Как проявление родительской любви
Некоторые психологи считают, что наиболее правильное воспитание — это воспитание без наказаний. Однако представить себе воспитание, в котором совершенно отсутствует воздействие на ребенка, использующее те или иные формы наказания, по-видимому, трудно. Весь вопрос не в том, наказывать или нет, а в том, как и когда наказывать. Именно наказание может стать выражением любви и уважения к ребенку. Правильное наказание, его выбор и осуществление — наиболее творческий момент в общении с детьми. Как же сделать наказание творчеством, полезным для ребенка, не нарушающим, а, наоборот, созидающим контакт между детьми и
Родителями?
В ситуации наказания, как и в других воспитательных воздействиях, родителям обязательно нужно четко выделять три аспекта: индивидуальность ребенка, его возраст и допущенный им проступок, собственное эмоциональное состояние, возникающее как реакция на Проступок ребенка, метод воздействия в целях исправле-ния проступка.
Поэтому для правильного выбора средств наказания необходимо постоянно расширять свои знания, свои
\]tb&0.A41fU*&
представления обо всех многогранных сторонах психи ческого облика своего ребенка. В этом заключен первый творческий момент в ситуации наказания. Хороший ро-дитель должен всякий раз по-новому рассматривать по-ступок ребенка, стараться вникнуть в его скрытые причи-ны, правильно оценить, какие именно слабости характера или неверные соображения привели ребенка к ошибке.Ро-дителям, хорошо знающим своего ребенка, не так сложно понять причины его поступков. При этом стано-вится понятно, что наказание должно не столько фикси-ровать неверный поступок, а направляться на те внутрен-ние причины, которые привели ребенка к ошибочному действию.
Второй творческий момент в ситуации наказания заключается в требовании внимательно рассмотреть кон-кретную ситуацию, в которой совершен проступок. Важ-но понять истинные психологические причины такой ситуации, ее содержание. Ведь очень часто сам поступок и причины, вызвавшие его, не совпадают. Вспоминается такой случай. Однажды, вернувшись с работы, мама об-наружила, что ее сын разбил дорогую и памятную для нее вещь. Поскольку ребенку не разрешалось брать неко-торые вещи, принадлежащие взрослым, мама начал выговаривать ему, что он нарушил ее запрет. Каково же было изумление матери, когда семилетний сын заявил, что он нарочно разбил эту дорогую для матери вещь. Тут маме пришлось призадуматься, она поняла, что не суме-ла правильно оценить ситуацию и ее «выговор» по пово-ду внимания к вещам, аккуратности, бережливости был совершенно излишен. Впоследствии выяснилось, что не-сколько дней назад случайно мама неосторожно выска-залась о ребенке в присутствии его товарищей. Она даже не подозревала, какую жгучую обиду у сына вызвали слова, ведь она как будто предала его, унизила перед друзьями! Чувство обиды, горечи и привели ребенка
проступку, это был акт мести, ответа на, как ему казалось, несправедливость матери. После доверительного и спокойного разговора мать и сын поняли друг друга, контакт был восстановлен. Но всегда ли нам, родителям, хватает такта и выдержки, чтобы разобраться в проступках детей, проникнуть в их действительные причины?
Очень часто родителям необходимо задержать свою непосредственную реакцию на проступок ребенка, сдержать непосредственную эмоцию, отсрочить наказание. И только на основе внимательного рассмотрения всей ситуации проступка выбрать правильную форму воздействий. В этом и заключается творческий элемент. Он состоит в признании права, ребенка на ошибку, на слабость, на несовершенство. Мудрые родители порой делают вид, что не заметили проступка ребенка, никак не выражают свои чувства, не спешат наказывать или давать отрицательную оценку. Но стараются усилить те положительные стороны души ребенка, которые сами собой приведут к исправлению допущенной ошибки, отказу от неправильного
поведения.
Если родители действительно творчески подходят к выбору наказания, то они заметят, что отказ от наказания может быть весьма эффективным средством воздействия. Если в общении детей и родителей было много запретов и наказаний, ребенок может почувствовать, что к нему становятся внимательными, с ним общаются только тогда, когда он сделал что-то неверно. В этом случае ребенок обязательно будет стараться делать все вопреки запретам, пытаясь удержать столь необходимое ему внимание родителей и как бы продлить общение с ними на такой конфликтной основе. Понятно, что при таком по-ведении ребенка необходимо уменьшить наказания. Внимательные к своему ребенку родители сумеют вовремя заметить формирование у него так называемого комплек-са вины. Он встречается и у детей, и у взрослых. К этой
категории относятся люди, которые постоянно соверша-ют одни и те же ошибки, по нескольку раз в аналогичных ситуациях грешат и каются, чтобы потом опять грешить
В детском возрасте подобное поведение ярко проявля-ется в характерных для детей формах, например, когда ре-бенок не может воздержаться от заведомо неверного ступка, а, совершив его, тут же бежит к родителям за получением соответствующей порции наказаний. К под ному поведению родители должны быть очень вниматель-ны, подчас здесь важнее не дать оптимальное наказан а, наоборот, постараться всеми силами удержаться от неё. Это связано с тем психологически важным обстоятельство, что если ребенок понимает, что поступил неправильно и бежит докладывать об этом взрослым, то за этим скрывает-ся глубокое переживание своей вины и связанное с этим напряжение. И здесь родителям очень важно решить, могут ли они в качестве психологического воздействия продлить это напряжение. Иногда это бывает полезно. То, что роди-тели откажутся от ожидаемого ребенком наказания, фак-тически накажет его, заставит еще и еще раз пережить не-которые негативные эмоции и в дальнейшем воздержат*' от вызвавшего их поступка. Опять необходимо повторить, что пользоваться этим нужно осторожно, очень хорошо ра-зобравшись в ситуации проступка и оценив степень устой-чивости ребенка к эмоциональным перегрузкам. Что для одного будет полезным переживанием, для другого может стать слишком сильным и даже роковым, вызвать необра-тимые эмоциональные изменения.
Подобная форма эмоционального наказания особен-но полезна для детей постарше, школьников и младшего подростков. У старших детей наказание по типу лишения наказания может быть использовано только при правиль-ном учете стиля отношений ребенка и взрослого. Этим методом могут пользоваться родители, авторитет кото-рых очень силен, которых подросток безусловно уважа-
ет, чья негативная или позитивная оценка сама по себе значима. Вспоминается прекрасный пример из практики д. С. Макаренко, который отказался поместить воспитанника под арест, несмотря на грубое нарушение дисциплины. На заявление колониста: «Прошу посадить меня под арест» — А. С. Макаренко ответил: «Арест существует для моих друзей, ты же не относишься к их числу».
Наибольшая возможность для творчества предоставляется родителям в самом осуществлении наказания. Здесь важно не только правильно выбрать ту или иную известную форму воздействия в подходящий момент, но и придумать что-то самим, проявить выдумку, фантазию, любовь. Такой вид придумывающихся по ходу ситуации наказаний называется наказанием в форме экспромта. Чем более мудр воспитатель, чем он лучше знает своего ребенка, чем больше любит, тем разнообразнее, неожиданнее, а потому эффективнее его воздействие на ребенка. Очень полезно, когда родители сознательно формируют в себе способность к наказаниям в форме экспромта. Иногда гораздо лучше вместо речевых проработок неожиданное действие. Момент экспромтности, новизны порой оказывает более сильное воздействие, чем самые строгие наказания. Опыт талантливых воспитателей дает много примеров тому. Вспомним, как поступил А. С. Макаренко с воспитанником, который, опоздав в столовую, решил, чтобы его не заметили, влезть в окно. Наказания не последовало, но мальчика обязывали каждый День входить в столовую через окно. Воспитатель применил здесь в качестве наказания саму ситуацию проступ-ка, доведя ее до абсурда. Эффект этой меры высочайший, а никаких осуждений не было.
Нужно стараться постоянно находить такие неожиданные приемы воздействия. Очень полезно, если реак-ция взрослого вызывает некоторое тревожное изумление ребенка, связанное с неожиданным поворотом ситуации.
Одна мама применила такой прием. Она заметила, что сын стал обманывать, рассказывал всевозможные неверо-ятные истории, которые с ним приключились и из-за кото-рых он якобы не смог сделать то или иное дело. Мама наказать мальчика или начать разъяснять ему, что врать не-хорошо. Она поступила иначе. Во время одного из таких рас-сказов она вдруг резко и неожиданно сказана сыну: «А ну-ка, открой рот, покажи язык... Так, все ясно... И когда только твой язык отучится говорить неправду?» Удивленный и оше-ломленный ребенок спросил: «А как ты догадалась?» Вот как был разрешен конфликт. Мальчик отказался от привыч-ки к подобному сочинительству. Таких находок в общении с детьми в семье может быть множество. Полезность их of видна. Так сберегается мир и спокойствие в доме, а мелкие вполне естественные проступки ребенка не превращаются в устойчивые неблагоприятные формы поведения.
И последнее, что необходимо иметь в виду при твор-ческом использовании наказаний, — это предоставление ребенку возможности проверки своего поведения в ситуа-ции, сходной с той, в какой была допущена ошибка. И ми словами, необходимо убедиться в эффективности из-бранного метода воздействия, в том, что ребенок теперь может самостоятельно выбрать правильную линию поведе-ния. Здесь опять же необходимо учитывать возраст ребёнка. Малышам после наказания можно предоставить возможно подобного же, но по сути уже верного действия. Напр.. ребенок ножницами изрезал мамино платье. Конечно, нужно наказать, но при этом необходимо предоставить ре- бенку возможность действовать с ножницами. Надо не толь-ко запретить ему использовать для этой цели хорошие вещи, но предоставить ему доступные материалы, бумагу, кусочки ткани, полезно показать, как лучше вырезать, складывать материал, чтобы избежать неприятных порезов.
При наказании более старших детей необходимо созда-вать условия для выработки таких качеств, которые
____________________________________________ 183
препятствовали совершению неправильных поступков. Основным из этих качеств следует считать способность к торможению, удерживанию от непосредственно желаемого, им-пульсивного, необдуманного. «Тормозить себя — это очень трудное дело, особенно в детстве, оно не приходит от простой биологии, оно может быть только воспитано, — писал А. С. Макаренко. — И если воспитатель не позаботится о воспитании торможения, то оно не получается. Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку». Родителям никогда нельзя забывать, что одними, даже самыми правильными, наказаниями воспитать привычку к торможению невозможно. После наказания необходимо предоставить ребенку возможность проверки самого себя, надо постараться превратить родительское воздействие в самовоздействие, поставить перед подростком задачу на самовоспитание, на преодоление собственных слабостей. Очень хорошо, если подросток сформулирует вместе с родителями задачу для самого себя, а радость от преодоления трудностей станет вашей общей радостью.
Искусство хвалить
Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение. Чутье, опыт и понимание в каждом случае подскажут воспитателю, в какой мере и в какой форме данный ребенок нуждается во внимательном отношении к нему, в ласке, в поощрении. Е.А.Аркин
Дозир
Овка поощрений и наказаний
Только ли наказанием можно воздействовать на внут-нние психологические качества детей, приводящие к
ошибочным действиям и поступкам? Ответ ясен: конеч-но, нет. Наказание должно быть особой мерой. Его фективность тем выше, чем неожиданнее и индивиду-альнее его формы, чем реже оно применяется. Наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение.
Трудности родителей в использовании методов по-ощрения прежде всего связаны с тем, что многим из нас воспитание представляется только одной своей сторо-ной — исправлением. Родители полагают, что главное мание они должны уделять всему несовершенному, сла-бому, неверному в поведении своего ребенка. Такая т зрения ошибочна. Воспитывает ребенка не столько дательное (наказание), сколько положительное (поощре-ние) подкрепление. Младенец получает положительное подкрепление от матери, видя ее радостную улыбку, шая ее нежный голос, ощущая прикосновение заботли-вых и ласковых рук. Но когда дети подрастают, родители начинают думать, что важнее, более действенны запре-ты, порицания, замечания, наказания. Некоторые роди-тели совершенно убеждены в том, что хвалить детей но, что подчеркивать успехи и достоинства детей коем случае нельзя. В действительности дело обстоит,ви-димо, таким образом, что в воспитании необходимо, ис-пользовать как наказание, так и поощрение, ведь и поощ-рение, и наказание — это две стороны единого процесса социального обучения ребенка, процесса социализации воспитании надо использовать как поощрение, так и на-казание, но делать это нужно правильно, в такой дози-ровке, чтобы поощрение преобладало над наказанием.
Обычно мало кто из родителей задает вопрос, как детей хвалить. Многим кажется, что это просто. Они красно умеют хвалить ребенка, поощрять гораздо легче, чем наказывать.
Однажды группе родителей в психологической сультации дали такое задание: в течение недели записы-
185
вать все свои воздействия на ребенка, занося их в две колонки: поощрение и наказание. К удивлению родителей, У большинства из них был один результат. Оказалось, что число наказаний в несколько раз превосходило число поощрений. В каждой семье причины такого соотношения между поощрениями и наказаниями были, конечно, различными. Но большинству родителей очень трудно хвалить ребенка, поскольку они не видят, за что же можно ребенка похвалить. Им кажется, что если ребенок ведет себя хорошо, если он чему-то научился — это вполне естественно, а потому сосредоточивают все свое внимание на ошибках и недостатках детей. Наверное, поэтому родительские сочинения о детях нередко начинаются словами: «Хотелось бы мне похвалить своего ребенка, но мне нечего написать, никаких выдающихся успехов у него нет».
За что же можно хвалить ребенка?
Похвала за усилие
Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. К каким результатам ребенок пришел, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Между тем многие Родители хвалят ребенка только за достижения при условии определенного результата. Именно поэтому у неко-торых детей создается «хронический дефицит поощрений». Действительно, если ребенок получает четверки
место ожидаемых родителями пятерок, то вроде бы и хвалить-то его не за что. Однако даже получение четверки Или тройки иной раз связано с самоограничением,
усилиями и старанием — не заметить этого и не похва-лить было бы большой ошибкой.
В поощрении за правильно совершенное действие или поступок есть очень важный психологический мо-мент. Всякой успешной деятельности присуща одна спе-цифическая особенность — ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой явля-ются наградой, поощрением. Задача родителей — на-учить радоваться успеху. Поощрение должно фиксировать и тот результат, который достигнут усилиями ребенка и который сам по себе может доставить радость. Важно затормозить внешним вознаграждением переживание внутренней радости и внутреннего удовлетворения ре-бенка от проделанной работы, от затраченных усилилий. Очень хорошо, если поощрение подчеркивает и спо-собность ребенка к усилиям по достижению цели, радость от достигнутого успеха. Иными словами, внеш-нее родительское поощрение должно подкреплять и уси-ливать внутреннее удовлетворение от проделанной ре-бенком работы. К сожалению, очень часто поощрение расходится с этой внутренней радостью, тогда и дает о себе знать неблагоприятная сторона неверно избранно-го поощрения.
Родители часто используют поощрения, как и нака-зания, по логике естественных последствий: xopoшо учишься — получай подарок, деньги на кино, лакомства. Однако такие поощрения неправильны. При соблюдении некоторых условий они бывают эффективны, но чаще приводят к серьезным воспитательным ошибкам. Поощ-рения не должны носить характер подкупа или обяза-тельства, взятого на себя родителями. Я. Корчак предуп-реждал родителей об опасности соскользнуть на такой путь использования поощрений: «Вот съешь котлетку, мама купит тебе книжечку», «Не ходи гулять — на тебе за это шоколадку». Неверна позиция родителей, которые в качестве награды освобождают ребенка от выполнения некоторой домашней работы.
Такие формы поощрений по своему психологическому содержанию формируют представление у ребенка о том, что всякая работа, всякое усилие — дело очень неприятное. Родители как бы сами затушевывают в глазах детей радость от процесса хорошо выполняемого дела и смещают в глазах детей оценку той или иной работы к ее результату.
В сознание детей внедряется представление о том, что важно получить нужный балл, а то, как он достигнут, особого значения не имеет. В связи с этим родителям полезно напомнить о блистательном эксперименте А. Н. Леонтьева, в котором награду получил мальчик, формально, с результативной стороны завершивший работу, но выполнивший ее не совсем так, как требовалось. Получив долгожданную награду — конфету, — мальчик расплакался. «Конфета оказалась горькой, — пишет А. Н. Леонтьев, — горькой по своему психологическому смыслу». В этом примере внешнее поощрение — награда —- разошлась с чувством неполученного внутреннего удовлетворения. Родителям полезно задуматься: не допускают ли они ошибки, награждая своих детей? Ведь может случиться и так, что горький вкус такой «конфеты» очень скоро ребенок разучится различать, сладкой и желанной станет радость не самого процесса труда, процесса преодоления трудностей, а лишь получение той или иной награды.
Награждать делом
Как же хвалить, чтобы сохранить способность радоваться самому делу? Ответ очевиден: награждать самим этим делом, усиливая, подчеркивая радость ребенка от преодоления трудностей. «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, нелюбоз-нательностью, пассивностью. Ты сумел, ты стал еще силъ-нее, ты преодолел, ты победил!» Вот формула истинно
развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые даже самые незначительные успехи ребенка на пути к' самосовершенствованию, фиксировать и подкреплять самые малые ростки всего нового, более совершенного 1 его поведении, необходимо всякий раз позитивно оце-нивать пройденный отрезок пути, каким бы малым он ни был, не обращая внимания на то, сколь длинна и трудна еще дорога впереди.
Как награждать самим делом? Выбор конкретных форм поощрений — творческая задача для родителей. Общее правило таково — использовать поощрение путем поручения почетных обязанностей. Например, мытье по-суды после чая может служить таким почетным поруче-нием для ребенка шести-семи лет. Со временем, ста обычной обязанностью ребенка, такое поручение перестает быть праздничным, тогда на смену ему придут другие. В условиях современной семьи потребности в домаш-нем труде детей и подростков невелики: городской бы стал благоустроенным. Вместе с тем есть еще очень много хозяйственных дел, в которые с удовольствием включа-ются дети. Родителям необходимо продумать, какие из этих дел станут постоянными поручениями ребенка, а какие — почетными, и изменять формы вовлечения ре-бенка в домашнюю работу в соответствии с его взросле-нием. Участие в приготовлении праздничного пирога — почетное дело, награда для дочери, а позднее — ее рядо-вая, обычная обязанность как второй хозяйки в семье.,' Подготовка к приему гостей, подарка бабушке, праздничная уборка квартиры, забота о престарелом род-; ственнике, уход за животными — все это может стать почетной обязанностью, наградой, похвалой за усилие, поощрением уже приобретенных навыков, свидетельством взрослости.
Многие родители, обремененные домашними заботами, рассматривают назначение дополнительных обя-
занностей детям только как меру наказания, в действительности при внимательном взгляде на ребенка, при учете этапа его развития с успехом можно использовать награду в виде предоставления ребенку некоторых новых постоянных обязанностей. Если в том или ином виде труда будут подчеркнуты возросшая компетентность ребенка, достигнутые им успехи в поведении, тогда новая обязанность превращается как бы в видимую всем оценку его взрослости, его достижений в развитии. Например, до поры до времени детям не разрешалось самостоятельно пользоваться некоторыми хозяйственными бытовыми приборами. Радостным для ребенка поощрением может стать разрешение использовать пылесос для уборки квартиры или электрокофеварки для приготовления кофе. В качестве поощрения можно использовать и разрешение ребенку самостоятельно пользоваться родительским магнитофоном, фотоаппаратом, кинопроектором. Словом, конкретный путь поощрения зависит от условий семьи. Важно при этом одно: предоставляя ребенку возможности для новых видов деятельности, утверждать те положительные успехи, которые ребенок уже достиг, на основе которых он может продолжать усилия по самосовершенствованию.
Эффективной мерой поощрения в семье является и поощрение путем расширения прав ребенка. Здесь родителям следует быть особенно внимательными и прежде, чем расширить права ребенка, решить для самих себя: а смогут ли они в действительности предоставить ребенку обещанные права, доступны ли они возрасту, а главное, личностным качествам ребенка? Не следует спешить с Предоставлением в качестве поощрения излишне «взрослых», не оправданных истинным жизненным положени-ем ребенка прав. В семьях подростков часто возникают острые конфликты по поводу предоставления ребенку возможности позднего возвращения домой. Многие ро-
дители жалуются, отмечая, что дети вечером не прихо
дят домой вовремя, подолгу задерживаются во дворе, на
катке, на вечерах. Очень полезно в этом возрасте исполь-|
зоватъ метод поощрения путем расширения прав. Одна
мама провела со своим сыном такую беседу: «Ты уже
совсем взрослый, мне неудобно каждый раз повторять
тебе: «Приходи домой вовремя, не задерживайся!» Ска-
жи сам, какое время тебе кажется наиболее удобным и
какое самым поздним для возвращения с прогулок». До-
говорились, что позднее десяти часов вечера сын прихо-
дить не будет. |
Положительное воздействие метода предоставления
ребенку более широких прав заключается в использова-
нии и подкреплении самоконтроля, в повышении чув
ства личной ответственности, произвольности поведе
ния.
Похвала, нежность, ласка
В разделе о наказаниях уже рассматривался метод| воздействия путем морального осуждения. Но моральные санкции могут быть и поощрительными. Поощрением может быть pi похвала, и благодарность. Многим родите-лям кажется, что они никогда не должны благодарить детей, что благодарность в семье всегда должна быть на-правлена только от детей к родителям. Это совершенно-; неверно. Родители могут и должны быть благодарны де-тям, они обязаны благодарить тогда, когда дети проявили душевную чуткость, доброту к своим близким, когда не растерялись и приняли нравственное решение в сложной ситуации, когда своим поведением вызывают одобрение окружающих. Чувство «мы» необходимо не только супругам, оно необходимо для нормального развития детей. Поэтому родители без всяких опасений могут бла- годарить ребенка, если его поведение укрепляет это семейное чувство «мы». «Молодец, не подкачал, не уронил
чести и авторитета семьи». Такое поощрение может быть использовано в общении с каждым ребенком.
Многие родители задают вопрос о том, как следует относиться к потребностям ребенка в ласке. С какого воз-паста ребенка в общении необходимо отказаться от поцелуев, поглаживаний и прочих выражений любви путем прикосновений? Представляется, что родителям лучше в большей степени полагаться на собственную интуицию и доверять своему сердцу. Было бы психологической ошибкой рекомендовать чадолюбивой женщине, для которой вполне естественно поцеловать своего сына-подростка перед уходом в школу или погладить по голове первоклассника, отказаться от этих прикосновений из-за боязни перехвалить.
Если в семье хороший контакт и нежное отношение к детям сочетаются с разумной требовательностью, нет ничего неправильного в том. что дети возятся с родителями, ласкаются, целуются. Наоборот, консультативный опыт показывает, что, если родители, боясь совершить ошибку, отказывают ребенку в необходимом ему количестве ласки, это приводит к неблагоприятным осложнениям развития. Вместе с тем нельзя считать благоприятным для ребенка заласкивание, захваливание, раздаваемые родителями без учета действительных достижений. Перемыленный ребенок, который за малейшее достижение получает позитивные оценки, как правило, очень трудно приспосабливается к жизни вне семьи. Такие дети стремятся любой ценой получить похвалу и часто приобрета-ют черты ловкачества, стараются увернуться от решения сложных задач, а получать постоянно требуемое вознаграждение каким-либо иным путем.
Учет индивидуальности ребенка
Сложен в использовании похвалы не только выбор самого метода поощрения, но также и оценка возмож-
ности применения избранного воздействия к данному!
конкретному ребенку. Пожалуй, только объективная оцен-.
ка психической индивидуальности ребенка, типа его не-
рвной системы, темперамента и приобретенных уже дич-|
постных черт помогает родителям в правильном выборе
методов поощрения. Вот примеры некоторых типичных
личностных портретов детей и наиболее приемлемые для
них формы поощрения. I
Некоторым детям свойственна нерешительность, боязливость. Они предпочитают действовать не самостоятельно, а под контролем более умелого ребенка или во всем превосходящего взрослого. Любое дело представляется им достаточно сложным, начиная его, дети охвачены переживанием: а вдруг не получится, вдруг я не справлюсь, не сумею. Успешно выполнив какую-то работу, они не радуются успеху, а, скорее, подчеркивают, что другие могли бы все сделать лучше. Они часто устают, нуж-даются в подталкивании, в направляющем воздействии. Если им предоставляется выбор, стараются выполнять более легкую работу, боясь неуспеха, склонны отказы-ваться от интересного дела.
Таким детям похвала необходима! Родители должны постоянно подчеркивать и разъяснять ребёнку его дости-жения. Поощрять к самостоятельной деятельности. " Не подавлять, а возносить», — подчеркивал Я. Корчак Необходимо внушать ребенку чувство уверенности в своих силах, фиксировать его внимание на самых малых и незначительных успехах. При этом очень важно не переутомлять ребенка требованиями и задачами, намного превосходящими его возможности, наоборот, на отно- , сительно легких и простых заданиях нужно показывать, как успешно он способен выполнить ту или иную работу. К таким детям следует применять опережающую похва-лу. положительно подкрепляя все те качества, которые помогут ребенку при выполнении будущего дела.
Другой обобщенный портрет характеризуется несколько иными качествами. У ребенка на первый план высгупают такие черты, как аккуратность, даже педан-тизм. Детям хочется любое дело выполнить только на "от-лично». Они не прощают себе ошибок, глубоко пережи-вают собственные слабости. При этом стремятся выполнять самые трудные задания. Часто такие дети скорее откажутся от работы вообще, чем признаются себе, что не в силах с ней справиться.
Им свойственно требовать высоких достижений и от других, они категоричны в своих оценках. Стараясь с особой тщательностью выполнять любую работу, дети не всегда способны правильно отделить существенное от второстепенного. Они затрачивают массу стараний и усилий, но не всегда способны к достижению таких высоких результатов, которые сами запланировали.
И этих детей следует побольше хвалить, но ни в коем случае не связывать похвалу с достижением завьштенно-;о результата. Полезно дозировать поощрения, выдавать их ребенку маленькими порциями и подхваливать на всем
протяжении работы.
Необходимо, одобряя, подбадривая, помогать осознанию глубины существа дела, его основного смысла Надо хвалить даже тогда., когда что-то не удалось, только зa то. что старался, пытался, за самостоятельные уси-лия. Похвала не должна расходитъся с тем, как сам себя ребёнок оценивает. Не следует к таким детям применять и опережающую похвалу, но необходимо внушать уве-ренностъ, повышать не общее представление о самом себе как способном, талантливом, а хвалить за конкретно совершенное, даже самое простое дело.
Естъ и другой тип детей. Это уверенные в себе дети. которым многое удается, они без особою труда достига-ют таких результатов, которые другим ребятам доступны при значительных усилиях. Неразумно расточаемые но-
хвалы могут сформировать ребенка, не способного к целенаправленным и длительным усилиям. Уверенность в себе легко может перерасти в тщеславную самоуверенность, в потребность к успеху любой ценой. Родители могут легко заметить такие черты ребенка, понаблюдав, как он относится к достижениям других: не появилось ли у него желания несколько обесценить успехи других, погасить лучи чужой славы9 Если это так, то хвалить нужно только за то, что стало результатом серьезного усилия, хвалить за помощь, оказанную другим, поощрять умение радоваться вместе с другими людьми. Опережающая похвала должна относиться не столько к самому ребенку, сколько к тому делу, которое предстоит выполнить.
Почему ты опять ленишься?
...Свободный труд нужен человеку сим по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства...
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду... К. Д. Ушинский