Необходимость избегать крайностей
СЦ 6,373,374:
332. Я знаю, что многие из наших братьев и в своем сердце, и в жизни сопротивлялись санитарной реформе. Я не защищаю никаких крайностей. Но, припоминая все написанное мной, вижу, что приводила неоспоримые свидетельства и предостережения относительно тех опасностей, которые надвигаются на наш народ, подражающий обычаям и нравам мира в потворстве своим прихотям, чревоугодии и желании эффектно выглядеть. Мое сердце скорбит и печалится, когда я анализирую существующее положение вещей. Одни говорят, что некоторые наши братья слишком много внимания уделяют этим вопросам. Но, из-за того что иные действовали неблагоразумно и безрассудно, настаивая на своем личном мнении при проведении реформы, осмелится ли кто-нибудь скрыть истину по этому вопросу? Неверующие люди, как правило, предаются противоположной крайности, всецело находясь во власти самоугождения и невоздержанности в еде и питье, и в результате становятся рабами отвратительных привычек и желаний.
Многие, кого уже накрыла тень смерти, когда-то собирались совершать работу Божью, но не осознали своей священной обязанности соблюдать законы здоровья. Законы, управляющие нашим организмом,— не что иное, как законы Божьи, но об этом, кажется, давно забыли. Некоторые ограничили себя таким питанием, которое не может поддерживать их в здоровом состоянии. Они не получают взамен изъятых из рациона вредных продуктов другой [213] питательной пищи и даже не задумываются о том, что при приготовлении здоровой пищи нужны старание и изобретательность. Для нормального функционирования человеческий организм должен получать в достаточном количестве все необходимые питательные вещества. Исключить из своего питания огромное количество разнообразных нездоровых продуктов и при этом впасть в противоположную крайность, а именно: низвести до самого низкого уровня количество и качество употребляемой пищи — значит нарушать принципы санитарной реформы. И вместо того чтобы приобрести здоровье, такие люди уродуют его.
(О важности наставления в приготовлении здоровой и аппетитной пищи см. “Кулинарные школы” в разделе XXV.)
Раздел XII
Питание во время беременности
Внутриутробные влияния
СИ, 372, 373:
333. Многие родители не задумываются о [217] последствиях воздействия на ребенка во внутриутробный период, но Небо иначе смотрит на этот вопрос. Особая весть, посланная через ангела Божьего и дважды повторенная самым торжественным образом, показывает, что этот вопрос заслуживает нашего самого серьезного и тщательного размышления и внимания.
Словами, сказанными через ангела еврейской матери, Бог обращается ко всем матерям всех времен: “Пусть... соблюдает все, что Я приказал ей”. Благополучие ребенка зависит от привычек матери. Ее вкусы и пристрастия должны определяться принципами. Если женщина желает выполнить Божий замысел, которым Господь руководствовался, давая ей ребенка, ей нужно от чего-то отказаться, бороться с чем-то. Если же до рождения ребенка она будет исполнять все прихоти своего аппетита, если отдастся во власть своих эгоистичных желаний, будет капризна и нетерпелива — тогда все эти черты отразятся на характере ее ребенка. Таким образом многие дети уже с самого рождения получают по наследству почти непреодолимое влечение ко злу.
Но если мать непоколебимо придерживается правильных принципов, если она воздержанна, умеренна и исполнена самоотречения; если она добра, неэгоистична — тогда она может передать все эти ценные черты характера своему ребенку. Мне было дано очень ясное и определенное повеление, запрещающее употребление вина будущей матерью. Каждая капля крепкого напитка, выпитая ею для удовлетворения своего извращенного вкуса, подвергает опасности телесное, умственное и нравственное здоровье ее ребенка и является прямым грехом против ее Создателя.
Многие настоятельно советуют выполнять любое желание беременной женщины — даже если ей хочется съесть что-то безусловно вредное, ей следует беспрепятственно потворствовать своему аппетиту. Такой совет неправилен и опасен. Конечно, ни в коем случае нельзя небрежно относиться к естественным и насущным нуждам женщины в период беременности. От нее зависят две жизни, и с особенной нежностью и заботой следует относиться к ее желаниям, нуждам и потребностям, нужно щедро давать ей все, что ей необходимо и [218] полезно. Но именно в это время как никогда она должна избегать в питании и во всем другом того, что содействовало бы снижению ее физических и умственных сил. По повелению Самого Бога на нее возложена особенная, почетная обязанность во всем проявлять самообладание.
ХВБГ, 37, 38:
334. Когда Бог растил в чреве матери Самсона — освободителя Своего народа, — Он испытывал радость и удовольствие, видя правильные жизненные привычки женщины, ожидавшей рождения ребенка. Этот ребенок от своего рождения должен был быть посвящен Богу как назорей, и потому еще во внутриутробном периоде следовало соблюдать определенные ограничения.
Ангел Господень явился к жене Маноя и возвестил ей, что у нее вскоре будет сын. Ввиду этого он дал ей важные указания и советы: “Берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого”.
По замыслу Бога сыну, обещанному Маною, предстояло выполнить великую работу, и именно для того, чтобы он должным образом приготовился к этой работе, привычки и матери, и ребенка должны были иметь правильное развитие и направление. “Не пей вина и сикера, — было повеление ангела жене Маноя, — и не ешь ничего нечистого”. “Пусть соблюдает все, что Я приказал ей”. Ибо впоследствии ребенок будет испытывать положительное или отрицательное влияние привычек своей матери. Мать сама должна следовать принципам здоровья и вести умеренный образ жизни,, обуздывая свои эгоистичные желания, если только она желает блага своему дитяти.
“Берегись”!
“Знамения”, 26 февраля, 1902:
335. Слова, сказанные однажды жене Маноя, содержат истину, серьезно задуматься над которой необходимо всем современным матерям. Обращаясь к этой матери, Господь обращался ко всем озабоченным и печалящимся матерям того времени и ко всем матерям последующих поколений. Да, каждая мать должна сознавать свои обязанности. Пусть она знает о том, что характер ее детей скорее будет зависеть от ее привычек во время беременности и ее собственных усилий и стараний после их рождения, нежели от каких-либо других условий и влияний.
“Берегись”, — сказал ангел. Пусть она приготовится к [219] тому, чтобы сопротивляться искушению. Ее желания и пристрастия должны подчиняться принципам. Каждой матери можно сказать: “Берегись”. Каждой матери есть чего остерегаться, с чем она должна бороться, если она желает исполнить замысел Бога в отношении ее ребенка...
Мать, являющаяся достойной наставницей своих детей, должна до их рождения сформировать в себе самоотречение и самообладание, потому что качества своей души она передает своим детям, наделяя их своими сильными или слабыми чертами характера. Все это враг рода человеческого понимает гораздо лучше многих родителей. Он желает навлечь на мать искушение, зная, что, если она не будет сопротивляться ему, тогда он сумеет оказать пагубное влияние и на ее дитя. Единственная надежда каждой матери — в Боге. Придя к Нему, она может обрести благодать и силу. Ее усилия не будут напрасными. Он даст ей силы наделить свое потомство такими чертами, которые и в этой жизни принесут благословения, и помогут наследовать жизнь вечную.
Нельзя давать волю аппетиту
СЦ 2, 381-383:
336. Как правило, совершается грубая ошибка, если женщина, ожидающая ребенка, ведет такую же жизнь, как и прежде. В этот важный период труд матери должен быть облегчен, потому что во всем ее организме происходят большие изменения. Ее организм нуждается в большем количестве крови, а следовательно, ей нужно больше пищи, самой питательной и полезной, которая способствует образованию здоровой крови. Если же мать не питается в это время полноценной пищей, она не в состоянии поддерживать свои физические силы и ее потомство не получает необходимой жизненной энергии. Она должна также обращать внимание и на свою одежду. Необходимо заботиться о том, чтобы защитить себя от переохлаждения. Ей не следует напрягать жизненные силы организма безо всякой необходимости, если этого можно достичь восполнением недостатка теплой одежды. Если же мать лишена обильной, здоровой и полноценной пищи, это заметным образом сказывается на количественном и качественном составе крови. У нее нарушается кровообращение, и ее ребенку будет недоставать именно этих питательных веществ. Это повлечет за собой неспособность плода усвоить пищу, которая содействовала бы образованию в нем здоровой крови и обеспечивала бы полезными веществами. Благополучие матери и дитяти во [220] многом зависит от хорошей, теплой одежды и от достаточного количества питательной пищи. Необходимо всегда помнить о том, что будущая мать нуждается в новом притоке жизненной энергии, и поэтому к ней нужно относиться особенно внимательно и заботливо.
Существует и другое мнение: женщина, находясь в особом состоянии, должна исполнять абсолютно все капризные желания своего аппетита. Но такое мнение неверно, ошибочно и основано на традициях, созданных людьми, а не на здравом суждении. Аппетит женщин в этом состоянии непостоянен, прихотлив, капризен, и обычай позволяет ей есть все, что ей вздумается, и все, что ей захочется, не задумываясь о том, обеспечит ли это питательными веществами ее организм и организм ее ребенка. Пища должна быть здоровой и не возбуждающей. Обычай говорит, что, если мать захочет мясной пищи, соленых огурцов, острой, приправленной пряностями пищи или сладких пирожков, ей нужно дать все, что она хочет, — в данном случае необходимо слушаться только аппетита. Это огромная ошибка, и она приносит много вреда. Этот вред невозможно измерить. Если и возникает нужда в простоте питания и особой заботе о качестве употребляемой пищи, то именно в этот важный период.
Женщины, которые руководствуются принципами санитарной реформы и имеют правильное представление о ней, не уклонятся от простого питания в это время, в отличие от тех, кто не придерживается никаких принципов вообще. Такие женщины всегда будут помнить о том, что от них зависит еще чья-то жизнь, и будут очень внимательно и осторожно относиться к своим привычкам, особенно в питании. Они не должны есть то, что вредно, непитательно и действует возбуждающим образом, только потому, что это вкусно. В такое время нет недостатка в “добрых советчиках”, готовых убедить будущую мать поступать вопреки здравому смыслу, подсказывающему не совершать пагубных шагов.
Из-за того, что родители потакают своим вкусам, на свет появляются больные дети. Организм совершенно не нуждается в том разнообразии пищи, какое рождается нашим воображением. Мнение о том, что нужно съесть все, что только придет нам в голову, является глубоко ошибочным, и женщины-христианки должны отвергнуть этот ложный принцип. Нельзя позволять нашему воображению управлять нуждами и потребностями организма. Всех, позволяющих своему вкусу господствовать над собой, ждет расплата за нарушение законов их естества. Но не только они окажутся наказаны — их невиновное потомство также будет страдать.
Специи, сладкие пирожки, соления и маринады и нездоровые мясные блюда не способствуют правильной работе кроветворных органов. Если в желудок поступает слишком большое количество пищи и пищеварительные органы вынуждены трудиться с повышенной нагрузкой, для того чтобы переработать ее и освободить организм от [221] раздражающих элементов и веществ, то мать в таком случае причиняет себе огромное зло и сама закладывает основание для болезни своего ребенка. Если женщина будет есть все что вздумается и что подскажет ей воображение, нимало не беспокоясь о последствиях, она понесет наказание, но не она одна. Из-за ее неразумных поступков будет страдать и ни в чем не повинное дитя.