Соотношение биологических и культурных механизмов развития материнской сферы
Рассмотренный онтогенез материнской потребностно-мотивационной сферы показывает всю сложность взаимодействия биологически обусловленных и культурных механизмов развития материнского поведения. Сложившиеся в эволюции и преобразованные человеческим сознанием особенности формирования у матери потребностей и навыков взаимодействия с ребенком обеспечивают создание эволюционно ожидаемых условий развития для него как представителя своего вида и как члена конкретной культуры (понятие эволюционно ожидаемых условий развития сформулировано Е.А. Сергиенко). С другой стороны, особенности развития ребенка создают эволюционно ожидаемые условия для формирования материнского чувства и поведения. Совпадение этих условий позволяет двум самостоятельным субъектам выполнять свои задачи в системе общего взаимодействия. Потребности матери и ребенка и особенности поведения каждого из них замыкаются в единый комплекс, образуя систему из двух комплиментарных составляющих, которые тем не менее не смешиваются и продолжают свое развитие как самостоятельные субъекты. Совпадение задач жизнедеятельности в условиях взаимодействия и взаимное обеспечение эволюционно ожидаемых условий друг для друга имеют вид эволюционного замыкания. При эволюционном замыкании необходимо адекватное обеспечение взаимных функций, создающих эволюционно ожидаемые условия для членов системы. Теоретически эти функции могут быть осуществлены дублерами, и если последние их успешно выполняют, то развитие второго члена системы не нарушается. Относительно системы «мать — ребенок» функции матери для ребенка могут быть перераспределены между разными их носителями, начиная с оплодотворения. Успешность выполнения материнских функций зависит от содержания материнской сферы их носителя, а не от биологической связи членов системы. Для матери функции ребенка также могут быть заменены полностью (приемный ребенок) или частично (замена объекта деятельности материнской сферы).
Изменение содержания самих функций вследствие различных условий, влияющих на развитие этих функций у самих членов системы — как у матери, так и у ребенка, ведет к последствиям двоякого рода:
1. Модификация содержания системы. Модификация может проявляться на индивидуальном и культурно-специфическом уровнях. Специфические особенности каждой культуры создают конкретные, соответствующие географическим и историческим требованиям особенности модели взрослой личности, детства и материнства. Индивидуальные изменения обеспечивают вариативность материнского поведения, которое ориентировано на индивидуальные особенности конкретного ребенка и служит источником развития будущего взрослого члена общества, не выходящего за рамки видотипичных особенностей онтогенеза и существующих в данной культуре вариантов личностного развития. Критерием «нормальности» этих модификаций является общее эмоциональное благополучие ребенка, которое позволяет ему успешно адаптироваться к разнообразным особенностям своего конкретного общества.
2. Дефицитарность системы. Представление о дефицитарности развития в условиях нарушения эволюционно ожидаемых условий сформулировано Е.А. Сергиенко при анализе раннего онтогенеза зрительной перцепции и закономерностей формирования антиципации как механизма регуляции взаимоотношений субъекта с миром. При изменении эволюционно ожидаемых условий, нарушающих ход развития взаимодействия членов системы «мать — ребенок», могут происходить изменения, ведущие к общему нарушению развития ребенка. Эти изменения могут затрагивать разные уровни развития, их особенность состоит в том, что формирующиеся способы взаимодействия с миром менее эффективны, адаптивность к изменениям в среде снижена, эволюционно предполагаемое развитие отдельных функциональных систем и их связей не достигает оптимального видотипичного уровня. В данном случае речь идет о дефицитарности базовых структур отношения к миру, которая выражается в снижении эмоционального благополучия ребенка. Это создает неблагоприятные условия для его общего психического развития. В отношении матери дефицитарность развития может быть обусловлена изменениями в поведении ребенка (разные формы изменения гештальта младенчества и онтогенетические особенности детей с физической и психической патологией).
Таким образом, относительно видотипичных и конкретно-культурных функций Матери речь должна идти об индивидуальных и культурных особенностях материнской сферы, создающих условия для модификации развития системы «мать — ребенок», которые необходимы для соответствия индивидуальным особенностям ребенка и постоянно меняющимся содержаниям культурно-исторического опыта В этих условиях необходима возможность прижизненного формирования и ситуативного изменения материнской сферы женщины в соответствии с конкретными особенностями ее культуры и самого ребенка.
Особенность развития материнской сферы женщины в человеческом обществе состоит в том, что общество и сама мать частично осознают материнские функции, активно включаются в их выполнение и этим могут изменять эволюционно ожидаемые условия для ребенка. Это, в свою очередь, ведет к изменению поведения ребенка, а значит, и эволюционно ожидаемых условий для матери Как в этом случае происходит эволюционное замыкание и что из этого получается, изучается в русле различных направлений психологии материнско-детского взаимодействия. Для ребенка крайними вариантами дефицитарности развития являются госпитализм, ранний детский аутизм и другие нарушения, а для матери — полная потеря материнского чувства (отказ от ребенка без объективной необходимости, послеродовая депрессия и т.д.).
Осознание материнских функций ведет к внедрению в их регуляцию как общества, так и самой матери. В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержаний своих функций мать будет осознавать, а часть — нет. Соответственно, в общественном сознании также не все функции матери полностью осознаются, часть из них представлена в форме поверий, примет, суеверий и т.п. Все это вместе может быть охарактеризовано как конкретно-культурный «путь к модели» материнства, которое само по себе есть инструмент, созданный природой и обществом для «производства» ребенка как представителя своего вида и своей культуры. В обществе постоянно происходят изменения модели материнства и детства, соответствующие изменению в самих общественных отношениях. Изменяется и отношение женщины к своей роли матери. В современных условиях эти изменения настолько стремительны, что имеющийся «путь к модели» материнства, складывающийся в общественной практике в течение десятков тысяч лет и включающий в себя способы формирования у матери наряду с осознаваемыми — неосознаваемых ни ей самой, ни обществом материнских функций, не успевает измениться соответствующим образом. Для примера рассмотрим такие изменения, касающиеся самой матери и культурных моделей материнства.