развитию навязчивой концепции «не-Я», несовместимой с установками и возможностями ребенка.
Психогенно обусловленная дезинтеграция «Я», отсутствие психогенного единства порождают чувство внутренней неопределенности и неуверенности в себе, что ведет к нарастанию тревоги с ведущим переживанием
страха изменения и потери индивидуальности и чувства своей ценности.
Страх изменения, потери своего «Я» лежит в основе обсессивного невроза.
Страх быть непризнанным, быть «никем» присущ детям, заболевающим впоследствии истерическим неврозом. Страх быть «никем» встречается у детей со всеми формами невроза и особо выражен при неврастении.
Таким образом, невротический конфликт как лич-ностно неразрешимая проблема «быть собой среди других» преломляется проблемой «быть» (базальным уровнем беспокойства при неврозе страха), проблемой «быть собой» (при неврозе навязчивых состояний), проблемой «быть собой среди других» (с акцентом на «быть собой» при истерическом неврозе) или «быть среди других» (при неврастении).
Этот страх изменения препятствует развитию эмпатии, принятию новых ролей, приводит к негибкости поведения, его защитному характеру, сужению круга обобщения, появлению «псевдо-Я» как совокупности патологических, не контролируемых сознанием мотиваций (А. И. Захаров, 1982).
Глава II
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ НЕВРОЗОВ
§ 1. Виды групповой психотерапии
Впервые подробно описал закономерные процесс' происходящие в группе людей, не связанных общей пред-метной задачей, К. Роджерс (1951). Он показал, что и пользование групповых закономерностей вносит нов мощный импульс в психотерапевтический процесс.
В исследованиях Роджерса особо отмечается спец фический характер отношений терапевта и пациент («клиента»), которые строятся по принципу «человек . человек», а не «терапевт — пациент». Терапевт, по те минологии Роджерса, — это «фасилитатор»: его зада состоит в том, чтобы облегчить «рост личности».
Согласно Роджерсу, необходимыми и достаточны-ми условиями эффективности действий психотерапевта являются его установки на активное слушание и вчув-ствование в переживания клиента (эмпатия), тепло принимающее отношение к нему и на аутентичное пове-дение в отношении к клиенту (стремление быть сами собой в процессе психотерапии).
В одной из своих монографий Роджерс описывает основные этапы и содержательные моменты группового общения.
Обычно это немногочисленная (от 7 до 15—18 чело век) группа, относительно неструктурированная, основ
ная ее направленность — интенсивное общение по принципу «здесь и теперь», т. е. анализ непосредственно происходящего в группе, в основном без апелляции к прошлому участников. Обычно конкретные темы для дискуссий заранее не планируются: дискутируются различные проявления, взаимодействия участников в данной группе. Продолжительность функционирования групп различна: от нескольких дней до нескольких месяцев; встречи участников могут быть ежедневными и более редкими (1—3 раза в неделю). Время каждой встречи — от одного до трех и более часов. Особо следует упомянуть так называемые «марафонские» группы, проводимые в сжатые сроки — за выходные дни.
Проведение групп другими терапевтами, с другим составом участников выявило существенную универсальность выделенных Роджерсом моментов группового процесса.
«Фасилитатор» может развивать в группе психологический климат безопасности, в котором постепенно проявляется свобода выражения личности и уменьшается ее защищенность. В таком психологическом климате имеют тенденцию к выражению многие из непосредственных чувственных реакций каждого человека в отношении других и в отношении себя самого. Из этой взаимной свободы выражения реальных чувств, как позитивных, так и негативных развивается взаимное доверие. Каждый участник продвигается к большему принятию себя как целостности — своего эмоционального, интеллектуального и физического события — таким, как он есть. Для индивидов, менее сдерживаемых защитной ригидностью, становится менее угрожающей возможность изменения в личных установках и поведении, в методах обучения, в общении. С уменьшением защитной ригидности индивиды могут слушать друг друга, в большей степени учиться друг у Друга. Развивается обратная связь от одной
.243
личности к другой, так что каждый участник узнает, каким его видят другие и каково его влияние в межличностных отношениях. С этой большей свободой и улучшен-ной коммуникацией возникают новые идеи, понятия,; направления. Новшество становится желаемой, а не угрожающей возможностью. Приобретенное в групповом опыте имеет тенденцию к временному или постоянному переносу на отношения в послегрупповом опыте.
Огромное значение для развития групповой психотерапии имела концепция психодрамы, разработанная Дж. Морено (1946).
Психотерапевтическая концепция психодрамы основана на социально-психологических закономерностях общения. Задача психотерапевта — поднять взаимоотношения в группе на более высокий уровень и создать таким путем для всех ее участников, в том числе и для больного, наилучшие психологические условия совместной жизни. В основе терапевтического эффекта психодрамы лежит катарсис, источником которого, по Морено, является спонтанность, под которой он понимает способность к адекватной реакции на внезапно возникшие обстоятельства. Психодрама, объединяя реальную действительность и воображение, устраняет этот разрыв. Задача психодрамы заключается в создании условий, при которых выполнение роли будет восприниматься участниками группы как естественное выражение «Я», что позволит снять многие из их перенапряжений.
В развернутом виде классическая психодрама применяется в основном у подростков. Имеются многочисленные попытки упростить психодраму. Дж. Лехман (1968) предлагает для уменьшения невротической пубертатной заторможенности импровизированную групповую игру в сказку.
Метод психодрамы получил широкое распространение. Здесь акцент в работе с группой ставится на психо-
драматическом преломлении ритмики, пантомимики, подвижных игр.
Кроме Морено и Роджерса представителями экзистенциально-гуманистического направления в групповой психотерапии считаются Э. Берн (1964), Ф. Перлс (1969), В. Шутц (1967). В. Шутц впервые стал широко использовать приемы невербальной коммуникации в психотерапевтических целях, достигая самопринятия пациента.
Особым направлением в групповой психотерапии является объединение групповых механизмов с принципами трансактного анализа, разработанного Э. Берном и его последователями.
Трансактный анализ, являясь одним из направлений групповой психотерапии, предусматривает активную руководящую роль психотерапевта в группе. Акцент в деятельности терапевта как руководителя группы ставится на обучении им членов группы распознавать, где в каждом из них говорит «дитя», где «взрослый», где «родитель». Цель такой группы — научить ее членов в соответствии с ситуациями использовать эти различные составные части собственного «Я», чтобы сделать общение и поведение открытым, аутентичным, но и в то же время гибким и адекватным ситуации.
К бихевиористскому направлению в групповой психотерапии относятся Пратт (1907, 1913), Гезелл (1921), Вольпе (1969) и многие другие. Следует отметить, что в некоторых пособиях по психотерапии трансактный анализ рассматривается в рамках именно бихевиористского, поведенческо-когнитивного подхода, наряду с поведенческими терапиями, терапией реальностью.
Многочисленные исследования в области групповой психотерапии были проведены в рамках психоанализа. Это направление связано с именами таких американских психотерапевтов, как Дж. Вендер (1936), Р. Шильдер (1939), Т. Барроу (1927) и А. Вольф (1949; 1950). Модель психоте-
рапевтическои группы Дж. Вендер широко использует и сейчас в психоаналитически ориентированной груп-повой психотерапии. Группа состояла из 6—8 членов диагностированных как психоневротики или погранич-ные психотики. Применялся метод трансфера, взаимного обсуждения (анализа) переживаний участников групп, их поступков, сновидений, фантазий.
Р. Шильдер фокусировал внимание на интеракции между членами групп, а Т. Барроу добавил к этому важ-ный момент, состоящий в том, что группа как целое, не отдельный индивид, должна быть в центре внимания психотерапевта.
Немного позже групповой психоанализ широко применяли Ф. Ридль (1966) и С. Славсон (1968), работая с детьми как переводчики психоаналитических понятий на язык группового процесса. Групповой катарсис открывает дорогу более дружественным отношениям, снимает беспокойство, чувство вины и страха. У подростков дополнительно применяется обсуждение их проблем. Тактика психотерапевта ситуативна и варьирует в зависимости от групповой динамики. Исключительное внимание уделялось подбору участников психотерапии. Группы в; зависимости от цели делились на закрытые (одновремен-ные начало и конец лечения) и открытые (постепенная замена участников). В итоге групповой психотерапии развивается способность принятия себя и других, расширяются жизненные интересы, повышается выносливость по отношению к неудачам и жизненным трудностям, формируются зрелость личности и «групповая мораль».
В Европе следует отметить работу в этой области Тэ-вистокского института в Англии (Бион, 1961; Эсраэль, 1950; 1957; Риох, 1969).
Н. Акерман (1958), Бейтерсон (1951), В. Сатир (1964) провели дальнейшую модификацию психоаналитической модели групповой психотерапии в направлении семей-
ной терапии. Были заложены основы целостного подхода к семье как единице изучения и объекту лечения. Основы всех конфликтов берут начало в семье, поэтому разрешить эти конфликты можно только внутри семьи.
Точка зрения Н. Акерман об одновременном лечении одним терапевтом родителей и детей поддерживается многими современными исследователями.
Классический групповой психоанализ у детей представлен работами Г. Гут-Гельмут (1926), М. Клейн (1932), А. Фрейд (1946). Метод символической интерпретации игровой деятельности в дальнейшем обозначается как игровая терапия.
В работах российских исследователей уделяется значительное внимание развитию групповых методов (Л. А. Петровская, 1985; Г. А. Ковалев, 1987; А. Е. Алексей-чик, 1986; Б. Д. Карвасарский, 1985; Г. Л. Исурина, 1983).
Сейчас наиболее разработанной системой отечественной психотерапии является патогенетическая психотерапия неврозов, в основе которой — принципы, введенные В. Н. Мясищевым и его школой.
Патогенетическая психотерапия как психотерапия отношений заключается в перестройке деятельности больного неврозом на основе действенного осознания причин и процесса развития болезни и перестройки отношения больного к патогенным факторам заболевания. Из патогенетического учения вытекает важное следствие, согласно которому внутренняя конфликтность больного неврозом и его неразрешенная эмоциональная проблематика находят свое выражение и в нарушении отношений с ближайшим социальным окружением: вследствие искажения в области социального восприятия, возникших в результате конфликтности самооценки, невротик неверно истолковывает мотивацию партнеров по общению, недостаточно адекватно реагирует на возникающие межличностные ситуации, все его внимание сосредото-
чивается не на разрешении реальных проблем, а на сохранении представлений о значимости своего «Я» как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Понимание этого межличностного аспекта невротических нарушений позволило использовать патогенетический метод не только в индивидуальной, но и в групповой форме.
Существенный вклад в развитие отечественной психотерапии при нервных и психических заболеваниях внесен сотрудниками Ленинградского научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева. Выработаны.; рекомендации по диагностике и психотерапии неврозов в условиях специализированного отделения, классифи- кация методик психотерапии, разработаны направленные методики психотерапии при конкретных формах неврозов. В современной групповой психотерапии и ее модификациях находят свое преломление положения психологии малых групп (Г. М. Андреева, 1980), психологическая теория коллектива (А. В. Петровский, 1979) и вопросы восприятия человека человеком в процессе межличностных отношений (А. А. Бодалев, 1983).
Г. Л. Исурина (1984) все формы интеракций в группе, обладающие наиболее выраженным психотерапевтическим потенциалом, объединяет в следующие основные категории: предоставление сбалансированной эмоциональной ■ поддержки и сбалансированной эмоциональной конфрон- тации и собственно направленная психотерапевтическая коррекция. Эмоциональная поддержка как неспецифичес- кий фактор создает эмоциональную атмосферу в группе, являющуюся необходимой предпосылкой для ослабления ., невротических защитных механизмов. Собственно психотерапевтическое действие эмоциональной поддержки заключается в оказании коррекционного воздействия на отношение к себе, способствуя тем самым расширению и большей адекватности самосознания. Основным средством реализации направленной психотерапевтической коррек-
ции является конфронтация участников группы с их отношениями, проблемами, эмоциями. Конфронтация осуществляется посредством обратной связи между каждым из участников группы и группой в целом. В психотерапевтической группе необходимо сохранение динамического равновесия между тенденциями к обоим видам интеракции, которое автор называет «групповым балансом». В зависимости от уровня развития группы и эмоциональной ситуации в ней периодически возникает объективная потребность в той или иной форме интеракций. Регулирование группового баланса не носит спонтанного характера и требует вмешательства со стороны психотерапевта.
Важным направлением разработки групповых методов в нашей стране является распространение различных форм активного социального обучения (Г. А. Ковалев, 1986). Повышенный интерес к таким методам активного социального обучения, как деловые и организационно-управленческие игры, методы дискуссионных групп, методы групповой психотерапии, обусловлен диалектикой современного социального развития. Сопровождающие научно-техническую революцию интенсификация социальных связей личности, расширение поля ее общения, постоянно растущие нагрузки на психическую деятельность делают процессы общения все более многообразными и напряженными. Это предъявляет повышенные требования, в частности, к культуре общения, к умению быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнородных межличностных ситуациях. Решению задачи совершенствования общения подчинены различные формы социально-психологического тренинга, занимающие важное место среди методов активного социального обучения.
Л. А. Петровская (1982) рассматривает социально-Психологический тренинг как один из способов повышения компетентности человека в сфере общения. Весо-
мым вкладом автора в разработку практических проце-дур тренинговой работы является сформулированная elf система правил организации эффективной обратной связ| Обратная связь представляет собой важнейшую состав-ляющую социально-психологического тренинга. Она дол-жна быть неотсроченной, специфической, т. е. относя-щейся к отдельным конкретным проявлениям участника релевантной потребности и ее коммуникатора, и реци-пиента; представленной в терминах чувств, а не оценок Л. А. Петровской описано также воздействие тренинга на социально-перцептивную составляющую общения, как автор считает перцептивные изменения показателя ми эффективности, наиболее пригодными для диагнос-тики. В монографии, посвященной теоретическим и ме-тодическим проблемам социально-пеихологическокого тренинга, рассматриваются конкретные моменты орга-низации и проведения занятий, которые отражают пред-ставления автора о характере и особенностях протекания групподинамических процессов в зависимости от различ-ных ситуационных переменных.
Анализируя различные психотерапевтические систе-мы, В. В. Столин (1983) подчеркивает, что в основе успе-ха групповой психотерапии лежит способность человека к активной самоперестройке. Этот подход связан с пред-ставлением о личности как об особом «психическом орга-не», с помощью которого человек интегрирует сформи-рованные в нем как в социальном индивиде способности потребности, свойства и генетически предопределенные особенности. Согласно В. В. Сталину, фактически все вил психотерапии так или иначе апеллируют к одному опос-редующему звену — самосознанию и сознанию личнос-ти, тем самым имплицитно поддерживая тезис об ее ак-тивности и ответственности.
В рамках групповой психотерапии для увеличения самоуважения личности используются механизмы обще-
ния и терапевтический потенциал ее участников. Кажущееся исключение составляют бихевиористски ориентированные психотерапевтические системы, в декларируемые задачи которых входит переобучение или обучение новым навыкам. Однако и в этом случае можно высказать гипотезу, что основной эффект проистекает не из самого по себе навыка коммуникаций, взаимодействия, а из осознания клиентом своей возросшей вооруженности в межличностном общении и соответственно общего увеличения потенциала сознания.
Большой вклад в развитие групповой психотерапии внесли также следующие психотерапевты: С. Ледер (1982), А. Кемпински (1975), К. Хек (1979), С. Кратохвил (1976). А. Кемпински одним из гипотетических терапевтических факторов групповой психотерапии считает преодоление внутреннего сопротивления, связанного с высказываниями о самом себе в присутствии большой группы людей. Преодоление такого сопротивления, по мнению Кемпински, усиливает эмоциональную реакцию, вызываемую фактом видения себя в новом свете и раскрытием перед другим человеком (самоизучение). Поэтому чувство очищения (катарсис), ощущаемое в групповой психотерапии, гораздо сильнее, чем в индивидуальной. Другим важным терапевтическим фактором группового процесса автор считает возникающее в группе чувство «Мы».
Кратохвилом выделяются такие факторы, как самоисследование и самопроявление, контроль (понимание ранее не осознанных взаимосвязей в собственной психике во взаимодействии с малоадаптивным способом поведения), проверка и обучение новым способам поведения, получение новой информации и социальных навыков.
Таким образом, групповые методы психотерапии реализуются в рамках различных теоретических ориентаций.Рассмотрев главные из них, переходим к изложению основных составляющих процесса групповой
психотерапии и психологической коррекции по данным различных авторов.