Комплексная психологическая помощь по проблемам материнства
В настоящее время еще нет такой развитой и самостоятельной службы. На основе опыта перечисленных выше форм психологической практики можно охарактеризовать задачи и содержание подобной формы психологической помощи. Такая служба должна объединить необходимую помощь матери и ребенку во всех возрастах, начиная с планирования беременности, а может быть, и еще раньше, включая консультирование по формированию материнской сферы в онтогенезе.
В настоящее время можно сформулировать основные особенности организации и работы такой службы.
Цели: оказание психологической помощи матери и ребенку на всех этапах развития их взаимодействия, включая проблемы материнства как потребностно-мотивационной сферы матери.
Задачи: оптимизация содержания и динамики развития материнской сферы женщины, включая мать и ребенка как членов единой системы.
Основные особенности: оказание помощи на всех этапах одними и теми же специалистами; комплексная организация помощи, включающая психолога-специалиста в области психологии материнства и детства одновременно, гинеколога-акушера, педиатра, возможность консультирования другими специалистами (психоневрологом, психиатром, эндокринологом и др.); участие в ведении родов; патронаж после родов; оказание помощи по мере необходимости в дальнейшем. Центральной фигурой, объединяющей работу всех специалистов и осуществляющей преемственность работы на всех этапах развития материнско-детского взаимодействия, является психолог.
Содержание:
—диагностика индивидуальных особенностей материнской сферы;
—психологическая помощь в беременности и взаимодействии с ребенком;
—повышение материнской компетентности;
—помощь в решении семейных психологических проблем;
—психологическое и акушерско-гинекологическое ведение беременности;
—подготовка к родам;
—организация групповых занятий в беременности, для родителей и детей;
—индивидуальное консультирование;
—патронаж специалистов после рождения ребенка.
Организация психологической помощи: наиболее приемлемым представляется организация такого рода комплексной психологической помощи в местных центрах, связанных с медицинскими учреждениями (женскими консультациями, родильными домами, детскими поликлиниками) и детскими дошкольными, а возможно, и образовательными учреждениями. Возможно участие в образовательных программах средних учебных заведений.
В настоящее время речь может идти только о перспективах организации подобной психологической службы Другим вариантом может быть консультационная работа психолога при женских консультациях. В этих случаях необходима связь психолога с родильными домами и детскими поликлиниками, а также возможность консультирования матерей после рождения ребенка.
4.2. Структура и содержание психологического консультирования
Индивидуальное консультирование по проблемам материнства начинается чаще всего в период беременности и может охватывать послеродовой и более поздние периоды материнско-детского взаимодействия. Хорошо, если оно может сочетаться с групповой работой (подготовка к родам, школа для родителей и т.п.). Консультирование включает в себя несколько сеансов, количество и продолжительность которых зависят от конкретного случая.
При общем ведении беременности целесообразна следующая последовательность этапов консультирования, каждый из которых может включать один или больше сеансов:
1. Этап планирования беременности. Проводится диагностика содержания и онтогенеза материнской сферы женщины, определяется «стартовая» ценность ребенка, содержание «внедряющихся» ценностей и тенденция их интерференции с ценностью ребенка При анализе онтогенеза выявляются возможные нарушения онтогенетических этапов (недостаточность опыта, его неадекватное для задач материнства содержание). При необходимости предпринимаются профилактические или коррекционные меры.
2. Первый триместр беременности. Проводится дополнительная диагностика содержания материнской сферы и динамики ее развития в начале беременности. Обсуждаются ситуация идентификации беременности, стиль переживания соматической симптоматики, содержание и динамика эмоционального состояния. Строится первая психологическая гипотеза динамики развития материнской сферы в беременности и интерференции ценности ребенка с «внедряющимися».
3. Второй триместр беременности. Обсуждается первое шевеление ребенка, отношение к шевелению в дальнейшем. Проводится диагностика динамики развития материнской сферы, уточняется первоначальная гипотеза, строится прогноз особенностей родов и послеродовых взаимодействий с ребенком. Обсуждаются возможность и способы установления взаимосвязи с ребенком на основе ощущений от шевеления.
4. Третий триместр. Проводится дальнейшая диагностика динамики развития материнской сферы. Проектируется пренатальное взаимодействие с ребенком. Уточняются гипотеза и прогноз родов и послеродового периода.
5. Предродовой период. Основная цель — уточнение гипотезы и прогноза родов и послеродового периода и психологическая подготовка к родам.
6. Послеродовой период. Патронаж на дому. Обсуждение родов, первого впечатления от взаимодействия с ребенком, существующих проблем. Налаживание контакта с ребенком, процесса кормления. Уточнение гипотезы и прогноза стиля материнско-детских отношений. Делается прогноз возможного возникновения послеродовой депрессии.
7. Окончание периода новорожденности. Диагностика динамики развития материнской сферы и актуального материнско-детского взаимодействия. Общая диагностика психического развития ребенка. Помощь в решении возникающих проблем взаимодействия с ребенком.
8. Дальнейшие консультации по мере необходимости, желательно контроль в конце каждого полугодия жизни ребенка.
В процессе консультаций вводятся необходимые воздействия. Их форма зависит от результатов диагностики. Во время беременности обязательно включаются способы подготовки к родам и материнству, учитывающие возможность групповой работы. При необходимости предпринимаются индивидуальные меры психотерапии и психокоррекции.