Волевое поведение, наказание и боль
Отказ от поведения импульсивного, подчиненно непосредственно действующему желанию, аффекту, пользу поведения отсроченного, обдуманного, подчиня-ющегося сознательно поставленным целям, называет произвольным или волевым поведением. Волевое пове-дение — одна из основных характеристик развитой лиг ности. Ведь безвольное, неосознанное, импульсивное действие — есть действие безличное. Быть волевым, под-чинять свое поведение сознанию, развить способность самоконтролю очень и очень непросто. Этому мы учимся' всю жизнь. Это одинаково трудно и детям, и взрослым. Только почему-то себе мы многое прощаем, а вот в of ношении к детям часто бываем излишне требовательны. Спешим понятную вполне временную слабость, за кот рой нередко скрывается драматическая борьба между «хочу» и «надо», объявить чуть ли не врожденным рямством, эгоизмом или лживостью. «Душа ребенка, писал Я. Корчак, — равно сложна, как и наша собствен-ная, полна противоречий, в тех же трагических борени-ях; стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить». Взял потихоньку конфету из шкафа. Брос
камнями в кошку. Разбил статуэтку и составил, чтобы не было видно. Подслушивала разговор взрослых. Испачкала новое платье. Солгал. Стер двойку в дневнике. Курил. Разозлился и произнес грубое слово... Как помочь, удержать, научить? Когда и как наказывать? Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют. Их довольно много.
Наиболее распространенной формой воздействия все еще остается наказание, основанное на страхе перед болью, — это всевозможные формы физических наказаний. Традиционное представление значительной части родителей, что физические наказания не такое уж большое зло, а во многом даже благо, весьма устойчиво. Эта форма воздействия стара как мир, и, вероятно, существовала еще до создания человеческого общества. В некоторых семьях и поныне порка остается основной воспитательной мерой. Закон, защищающий детей от избиений в семье, начинает действовать лишь в тех случаях, когда использование физических наказаний приводит к так называемым тяжелым последствиям иди сопровождается отягчающими обстоятельствами, например алкоголизмом отца (родителей). Вместе с тем, к сожалению, нередки случаи, когда в тот или иной момент отчаявшиеся, потерявшие контроль над собой родители прибегают к воздействию ремня, раздают пощечины и тумаки.
Знакомясь с самыми разными детьми в психологической консультации, психологи часто задают вопрос: что ребенок любит, что нет. И, к сожалению, совсем нередко получают ответ: «Не люблю, когда меня бьют».
Устойчивость применения физических наказаний связана с довольно сильной внешней эффективностью этого метода, однако эта эффективность, скорее, со знаком минус. Физическими наказаниями, особенно сильными, можно оказать влияние на кого угодно. Физичес-кое наказание всегда или почти всегда позволяет достичь
определенной непосредственной цели. Если родители хотят, чтобы ребенок чего-то не делал, и добиваются этого при помощи физического наказания, они чаще все достигнут этого. Почему же необходимо все-таки отнести физическое воздействие к самым неблагоприятным, не-правильным формам наказания?
Это связано с несколькими обстоятельствами. пишет об этом Л. Ю. Гордин, физические наказания, свя-занные с болевыми ощущениями, приводят к срыву тор-мозных процессов коры мозга и «буйству» безусловного оборонительного рефлекса, проявляющегося в остром переживании страха. Именно страхом чаще всего объяс-няется безудержный крик ребенка: «Простите, я больше не буду». «Под влиянием болевого сигнала перестраива-ется работа всех органов организма, — отмечает извест-ный психолог Б. Ф. Ломов, — что приводит к повышению его реактивности. Особо следует отметить повышение то-нуса мускулатуры, сократимости и возбудимости мышц, а также увеличение чувствительности всех анализаторов. Это обеспечивает быстроту оборонительных реакций большую, чем обычно, предусмотрительность поведения. Таким образом, если родители использовали физичес-кое наказание тогда, когда дети проявляют упрямство не подчиняются требованиям, не признают родительс-кую правоту и свои ошибки, то данное воздействие решает конфликта, а только создает иллюзию его разре-шения. Ребенок, долго упрямившийся, быстро подчиня-ется, просит прощения, проявляет покорность и послу-шание. При этом родители не задумываются, подчиняется, просит прощения совсем не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные его связи с вне-шним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.
Нельзя применять физические наказания еще и тому, что обычно эта форма воздействия выбирается
тогда, когда сами родители находятся в состоянии слабого сознательного контроля собственного поведения. Бьют, шлепают, трясут обычно в состоянии эмоционального «клинча», при котором непосредственная реакция превалирует над сознанием и обдуманным поведением. «Любопытно было бы подсчитать, — пишет Я. Корчак, — за что чаще всего бьют ребенка. За поступки, которые могут грозно сказаться в будущем, запятнают, исковеркают его душу? Нет, дают тычки, бьют и порют чаще всего в плохом настроении или когда ребенок нанес материальный ущерб. Сравни свою большую руку с маленькой ручонкой ребенка, свою огрубевшую кожу с его гладкой и тонкой. Присмотрись к нему, маленькому и безнадежно зависящему от тебя. Следует помнить, что этот несильный удар тоже жестокое наказание: мы бьем беззащитного. Бьем, чтобы ребенок боялся».
С психологической точки зрения не следует прибегать к физическим наказаниям и по другим причинам. Совершенно естественно, что изменение поведения ребенка после физического наказания происходит в основном только в присутствии человека, который наказал ребенка. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке действительно моральное поведение, способность к правильным поступкам только под воздействием собственного внутреннего контроля без внешнего тормоза.
Если ребенка обучают правильным действиям и поступкам путем физического болевого воздействия, ребенок приучится осматриваться, оценивать ситуацию и, если сочтет ее безопасной, тут же позволит себе неблаговидное или просто запретное действие. Не будет так Поступать ребенок только в тех ситуациях, когда присутствие взрослого и страх перед видимым непосредственным наказанием заставят его сдержаться.
Необходимо понимать, что, хотят того родители или нет, осознают или не задумываются, частое применение физических наказаний неизбежно формирует у ре( определенные неблагоприятные черты характера и лич-ностные особенности. Систематическое применение по-боев и порок может безвозвратно надломить волю ребен-ка, превратить его в покорную, подчиняемую личности неспособную избирать собственную самостоятельную позицию и независимые решения. Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, имен-но они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись про-тивопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение.
Наказание и подражание
Бывает так, что у ребенка, которого держали в узде постоянными физическими наказаниями, в более стар-шем возрасте возникает поведение, которое может названо поведением по типу «вечного протеста». Испы-тывая негативные эмоции, обиду и гнев, страх в процес-се жестоких наказаний, дети переводят эти эмоции самих родителей. Ребенок начинает противостоять всем что прежде было неотъемлемым элементом его жизни возникают противоречия не только с родителями, но со всем семейным укладом.
Родители становятся для ребенка, как говорят пси-хологи, отрицательной моделью. Тогда все, что бы oни ни делали, будет для ребенка заведомо плохим уже ко потому, что это сделано родителями. Ранее положи-тельные ценности перерождаются в сознании подростка в отрицательные, и наоборот, отрицательные ценности и черты характера могут стать предметом подражания.В результате у подростков усиливаются характерологичес-кие неблагоприятные черты и могут возникнуть наруше-
ные формы поведения, такие, как уход из дома, агрессивность в общении со сверстниками, попытки раннего отделения от родителей, демонстративно грубое поведение, курение и алкоголизм, отказ от обучения.
Таким образом, физическое наказание тесно связано с процессом подражания. Поэтому влияние форм наказания на поведение ребенка проявляется в непосредственном переносе усвоенных форм воздействия на другие сферы. Так, абсолютно достоверный психологический факт состоит в том, что дети, чье поведение подвергалось дома физическим наказаниям, проявляют усиленную агрессию не только в игровых сюжетах, но и в реальном взаимодействии с другими детьми. Наблюдая за поведением группы детей, совсем не трудно понять, кого дома воспитывают толчками, шлепками и порками. Это, как правило, такие дети, в собственном поведении которых наиболее выражены черты агрессивности и драчливости.
Подражание оказывает свое воздействие и на период, значительно более поздний, проявляется в поведении взрослого человека. Порой перенос усвоенных видов наказаний принимает буквально парадоксальные формы.
Например, ребенок приносит из школы запись учителя в дневнике по поводу того, что он уже второй или третий раз подрался с соседом по парте. Разгневанный отец, пытаясь воздействовать на сына и исправить его неблаговидный поступок, снимает ремень и основательно наказывает ребенка. Родители не осознают, что будущее агрессивное поведение сына возникнет не из-за стычек и драк со сверстниками, а, скорее, из-за усвоенного способа воздействия отца, потому что именно отец — Наиболее значимая фигура для ребенка и подражание его Поведению фиксируется надолго. Ребенок перенимает этот образец вместе с другими формами поведения и затем, став уже взрослым, будет воспитывать по тому же принци-
пу своих детей. Интересно, что, став таким наказываю-щим своего ребенка родителем, он прибегает к различ-ного рода оправданиям своего поведения. Часто прихо-дится слышать, что «меня отец тоже часто бил и, к видите, получился неплохой человек». Но рассуждающие таким образом родитель уже просто вытеснил из свого сознания те чувства протеста и возмущения, с которым он сам воспринимал в свое время несправедливые и гру-бые отцовские наказания. Он забывает, что подростком не раз клялся себе, что своих детей он будет воспитывать по-другому.
Аналогично поступают матери, воспитывая детей физическими, а речевыми угрозами, разражаясь порой длительной и оскорбительной бранью, которую слово; слово можно услышать от ее играющей с куклой дочери Из этих примеров отчетливо видно, какая громадная сила скрыта в процессах подражания. Становится понятным, что осознание не всегда может опережать поведение, ча-. сто оно следует за тем или иным поведенческим актом услужливо помогая человеку придать своему поведению' более или менее приемлемое объяснение.
Таким образом, для отказа от необдуманных и не-благоприятных форм наказаний необходимы умение трез-во взглянуть на себя со стороны, волевое усилие для тор-можения непосредственного, внушенного подражанием поведения, трезвость и самоконтроль.
Лишение любви
Весьма распространенной формой наказания дет в семье являются так называемые сепарационные нака-зания. Это наказания, лишающие ребенка части роди-' тельской любви. Такая форма воздействия чрезвычайно сильно действующая, и применять его нужно с большой осторожностью. Иногда оно может быть весьма полез-ным, но часто оборачивается серьезными проблемами
для детей, и для взрослых. О действенности наказания с помощью изменения взаимоотношений с ребенком в семье писала в «Исповеди матери» Е. И. Конради. «Когда мой мальчик совершает какой-нибудь из ряда выходящий поступок, — пишет она, — я объявляю ему, что «рассорилась с ним». Ссора эта заключается в том, что я его игнорирую. Все необходимые попечения оказываются ему, как и обыкновенно, он получает свою обычную долю лакомств и других вещественных удовольствий: я очень дорожу тем, чтобы дать почувствовать ему свое неодобрение в чистом виде, не примешивая к нему развращающих и оподляющих обращений к корысти, но я не гляжу на него, не заговариваю с ним и отвечаю холодно и односложно на его вопросы».
В ситуациях такого рода суть наказания сводится к изменению для ребенка привычного стиля отношений с родителями, ребенок как бы утрачивает на время необходимые ему проявления родительской любви, он теряет привычную долю внимания, но вся обычная забота о нем остается. Действенность такого наказания зависит от отношений между детьми и родителями до его применения. Если между ребенком и родителями существовали отношения подлинной близости, взаимоуважения, любви и доверия, признания детских прав и самостоятельности, то такой метод воздействия может быть использован. Если же всего этого не было, то такая форма наказания абсолютно ничего не даст.
Иными словами, временная утрата любви будет действенна для ребенка тогда, когда он прочувствовал родительскую любовь, когда ему есть что терять, когда связь с родителями стала необходимой потребностью.
И все же еще и еще раз надо напомнить родителям, что такой метод воспитания надо применять с особой осторожностью, учитывая возраст ребенка. Это необходимо потому, что данный вид воздействия направлен на
чувство ребенка, точнее, на боязнь ребенка потерять дительскую любовь. Уже много раз говорилось на страни-цах этой книги о том, что главное для родителей при воспитании ребенка — это внушение ему чувства любви и заботы. Наказание лишением любви основывается некотором ограничении этого ощущения. И вот здесь в коем случае нельзя «пережать». Наказание должно посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот усилить переживания ребенка, усилить его любовь к дителям и понимание, как сильно его любят. Наказы ребенка, родители должны дать ему почувствовать, любят его всецело даже тогда, когда вынуждены на кой-то срок «ограничить» свою любовь. Ребенок должен чувствовать, что хотя в данной ситуации он мог бы лишиться определенной доли родительской любви, по-скольку заслужил наказание, но, к счастью, эту роди-тельскую любовь потерять никогда нельзя, это просто возможно. Если же ребенок хоть на миг поверит в то, мама разлюбила его, наказание следует считать вредным неправильным, каким бы проступком ребенка оно было вызвано. Кроме того, необходимо учитывать, лишение любви как форму наказания нельзя применять к маленьким детям, здесь трудно дать точные возраст границы, но все же я бы настоятельно рекомендовала применять эту форму воздействия к детям дошкольного возраста. Это ограничение связано с тем, что родит могут ошибаться в оценке степени чувствительности де-тей и в степени их потребности в безусловной родитель-ской любви. В этом очень сильны индивидуальные вариа-ции. У малыша, чувствительного и сильно привязанного к матери, даже слова: «Ты меня огорчил» — могут выз-вать глубокие переживания.
Необходимо помнить, что в раннем возрасте дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию близ-ких взрослых. Этим можно пользоваться при наказании
но с большой осторожностью, чтобы не превысить уровень тревоги ребенка.
Такие сильно действующие методы эмоционального воздействия необходимо применять чрезвычайно редко, только по поводу особых событий. В противном случае ребенок может оказаться перед действительной угрозой потери родительской любви, что окажет неблагоприятное воздействие на его психическое развитие. Еще и еще раз необходимо напомнить, что можно лишать ребенка только некоторых проявлений любви и на очень короткое время. Для малышей (да и для взрослых людей) недопустимы наказания по типу ухода из дома, оставления одного, угрозы, что мама уйдет.
Нередки в консультативной практике случаи устойчивых страхов дошкольников, нарушений контактов со взрослыми после таких неправильно использованных наказаний. Приходилось наблюдать, как мамы, затрудняясь в ограничении активности детей, когда их надо было одеть, не обращая внимания на несколько взвинченное состояние детей, с грозным криком: «Я ухожу от тебя!» оставляли детей одних, а потом годами водили детей от специалиста к специалисту с жалобами на укрепившиеся страхи ребенка. Полезно знать, что содержание страха в таких случаях может не иметь ничего общего с уходом матери, однако связь страха ребенка и неправильной формы наказания при внимательном исследовании представляется очевидной.
-Запрет
Очень часто в практике семейного воспитания родители прибегают к всевозможным угрозам и запугиванию. «Будешь плакать, тебя заберет тетя», «Смотри, если Не будешь слушаться, отдам милиционеру», «Не ходи в грязь, там живет страшный зверь», «Не играй с этими детьми, они тебя могут заразить, и ты заболеешь» — спи-
сок таких угроз-предостережений может быть продолжен.
Как оценить подобные формы воздействия на ре-
бенка? Вопрос не простой. Поскольку кое-что в сам
практике воздействия верно. Совершенно правильно
воздействуя на ребенка в любом возрасте, менять после-
довательность родительского вмешательства. Не просто-
пок — наказание, а предупреждение родителей — отказ
ребенка от неправильного действия. Здесь скорее следует
говорить об ограничении поведения ребенка не пут*
наказания, а путем запрета. Формы запрета необходимо
менять в зависимости от возраста ребенка. Ошибки роди-
телей при выборе форм запрета чаще всего вызывают
неправильной оценкой возрастных возможностей peбён-
ка. Запрет наиболее эффективен в применении к детям
раннего возраста. С малышом необходимо поступать так,
чтобы запрет совпадал или даже опережал совершение
неправильного поступка. Ребенок тянется к огню — мама
отдергивает его ручку, малыш бежит и не замечает лу-
жи — мать подхватывает его и переносит на другое мес-
то, малыш пытается ударить — взрослый, крепко сжи-
мая малыша, препятствует этому. Очень важно в так
воздействиях контролировать речевые высказывания. Луч-
ше всего, если родители пользуются словом «нельзя» толь-
ко в крайнем случае, относя этот речевой запрет только
к действительно самому запретному. В тех же случаях, когда'
запрет выдвигается, скорее, по моральным соображени-
ям, лучше показать свое неудовольствие мимикой, жес-
том, выражением лица. Мать может, оттащив ребенка и
задержав его руку, поморщиться, насупиться, сделаться
строгой, показать, что ей больно. Постепенно ребенок
научится понимать, какие поступки вызывают эмоцио-
нальную поддержку родителей, а какие — нет. Очень важ-
но помнить, что в ситуации постоянных и разнообразных
запретов маленькие дети становятся особенно непослуш-
ными, возникает желание все делать наоборот. Наблюдения
ния показывают, что иной ребенок буквально не может шагу ступить без того или иного маминого предупреждения или запрета. «Не ходи, здесь грязно; не трогай, сломаешь; не говори этого, нельзя; не бери, уронишь; положи, разобьешь». Последствия такого взаимодействия могут быть различными: одни дети становятся излишне агрессивными, раздраженными, другие — стеснительными, подчиняемыми, пугливыми и нерешительными. Именно при такой материнской позиции возникают повышенный уровень тревожности ребенка, заниженная самооценка и вслед за этим при самом незначительном поводе появляются и долго удерживаются страхи.
Поэтому речевые предупреждения надо использовать с большой осторожностью, пытаясь удержать ребенка, но не запугивать его. Некоторые мамы стараются дать исчерпывающие объяснения всем возможным последствиям действия ребенка или заранее предусмотреть неверные действия ребенка и предупредить их. Подобные высказывания можно услышать часто: «А сейчас будем обедать, но сначала надо помыть ручки, а если ручки будут грязными, то это нехорошо, потому что можно заболеть, руки надо мыть» и т. д. В чем здесь ошибка? Мама как бы показывает ребенку, что руки можно мыть, а можно и не мыть. Ребенок в силу присущей ему возрастной любознательности один раз помоет руки, а в другой захочет в действительности узнать, а что будет, если он их не вымоет? В таких ситуациях правильнее не говорить, что будет, если Ребенок чего-то не сделает, а вести себя так, что существует только одно-единственное поведение: нельзя есть, если не вымыты руки, надо обязательно чистить зубы, надо одеваться тепло, если на улице зима. Опережающий запрет должен быть лаконичным и точным.
Таким образом, своим неправильным поведением Родители подчас сами провоцируют детей на опробование неверных способов действия.