Правильная работа желудка способствует хорошему расположению духа

Рукопись 41, 1908:

187. Мы должны очень чутко заботиться об органах пищеварения и не обременять их обилием разнообразной пищи. Увлекающийся за столом многими блюдами вредит самому себе. Гораздо полезнее, чтобы мы ели то, что будет нам полезно, нежели понемногу отведывать все блюда, которые могут поставить перед нами. В выборе пищи мы должны руководствоваться разумом, отдавая себе отчет в возможных последствиях, потому что желудок не имеет окна, заглянув в которое, мы могли бы увидеть, что там происходит. Если вы чувствуете себя взвинченным, если у вас все получается не так, как вам хочется, то, возможно, это из-за [112] того, что вы страдаете от последствий одновременного употребления различных видов пищи.

Органы пищеварения оказывают значительное влияние на наше эмоциональное состояние. Бог одарил нас разумом, чтобы мы научились распознавать необходимые нам продукты. И как здравомыслящие люди разве мы не должны серьезно анализировать последствия нашего застолья, размышляя, принесет ли нам съеденная пища пользу или вызовет расстройство? Например, люди с повышенной кислотностью желудка имеют весьма угрюмый характер. Им кажется, что все против них; они постоянно чем-то раздражены и всем недовольны. Если бы среди нас царил мир, то мы бы больше, чем сейчас, думали о том, чтобы и в нашем желудке был мир.

(Вредное влияние многообразия и неправильного сочетания продуктов, употребляемых одновременно, — § 141, 225-227, 264, 387, 546, 551, 772.)

(О сочетании различных блюд в наших столовых и ресторанах — § 415.)

(Необходимо уделять внимание правильному сочетанию блюд, приготовляемых для больных, — § 441, 467.)

(Отношение Е. Уайт к сочетанию различных продуктов — Приложение I, § 19, 23, 25.)

Фрукты и овощи

СИ, 299, 300:

188. Не следует подавать на стол одновременно много разнообразных блюд, ибо это провоцирует переедание и вызывает расстройство желудка.

Вредно также сочетать фрукты и овощи. У людей со слабым пищеварением частое употребление фруктов вместе с овощами вызывает недомогание и затрудняет умственную деятельность. Лучше есть в один прием пищи фрукты, а в следующий — овощи.

Не следует подавать и однообразную пищу. Те же самые блюда, приготовленные точно так же, не должны появляться на столе в завтрак, обед и ужин. Разнообразная пища улучшает аппетит, и организм получает больше питательных веществ.

Обильные десерты и овощи

Письмо 142, 1900:

189. Пудинги, сладкие кремы, пирожные и овощи вызывают беспокойство в желудке, если съедать их одновременно.

Письмо 312, 1908:

190. Вам необходимо создать в своем доме наилучшие условия для приготовления пищи. Мне было показано, что брат... болеет, и, между прочим, один опытный врач сказал [113] ему: “Я наблюдал за тем, как вы питаетесь. Вы съедаете много разных блюд одновременно. Фрукты и овощи, вместе попадая в желудок, повышают кислотность. В результате засоряется кровь, а из-за неполного пищеварения притупляется ум. Вы должны понять, что с каждым органом своего тела нужно обращаться с должным уважением. В вопросах питания необходимо много размышлять о причинах и следствиях.

Сахар и молоко

СИ, 302:

191. Обычно в пищу используют слишком много сахара. Пирожные, сладкие пудинги, кондитерские изделия, желе, джемы являются причиной расстройства желудка. Особенно вредны сладкие кремы и пудинги, в которых молоко, яйца и сахар являются главными составными частями. Следует избегать одновременного употребления молока и сахара в больших количествах.

ХВБГ, 57; СЗ, 154:

192. Некоторые варят кашу с большим количеством сахара и молока, уверенные, что поступают согласно принципам санитарной реформы. Но сочетание молока с сахаром вызывает в желудке брожение, что в свою очередь вредно отражается на здоровье.

(См. “Молоко и сахар” — § 533—536.)

Изысканные блюда и различные десерты

Письмо 72, 1896:

193. Чем меньше будет подаваться на стол разных десертов и приправ, тем здоровее будут все, кто сидит за этим столом. Все изысканные блюда, состоящие из многих компонентов, вредны для человека. Бессловесные животные никогда бы не съели такого набора продуктов, какими люди наполняют свой желудок.

Жирные, состоящие из многих компонентов и сложно приготовленные блюда разрушают здоровье.

(Обильная, разнообразная пища не лучшее питание во время лагерных собраний — § 74.)

(О сочетании мяса с приправами, тортов, пирогов — § 673.)

(См. раздел XIX — “Десерты”.)

Раздел VI

Неправильное питание причина заболеваний

Наследственное вырождение

ХВБГ, 7-11; СЗ, 19-23:

194. Творец наделил человека совершенным организмом [117] и прекрасным телосложением. Уже тот факт, что на протяжении шести тысяч лет человек противостоял все возрастающему влиянию болезней и преступлений, является убедительным доказательством того, какой огромной жизненной силой он был наделен изначально. И, несмотря на то, что допотопное поколение безудержно предавалось греху, прошло две с лишним тысячи лет, пока последствия нарушения законов природы заметно сказались на человечестве. Если бы наш прародитель Адам не был физически здоровее, чем современные люди, то человеческий род уже давно бы вымер.

Начиная с грехопадения, человечество из поколения в поколение неуклонно вырождается, влечение ко греху все усиливается. Болезни передаются от родителей к детям от поколения к поколению. Даже младенцы в колыбели страдают от болезней, вызванных грехами их родителей.

Моисей, первый писатель истории мира, подробно описывает общественную и частную жизнь на заре истории человечества, но в его книгах мы не встречаем ни одного сообщения о рождении слепого, глухого, или парализованного, или слабоумного или же случая детской смертности во младенчестве, детстве или юношеском возрасте. Некрологи в Книге Бытие гласят: “Дней жизни Адамовой было 930 лет; и он умер”. “Дней Сифовых было 912 лет; и он умер”. Относительно других людей Писание говорит: “Он умер в глубокой старости, пресыщенный днями”. Был, правда, случай, когда сын умер раньше отца, и это было настолько поразительно, что об этом особо упомянуто в Слове Божьем: “И умер Аран при Фарре, отце своем”. Все патриархи от Адама до Ноя, за исключением немногих, жили приблизительно тысячу лет, и с тех пор продолжительность жизни постепенно стала сокращаться.

Во время Первого пришествия нашего Господа [118] человеческий род оказался в таком упадке, что со всех городов не только стариков, но и людей среднего возраста и юношей приводили к Спасителю, чтобы Он исцелил их. Многие уже тогда мучились под бременем невыразимых страданий.

Ужасные последствия нарушения законов природы — страдания, преждевременная смерть — настолько распространились в мире, что теперь они считаются уже предначертанной участью людей. Но Бог не сотворил человеческий род в таком ослабленном состоянии. Подобное положение является действием не Божьего провидения, а человека. Оно сложилось в результате вредных привычек — из-за нарушения законов, созданных и заложенных Богом в человеческое естество. Продолжающееся нарушение законов природы означает нарушение Закона Божьего. Если бы люди всегда оставались послушными принципам Десяти Заповедей, претворяя их в своей жизни, тогда не существовало бы проклятия болезней, наводнивших сегодня весь мир.

“Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии” (1 Кор. 6:19, 20). Когда люди бесцельно растрачивают здоровье или умственные силы, то они согрешают против Бога, ибо они не прославляют Его своими телами и душами, которые суть Его.

Однако, несмотря на то оскорбление, которое человек нанес Богу, Господь по-прежнему согревает человеческий род теплом Своей любви. Он позволил свету сиять, чтобы люди могли увидеть: для того чтобы жить совершенной жизнью, человек должен подчиняться законам природы, управляющим его естеством. Как важно поэтому, чтобы человек жил согласно полученному свету, прилагая при этом все свои телесные и умственные силы для прославления Его имени!

Мы живем в мире, который враждебно относится к праведности и чистоте характера, а тем более к возрастанию в благодати. Куда бы мы ни бросили взгляд, повсюду видим растление, осквернение, уродство, порок и грех. И как все это противоположно и даже враждебно той работе, которая должна совершиться в нас уже здесь, на земле, еще до принятия дара бессмертия! Избранники Божьи должны сохранять себя неоскверненными среди беззакония, царящего в эти последние дни. Их тела должны быть освящены, а души чисты. Так как эта работа непременно должна [119] совершиться, ее нужно осуществлять незамедлительно, причем самым серьезным и разумным образом. Дух Божий должен полностью владеть нами, влияя на все наши поступки и побуждения. Люди осквернили храм своей души, и Бог призывает их пробудиться и приложить все старания к тому, чтобы возвратиться к своему изначальному состоянию — красоте и святости. Только благодать Божья, и ничто другое, сможет убедить человека обратить свое сердце к Богу; только Он может дать рабам скверных привычек силу для того, чтобы разорвать эти оковы. Человек, постоянно потворствующий привычкам, разрушающим его телесные, нравственные и умственные силы, не может представить свое тело как жертву живую, святую и благоугодную Богу. Вновь звучат слова апостола: “Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная”.

Наши рекомендации