Множественность семейных ролей
Правильная позиция по отношению к отсутствую-тему отцу — это только одна из сторон специфичность воспитания в неполной семье. Помимо этого, одинокие матери необходимо разрешить и другие задачи. Остано-вимся на некоторых из них. Как известно, в полной се мье мать выполняет функцию эмоционального фона с мьи, создает теплую семейную атмосферу, выполняет задачу близости, доверительности, понимания. А отец большей мере представляет функцию нормативного кон-троля, создает систему оценок, осуществляет регуляции поведения. В семье, где единственный воспитатель — мать-ей необходимо осуществлять обе эти функции. Вместе тем следует помнить, что попытка все скомпенсировать заменить одной собой обоих родителей чаще всего ока-зывается безуспешной. Правильнее, осуществляя воспи-тание, позаботиться о наиболее полном воплощении именно материнской функции, поскольку при попы выполнять все задачи, как правило, ни одна не выпол-няется успешно. Все это означает, что в неполной сем" матери особенно внимательно следует относиться к зданию и поддержанию с ребенком в любом возрасте подлинного, глубокого взаимного контакта и понима-ния. Одинокой матери необходимо быть особенно вни-мательной к выбору средств воздействия. Надо помнить
что следует быть чрезвычайно внимательной к нравоучениям, угрозам и наказаниям, поскольку мать является единственным источником социального научения ребенка. Здесь следует стремиться к взаимному сближению, чтобы негативные оценки не превысили количество похвалы и одобрения.
В неполных семьях многие естественные для любой семьи экономические проблемы приобретают особый психологический оттенок. Правильно поступают родители, которые постепенно знакомят детей с уровнем финансовых возможностей своей семьи. Однако некоторые одинокие матери с ранних лет пытаются внушить своим детям мысль о том, что, поскольку у них нет отца, дети не могут себе многое позволить, ведь обеспечивает семью одна мать. Этого делать не следует, так как ребенок не всегда может правильно осознать истинные причины, ограничивающие его желания, и может почувствовать свою непохожесть, свое отличие от других детей, у него может сложиться представление о собственной исключительности.
Существует и противоположная неблагоприятная тенденция, переходящая порой в выраженную крайность. Одинокая мама видит свою родительскую задачу в том, чтобы максимально дать своему ребенку то, что есть в Других семьях, выполнить все желания ребенка. В процессе взросления такие дети могут превратиться в подлинных тиранов. Не приученные ни в чем отказывать себе, °ни могут начать неприязненно относиться к своим родителям, категорично требуя выполнения всех желаний, при отказе такие дети чувствуют себя несчастными, обделенными, им начинает казаться, что их мало любят. Все это приводит к глубоким внутрисемейным проблемам. А материнские силы к тому времени начинают иссякать, °тому что ребенок требует все больше и больше, даже если мать во всем ограничивает себя, ее возможности не
позволяют удовлетворить всех запросов ребенка. Мать всё больше чувствует, что ее жертвы были напрасными. Для профилактики и той и другой сложности го- раздо лучше, если мать, воспитывающая ребенка одна постарается не столько возмещать экономические недостатки, сколько усиливать другие стороны воспита-ния, если она постарается выполнить задачу обеспече-ния ребенка духовными, непреходящими ценностями если она будет не покупать, а созидать свою материнс-кую любовь.
Позиция жертвы
Следует обратить внимание и еще на одну трудность воспитания в неполной семье. Действительно, воспита-ние — дело нелегкое. Оно требует самоограничения, боль-ших душевных затрат, умения отдавать всего себя. Очень часто в полных и благополучных семьях мы встречаемся с позицией, когда родители полагают, что жертвуют свое собственной жизнью ради детей. Тем более много осно-ваний для формирования подобной позиции в неполной семье. Очень часто одинокие матери все общение с деть-ми строят на внушении чувства благодарности, созда-нии культа самопожертвования, забывая, что нельзя тре-бовать благодарности за появление на свет, за любовь заботу, которые являются естественным родительски! долгом. Матери необходимо постоянно помнить, что иметь ребенка, заботиться о нем, наблюдать, как он постепен-но развивается и взрослеет, как формируется его лич-ность, — огромное человеческое счастье. Женщина-мать-эти слова звучат гордо, именно гордо, а не жертвенно Только материнство независимо от того, пришло оно полной семье или же женщина выполняет эту задачу од] дает возможность любой женщине познать полную чашу человеческого счастья.
Для некоторых одиноких матерей наиболее сильным переживанием становится испуг, растерянность, им кажется, что они чего-то ребенку недодают. Иногда такое ощущение возникает от обостренного одиночеством чувства повышенной родительской ответственности или от излишней привязанности к «тому единственному, что у нее есть». Ребенок воспитывается в атмосфере повышенной родительской тревожности, в чувстве родительской вины. Такое отношение может вызвать трудности и у ребенка, так как для полноценного воспитания детям необходимо внушение чувства жизненной уверенности и чувства безопасности.
Весьма распространенная ошибка одиноких матерей — попытка заполнить ребенком всю свою жизнь. Подобный неверный стиль отношения к ребенку уже разбирался, поскольку он часто возникает у женщин и в полных семьях. Здесь хочется напомнить, что для одинокой женщины необходимо особенно серьезно и беспристрастно отдавать себе отчет в том, что рано или поздно ее ребенок должен будет пойти своим путем, найти свое место среди других людей, создать собственную семью. Если же мать пыталась заполнить свою жизнь только выполнением своей материнской роли, если ей удалось настолько сильно привязать к себе ребенка, что у него не хватает сил и смелости идти своей дорогой, то это может означать только одно: мать испортила жизнь своему ребенку. Принося в жертву себя, она заставила ребенка принести свою жизнь в жертву матери.
Открытая неполная семья
Одинокая мать должна проникнуться сознанием, что воспитание в неполной семье на основе внимательного отношения к ребенку, на основе подлинной любви мо-жет не только ничем не отличаться от воспитания в пол-
ной семье, но даже быть более гармоничным и здоровым, чем в иных полных, но только внешне благополуч-ных семьях. Воспитание ребенка в неполной семье — это такое же обычное, нормальное воспитание. Матери, вос-питывающей ребенка без отца, следует быть устойчивой и критичной к оценкам малокомпетентных людей, кото-; рые склонны выводить недостатки поведения ребенка непосредственно из факта неполноты семьи или же об-винять мать, отдающую время своей работе или своей личной жизни, в том, что она якобы «забывает о своих материнских обязанностях». Будьте уверены в себе, дове-ряйте своему материнскому сердцу — тогда ваши дети,; будут здоровыми и счастливыми!
Очень разумно поступает одинокая мать, если по-нимает, что воспитание ребенка для нее связано с некоторыми дополнительными трудностями, но не впадает панику, а спокойно осмысливает данную ситуацию ищет наиболее правильные пути и формы воспитания своего ребенка. Здесь надо быть очень критичной, по-скольку многое из того, что может показаться одинокой маме препятствием и трудностью, в действительности таковыми не являются.
А главное — необходимо знать, что нет и не может быть какой-то единой воспитательной методики, как нет непосредственной зависимости успешности воспитания от полноты или неполноты семьи. Главное одно: родители, не важно, мать или отец, или мать и бабушка, или только одна мать, должны быть счастливы! Несчастный» озабоченный, переполненный тревогами родитель не в состоянии правильно воспитывать ребенка, не может создать условия для благополучного развития личности. Слепая жертвенная самоотдача не делает ребенка счаст-ливым. Одинокая мать, конечно же, должна много ду-мать о своем ребенке, делать очень многое для него. Однако, искренне любя своего малыша, она должна дума
125
не только о нем, но и о самой себе, и о других людях. Ее семья, состоящая из двух человек — ребенка и мамы, должна стать открытым содружеством, которое находится в постоянном творческом контакте с окружающим миром.
Открытые, честные, доброжелательные контакты и отношения одинокой матери с другими людьми создают радостную атмосферу в ее доме, способствуют разностороннему воспитанию ребенка, помогают созданию истинно гармоничного союза, превращают неполную семью в полную. Не навсегда женщина остается одинокой!
МОИ РОДИТЕЛИ И Я КАК РОДИТЕЛЬ
Родительские позиции и воспоминания детства
Противоречие между любовью, ществующей на практике, и л вью, к которой человек стремит для человечества,— обещание и на-дежда. Будущее любви— в преодо-лении этого противоречия nyтём
усилий и борьбы.
Э. Фромм
Моделирующая сила эмоций
Каждый из нас в свое время был ребенком, поэто-му почти нет таких, кто так или иначе не испытал на себе влияние родителей. Не раз мы возвращаемся в своём сознании к годам детства, к событиям и впечатлениям детских лет, вспоминаем чувства и переживания, сопро-вождавшие нашу жизнь в кругу семьи. Хорошо известно какое огромное значение на всю последующую жизнь ч ловека оказывают детские годы.
Какими мы стали родителями, в значительной с пени зависит от того, что мы видели, пережили, о
ли в поведении собственных родителей. Здесь может оказать решающее влияние все: какими были наши родители, когда радовались и огорчались, как сердились, как хвалили и наказывали, как разрешали конфликты, какими были их семейные ссоры, как мы ощущали выражаемые родителями расположение и немилость. Вся эта сложная гамма детских впечатлений от поведения родителей, часто помимо нашей воли и сознания, проявляется в то время, когда мы сами становимся родителями. Психологи утверждают, что эмоции детства в связи с отношениями с родителями обладают огромной моделирующей силой. Что-то из этих впечатлений остается с нами навсегда. Не случайно, что, рассуждая о воспитании собственных детей, мы нередко говорим: «Мой отец (или мать) всегда были строги со мной, поэтому я стал порядочным человеком»; или обратное: «Мои родители были слишком строги и холодны со мной, поэтому со своим ребенком я буду мягкой и доброй».
Можно ли проследить те пути или те законы, по которым происходит влияние детских воспоминаний на появление родительских позиций у взрослых людей? Это довольно сложный вопрос. В науке существуют различные точки зрения. В период расцвета психоанализа, теории, согласно которой вся жизнь человека считалась предопределенной переживаниями раннего детства, в произведениях литературы и искусства укрепилась традиция, подчеркивающая связь детского опыта и родительского поведения. В связи с этим и психологическая Помощь родителям при затруднениях в общении с детьми заключалась в подробном анализе продукции воспоминаний о детских годах, осознании переживаний и всего эмоционального содержания детству. Психолог изучал не столько реальный опыт взаимодействия детей и родителей, сколько внутренние переживания взрослого человека.
Такой подход базировался на нескольких положени-ях. Во-первых, признавалась фатальная роль биологичес-ких инстинктов, присущих человеческому существованию с рождения, принадлежащих самой биологической при-роде человека. Таких инстинктов два: любовь и arpeccия. Во-вторых, вся жизнь человека, все многообразие пси-хологической индивидуальности человека объяснялись тем, как в детстве произошло раскрытие этих двух ин-стинктов. Считается, что во всей последующей жизни человека проявляется «драма раннего детства». Это сос-ставляет третье основное положение психоаналитичес-кого подхода. Само детство представляется как сер" травм, наносимых первичным инстинктам требованя-ми жизни. Кульминационный момент этой драмы насту-пает примерно в возрасте от двух до трех лет, когда ребё-нок оказывается во власти любви к матери и становится соперником отца в стремлении завоевать и удержать любовь. Возникает так называемый «комплекс Эдипа описывающий драму отношений мальчика к матери отцу. Поведение девочек и драма их детства описаны так называемом «комплексе Электры», смысл которых также в противоречивых чувствах к родителям. У девочек возникает своеобразное влечение к отцу, однако из-за различия полов эта привязанность не приводит к полно-му отождествлению, как это описано у мальчиков. Воз-никает мучительное противоречие, при котором девоч-ки отдаляются от матери, но не могут полностью усвоить нормативы и ценности отца. Все описанные пережива-ния детства, с позиций психоанализа, по мере взросле-ния ребенка вытесняются из сознания, но продолжают определять жизнь человека, воздействуя на его поведе-ние. Выполнение родительского поведения как бы вновь усиливает, казалось, забытые детские переживания,те-перь уже определяя стиль отношения и особенности вза-имодействия детей и родителей.
Современные психологические данные отрицают предопределенность родительского поведения воспоминаниями детства и тем более полностью отвергают представление о причинности психического развития человека как о драме инстинктов. Вместе с тем нельзя не согласиться с тем, что детский опыт все же оказывает какое-то влияние на родительское поведение. Однако эти взаимосвязи не столь непосредственны и просты.
Действительно, довольно легко согласиться с утверждением, что детские переживания добра, любви, заботы и ласки в дальнейшем, когда ребенок сам становится родителем, будут воспроизведены в его родительском поведении. И наоборот, воспоминания негативных переживаний — подавления, жестокости, ненависти — вызовут воспроизведение аналогичного эмоционального отношения. Но даже самые поверхностные наблюдения показывают, что дело обстоит не совсем так.
Детский и взрослый мир
Попытки выяснить происхождение родительского чувства вызвали к жизни немало интереснейших теорий, стали объектом острейшей научной полемики. И это неудивительно. Законы, по которым строится и проявляется родительская любовь, в какой-то мере оказывают влияние на собственный детский опыт — фундаментальные психологические проблемы, разрешение которых открывает пути для раскрытия природы самого человека.
Существует точка зрения, согласно которой у человека имеются врожденные присущие ему виды любви: материнская любовь, отцовская любовь, любовь к родителям, братская любовь, эротическая любовь. Все эти формы представляют собой активные силы, до поры до времени дремлющие в бессознательном человеке. Причем в основе различных форм любви лежит некая сущность, имеющая два полюса, или два начала: мужское и
женское. Первое характеризуется качествами восприим-чивости, защиты, реализма, терпения и материнства второе — активностью, дисциплиной, экспериментатор ством. Вся история индивидуальной и общественной жиз-ни человека понимается как бесконечный поток гармо-нии, соединения полюсов. Единство двух начал в одном индивиде создает основу для реализации всех форм люб-ви. Без такой внутренней индивидуальной гармонии муж-ского и женского начал оказывается невозможной эротическая, ни братская, ни родительская любовь. В за-висимости от ориентации характера человек либо спосо-бен любить, либо нет. Достижение равновесия между врожденными тенденциями определит, будет или не человек нежным, любящим родителем. Согласно этой точке зрения, человеку нет нужды учиться любить, по-скольку любая форма любви, в том числе и родительс-кая, проявится сама собой у индивидов определенной личностного склада. В то же время ни при каких условиях люди, по своей врожденной природе не способные к любви, не могут любить, в том числе не способны стать любящими родителями. С этих позиций влияние на про-явление родительской любви собственных детских пережи-ваний не имеет никакого значения. Роль опыта, воспита-ния, роль социальных воздействий при таком понимании совершенно устраняется.
С другой стороны, существуют представления, в ко-торых воздействие социального опыта считается решаю-щим в проявлении родительского поведения. В основе таких представлений лежит противопоставление мира ребенка чуждому и враждебному миру взрослых. С этих позиций процесс развития понимается как выработка определенных личностных качеств, которые способны уберечь, защитить человека от травмирующего родитель-ского воздействия. Поэтому ребенок должен выработать особые защитные механизмы, предохраняющие его от
угрозы или оборачивающие ее себе на пользу. Возникнув в детстве, соответствующие механизмы защиты в дальнейшем, когда сам ребенок становится родителем, полностью определяют всю гамму отношений к собственному ребенку.
Например, ребенок, живущий под гнетом отца-тирана, может защитить себя, развив систему эмоциональных реакций, в которой беспрекословное, выстраданное долгими усилиями повиновение, представляющее само по себе защитный механизм «Я», становится источником уничижительного удовлетворения или даже мазохистского удовольствия. Когда такой ребенок вырастет, его жизнь будет в значительной степени определяться защитным механизмом «Я», сформированным ранее в рамках эмоциональной реакции на отца, выступавшего по отношению к нему как враждебный социальный агент. Такой человек будет находить удовлетворение в подчинении начальству, жене, у него обнаружится тенденция в любом взаимодействии занимать позицию «под», в том числе по отношению к собственным детям. Такому родителю свойственно чувство неуверенности, ему трудно создавать собственный авторитет в глазах детей, а его дети способны стать тиранами.
А между тем ситуация может сложиться иначе. Ребенок при отце того же типа может построить защиту «Я» в противоположном направлении. Он может восстать против отцовской власти, находить удовлетворение или даже садистское удовольствие в нанесении ущерба и в разрушении и в детском, и в зрелом возрасте. У такого человека создается позиция «над». Подобная структура отношений к отцу может вызвать у ребенка эмоциональные реакции воинственно-анархистского типа. А став родителем, такой человек может проявить упрочившийся механизм, направляя его уже к своему собственному ребенку, который попадет в полную зависимость. Таким
образом, теории этого типа описывают родительское по-ведение как результат усвоенного детского опыта. Здесь те или иные проявления родительской любви являются не следствием разворачивания врожденных программ, а результатом навязанных собственными родителями за-щитных механизмов своего «Я». В итоге данные теории, определяя поведение человека как «бегство от свободы» считают также несвободным, не зависящим от собствен-ного опыта, разума, воли и родительское поведение взрослого человека.
Все рассмотренные выше попытки толкования законов родительского поведения независимо от того, объясняется ли оно драмой присущих человеческому роду инстинктов, или врожденной способностью к любви, или опытом общения с собственными родителями в детстве, строятся на нескольких основных ошибочных посылках.
Первая состоит в утверждении принципиальной разницы между психическим строем взрослого и ребенка. Вторая относится к постулированию изначальной прин-ципиальной чуждости мира взрослых и мира ребенка. Процесс развития рассматривается как ломка всего дет-, ского под воздействием требований взрослых или как процесс приспособления детского ко взрослому.
Задумаемся, так ли это? Можно ли утверждать, что внутренний мир детей и взрослых, ребенка и его родителей принципиально различен?
Вспомним слова Я. Корчака: «Исследователи реши-ли, что человек зрелый руководствуется серьезными по-буждениями, ребенок — импульсами, взрослый логичен, ребенок во власти прихоти воображения, у взрослого есть характер и определенный моральный облик, ребенок запутался в хаосе инстинктов и желаний. Ребенка изучают не как отличающуюся, а как низшую, более слабую и бедную психическую организацию». И далее: «Взрос-лый — это сплошной винегрет, захолустье взглядов и
убеждений, психология стада, суеверие и привычки, легкомысленные поступки отцов и матерей... И детская серьезность, и рассудительность, и уравновешенность, солидные обязательства, опыт в своей области, капитал верных суждений и оценок, полная такта умеренность требований, тонкость чувств, безошибочное чувство справедливости».
Не правда ли, эти слова заставляют задуматься, они заставляют внимательно присмотреться к самим себе. Не слишком ли часто в воспитании детей мы стихийно исходим из представления о чуждости детей нам, взрослым, о том, что взрослые, безусловно, превосходят ребенка, всегда и во всем родительская точка зрения правильнее детской?
Нет никаких научных, обоснованных серьезными исследованиями причин, по которым может быть проведена принципиальная граница между ребенком и взрослым в построении внутреннего психического мира. Разница лишь в том, что ребенку многое еще предстоит развить и приобрести.
Современными психологическими исследованиями доказано, что понимание развития ребенка как противоборства двух миров крайне ошибочно. Наоборот, только в повседневном, начавшемся с первого мгновения жизни взаимодействии ребенка с близкими взрослыми, только в единстве двух миров и возможно психическое развитие маленького человека.
Единая жизнь
Все психические качества ребенка, умения, навыки, его эмоциональные способности возникают как результат формирования в процессе совместной деятельности ребенка и близких взрослых, в процессе активного Усвоения ребенком всех богатств, достигнутых обществом в целом. Врожденные способности как качества, прису-
щие индивиду, аппарату его нервной системы, его организму в целом, — лишь условие развития, движущая сила которого заключается во взаимодействии ребенка и взрослого.
Теперь вернемся к вопросу о соотношении детских впечатлений от взаимодействия с родителями и собственного родительского поведения. Как следует ответить на этот вопрос, оставаясь на позициях современной науч- ной психологии?
Способность человека к любви, в том числе любви к собственным детям, — это приобретаемая социальная способность благодаря все более увеличивающемуся и все . более индивидуализирующемуся приобщению человека к различным формам любви, которые ему предлагает ,| конкретное данное общество.
Первичные потребности ребенка, удовлетворяемые ,
родителями, — это потребности в пище и защите. Корм-
ление и обеспечение безопасности — тот минимум, ко
торый требуется от родителей, является социальной обя-
занностью родителей. Однако законный минимум не 1
считается достаточным.
Общество возлагает на родителей моральные и эти- ческие обязанности удовлетворять жизненные потреб- ности своих детей с любовной заботой, другими слова- , ми, родители дают ребенку чувство любви. Ребенок учится любить родителей, приобщаясь к социальной эмоции, воплощенной в родительских заботах, радостях, печалях, успехах. Родители учат малыша улыбаться, смеяться, играть, трудиться, сдерживать слезы, преодолевать труд- . ности. Родители учат ребенка любить, превращая его в адресат собственной любви. На основе приобретаемой способности любить своих родителей ребенок может ' развить в себе и более совершенные и специальные формы любви: любовь к людям, к собственным детям и к Родине.
Разовьет ли он их, в действительности будет зависеть от качеств родителей и от того, как строится деятельность родителей по приобщению ребенка к различным формам любви, существующим в обществе. Если родители по мере взросления ребенка будут по-прежнему относиться с нежной заботой к удовлетворению все возрастающих потребностей ребенка, его эмоциональных, интеллектуальных и культурных запросов, то любовь ребенка к родителям может возрастать, соединяясь с уважением, восхищением, желанием стать таким же, как они, или превзойти их и тем самым доставить родителям особую радость и гордость. И напротив, если родители будут требовать такого ответа ребенка, не заслужив его, то любовь ребенка вполне может превратиться в чувство обиды, возмущения, в крайних формах даже в чувство ненависти.
В жизни сегодняшнего общества от родителей требуются значительные усилия для достижения любовного взаимопонимания с ребенком. И чем дети старше, тем больше труда должны вложить родители в создание и упрочение любви своего ребенка к ним и собственной любви к своему ребенку. Для этого совсем недостаточно только хотеть любить, необходимо приобщение родителей ко всем достижениям и ценностям социального прогресса, они должны стремиться к расширению собственных познаний в области искусства, литературы, науки, чтобы привить ребенку любовь к познанию, развить в нем чувства любви и восхищения, потребность к собственным достижениям в любой области. Именно родителям предстоит развивать и совершенствовать способность своего ребенка к различным формам любви, в том числе способность любви к собственным будущим детям.
Вместе с тем, даже если родители в чем-то оказались несовершенны, нельзя полагать, что собственное Родительское поведение полностью зависит от опыта,
полученного в детстве. Многое, очень многое человек может развить в себе вопреки прошлому. Сознательная и активная деятельность человека, работа по собственному самосовершенствованию открывают человека перед жизнью, создавая условия для его эмоционального роста.
Приобретение способности любви к детям — одна из линий развития способности к любви в ее разнообразных формах, одна из линий самосовершенствования. Таким образом, только любовь к человеку и к жизни вообще, основанная на любви к своим родителям, укрепляющаяся в любви к своим детям, способна превратить младенца в зрелого человека, зрелого в полном смысле этого слова!
Поколения рядом:
содружество или соперничество?
Целость и единство семейного коллектива— необходимое условие хорошего воспитания. Кто хочет действительно правильно воспитать своих детей, тот должен беречь это единство. Оно необходимо не только для детей, но и для родителей...
А. С. Макаренко ,
Семейная иерархия
Достижения современной цивилизации, рост городов, превращение деревень в поселки городского типа, научно-техническая революция — все эти тенденции со- временной жизни не могут не сказываться на структуре семейных отношений и воспитании детей. Прибавим сюда и акселерацию молодежи, и более ранний возраст, в котором люди вступают в статус бабушек и дедушек.
В патриархальной семье в «доброе старое время» отец и мать не только заботились об удовлетворении потребностей маленьких детей, но также воплощали в себе множество навыков и умений, без которых подраставшие дочери и сыновья не могли стать взрослыми. Совместный производительный труд, раз и навсегда установленная иерархия отношений между поколениями в семье, где дети непосредственно наблюдали, как их собственные родители чтут авторитет старших, многодетность, — таковы были условия жизни семьи, в которой не было места многим противоречиям и конфликтам, сплошь и рядом возникающим в современных семьях.
Современная семья объединяет людей, которые должны и сохранить определенную привязанность и связи со своей старой семьей, и одновременно создать собственную семейную целостность. При этом в сегодняшней семье не существует так хорошо представленной в семейной структуре прошлого, отчетливо видной всем иерархии отношений родителей, прародителей и детей.
Именно поэтому среди всех семейных конфликтов большое место занимают сложности и противоречия так называемого кланового типа. Имеется в виду необходимость, возникающая перед всеми участниками семейной группы, соотнести различные позиции. Например, молодой отец — это родитель по отношению к собственному ребенку, это муж по отношению к своей жене, но это еще и сын по отношению к своей матери. Совершенно то же можно отнести и к молодой матери, а также к бабушке и дедушке, которые должны соотнести свою новую позицию прародителей со своими прежними позициями родителей, мужей и жен.
Весьма часты для современных молодых семей ситуации, когда даже при самых естественных противоречиях и незначительных затруднениях супруги тут же спешат привлечь для разрешения их своих родителей, как бы
рассчитывая получить «защиту» от, как им кажется, неправильных требований партнера. Распространенными стали разъезды молодых по квартирам родителей или отъезды одного из супругов «к своим», если молодая семья живет совместно с родителями другого.
Молодые родители, часто обремененные заботами, не касающимися непосредственно ребенка, такими, как завершение образования или продвижение по службе, но естественно необходимыми семье, и в том числе детям, вынуждены прибегать к помощи прародителей, в значительной степени передоверяя им воспитание своих детей. Бывает так, что маленькие дети буквально не знают, где они проведут ночь или завтрашний день — у мамы или бабушки. Дети переезжают из дома в дом на выходные дни, на каникулы, переходят из одних рук в другие. Все это повышает вероятность появления расхождений в требованиях, усиливает возможность столкновений, прямо и косвенно отражающихся на детях. Здесь важно достижение согласованности совместных действий, по крайней мере, в общих вопросах воспитания. Необходимо выработать единую, принимаемую всеми линию взаимодействия с детьми. В практике семейного консультирования часто приходится сталкиваться с обратной картиной — полным рассогласованием воздействий на ребенка со стороны не только родителей, но и бабушек и дедушек.
Основная задача для всех участников семейного союза в трех поколениях заключается в создании эмоционально ровных, взаимоприемлемых свободных и независимых, но содружественно-конструктивных отношений. Только так разрешенные противоречия, связанные со сложностью семейной структуры, способны создать необходимый эмоционально-положительный фон для воспитания ребенка. Как это ни странно, многие трудности в нахождении правильной позиции в семейной иерархии
связаны с феноменом малого самопринятия. Это довольно сложный психологический вопрос, требующий более подробного разъяснения.