Второе письмо по поводу правильного решения вопроса об употреблении мяса
Письмо 84, 1898:
723. Я получила ваше письмо и желаю объяснить как можно лучше вопрос о допустимости употребления мясной пищи. То, о чем ты пишешь, упоминалось в письмах к... и к некоторым другим, написанных в то время, когда сестра... находилась в оздоровительном центре [см. § 720]. Я отыскала [413] эти письма. С некоторых из них были сняты копии, с других — нет. Я попросила указать даты написания встречающихся там утверждений. В то время мясная пища предписывалась очень широко. Мне же был дан свет о том, что мясо здоровых животных не следует сразу исключать из рациона человека. Однако необходимо провести беседы об употреблении мяса, следует говорить людям, что оно не является необходимым продуктом и что фрукты, овощи и крупы, приготовленные надлежащим образом, — вот все, чего требует человеческий организм для поддержания здоровья. Эти беседы должны прежде всего показать, что нет необходимости употреблять мясо там, где в изобилии имеются фрукты, как, например, в Калифорнии. Но в оздоровительном центре не были готовы к тому, чтобы предпринять какие-то решительные шаги по внедрению вегетарианства, после того как там столь обильно использовалось в питании мясо. Прежде всего мясные блюда следовало включать в рацион больных все более и более умеренно и в конце концов полностью отказаться от них. У нас должен быть один стол для пациентов, употребляющих мясную пищу. Другие же столы не должны включать мясо...
Я, со своей стороны, делала все, чтобы в этом санатории мясо исключили из употребления, но к этому нужно подходить благоразумно и осторожно, а не опрометчиво и необдуманно, в особенности после того как в этом учреждении мясо подавалось на стол три раза в день. Пациентам обязательно нужно все объяснить с точки зрения здоровья.
Это все, что я помню по этому вопросу. Мы получаем дополнительные наставления, к которым нужно отнестись с большим вниманием. Животный мир поражен недугами, и трудно определить количество заболеваний среди людей, являющихся следствием употребления мясной пищи. Ежедневно мы читаем в газетах о том, что показала очередная экспертиза мяса. Мясные лавки то и дело подвергаются очистке; продаваемое мясо часто бывает признано непригодным для употребления...
В течение многих лет Господь просвещал меня, что употребление мяса не полезно ни для здоровья, ни для нравственного состояния человека. И очень странно, что мне вновь и вновь приходится возвращаться к этому вопросу. Я имела несколько очень откровенных и решительных бесед с врачами в центре здоровья. Они обсуждали состояние дел в своем учреждении, и брат и сестра... оказались в очень затруднительном положении. Больным предписывалось мясо... В субботу, во время Австралийской унионной конференции, проводимой в Стенморе, я почувствовала побуждение Духа Божьего обсудить вопрос о центре здоровья, учрежденном в местечке Саммер Хилл, находящемся на расстоянии лишь нескольких станций от Стенмора.
Я представила преимущества, какие можно было бы [414] получать от этого санатория. Говорила о том, что там не следует подавать на стол мясную пищу, что жизнь и здоровье многих людей были принесены в жертву у алтарей, где пищей человеку служило мясо. Никогда еще я не обращалась с таким горячим и решительным призывом. Я сказала: “Мы благодарны за то, что у нас здесь есть санаторий, в котором больным никогда не предписывается мясо. Можно с уверенностью сказать, что здесь никогда не предлагалось ни одного кусочка мяса ни врачам, ни персоналу, ни пациентам”. И дальше я сказала: “Мы уверены в том, что наши врачи и впредь будут рассматривать этот вопрос с точки зрения здоровья человека, потому что мясо — это очень неподходящая пища для христиан”.
Я ничего не скрывала. Я сказала, что если ответственные работники санатория распорядятся подавать на столы мясо, то они заслужат негодование Господа. Этим поступком они осквернили бы храм Божий, и им нужно было бы напомнить слова: “Кто осквернит храм Божий, того покарает Бог”. Мне было показано, что проклятие Божье лежит на земле, на морях, на крупном рогатом скоте, на полевых и лесных зверях. Вскоре будет небезопасно иметь стада домашних животных. Земля разлагается под проклятием Божьим.
Будем верны нашим принципам
Рукопись За, 1903:
724. В последнее время число больных в санатории уменьшилось по многим не зависящим от нас обстоятельствам. Одна из причин этого заключается, по-моему, в том, что руководители санатория стоят на позиции исключения из рациона пациентов мясной пищи. На первых порах работы учреждения мясо здесь подавалось. Затем мы почувствовали, что пришло время решительно изменить сложившийся уклад жизни. Мы знали: Богу неугодно, чтобы больных кормили мясом.
В настоящее время ни чай, ни кофе, ни мясная пища не подаются на столы в санатории. Мы твердо решили жить согласно принципам санитарной реформы и ходить путем истины и праведности. Мы не намерены быть [415] полуреформаторами из-за страха потерять пациентов. Мы заняли твердую позицию и, с Божьей помощью, не отступим от нее. Мы предлагаем больным полезную и вкусную пищу из фруктов, злаков и орехов. Здесь, в Калифорнии, имеется изобилие всевозможных плодов.
Когда к нам приедут пациенты, которые настолько привыкли к мясу, что думают, будто не смогут жить без него, мы должны попытаться помочь им посмотреть на этот вопрос здраво. Но если они не послушают нас, если они решительно будут настаивать на том, чтобы им позволили употреблять в пищу то, что вредит их здоровью, — мы не откажем им в этом, при условии, что они согласятся принимать пищу в своих комнатах. Но они должны взять на себя ответственность за свои действия. Мы не одобрим их образа жизни. Мы не будем бесчестить доверенные нам ресурсы, одобряя употребление того, что отравляет кровь и влечет за собой болезни. Это было бы предательством нашего Учителя, если бы мы делали то, что Он не одобряет.
Вот позиция, которую мы теперь занимаем. Мы твердо решили быть верными принципам санитарной реформы. Да поможет нам Бог в этом. Такова моя молитва.
Конечно, мы должны разрабатывать и осуществлять на практике такие планы, которые привлекают пациентов в санаторий. Но будет ли правильным такой образ действий — ради того, чтобы принимать больше пациентов, вернуться вновь к практике приготовления и подачи мясных блюд? Станем ли мы давать больным то, из-за чего они продолжают оставаться больными? Не лучше ли быть готовыми отстаивать наши принципы, как это делают те, кто твердо решил осуществлять на практике принципы санитарной реформы?
(Чай, кофе и мясо, подаваемые в комнату больного, — § 437.)
Рукопись 73, 1908:
725. В наших санаториях работают люди, которые утверждают, что верят принципам санитарной реформы, и в то же время они склонны употреблять мясо и другие вредные для здоровья продукты. Я обращаюсь к таковым во имя Господа: “Не работайте в наших санаториях и клиниках, до тех пор пока вы отказываетесь жить согласно принципам, за которые выступают наши медицинские учреждения, потому что своим образом жизни вы вдвое усложняете работу наставников и руководителей, которые всеми силами стремятся действовать в истинном направлении. [416] Очистите путь пред Господом. Перестаньте препятствовать распространению вести, которую Он посылает”.
Мне было показано, что принципы, которые были даны в начале вести о здоровом образе жизни, должны и сегодня считаться членами нашей Церкви такими же важными, как и тогда. Есть люди, которые никогда не следовали данному нам свету относительно питания. Сейчас настало время, когда мы должны извлечь свет этой вести из-под сосуда и позволить ему сиять светлыми и яркими лучами.
(Чего не должно быть на столах в наших санаториях — § 424, 431,432.)
(Чего не должно быть на столах сотрудников наших санаториев — § 432, 444.)
(Чрезмерное количество сладостей вредно так же, как и употребление незараженного мяса — § 533, 556, 722.)
Раздел XXIV
Напитки
Часть I. Вода