Чему учит ошибка Израильского народа

СЦ 9, 165:

30. Господь обещал древнему Израилю, что, если народ останется до конца верным Ему, следуя Его указаниям, [27] он будет избавлен от всех болезней, которые когда-то Господь навел на египтян; но это обещание было дано на условии послушания. Если бы израильтяне повиновались этим указаниям и воспользовались предоставленными им преимуществами, то они стали бы для всего мира наглядным примером здоровья и процветания. Израиль пренебрег Божьим замыслом и потому не получил обещанных благословений. Но такие мужи, как Иосиф, Моисей, Даниил, Илия и многие другие, являют собой замечательные примеры истинного здорового образа жизни. И в наши дни подобная верность дала бы те же результаты. Для нас написаны следующие слова: “Но вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” (1 Петр. 2:9).

СИ, 283:

31. Если бы израильтяне повиновались полученным наставлениям и использовали свои преимущества, они могли бы стать для всего мира наглядным уроком здоровья и процветания. Если бы они как народ жили согласно Божьему плану, их не коснулись бы болезни, поражавшие другие народы. Они бы обладали большей физической крепостью и более сильным интеллектом, чем другие народы.

(См. также § 641-644.)

Христианское ристалище

ХВБГ, 25:

32. “Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного”.

Здесь подчеркиваются блестящие результаты самоконтроля и умеренности. Апостол Павел использовал в качестве иллюстрации различного рода спортивные игры, устраиваемые древними греками в честь своих богов, чтобы показать духовную борьбу и награду за ее исход. Все принимающие участие в этих состязаниях и играх готовились к ним, соблюдая строжайший режим дня и дисциплину. Им запрещалась любая прихоть, могущая вызвать ослабление телесных сил. Роскошная, искусно приготовленная пища, [28] равно как и вино, были запрещены, чтобы способствовать развитию их физических сил, выносливости, энергии и силы духа.

Они боролись за приз — венок из тленных цветов, которым под аплодисменты толпы обычно увенчивали победителя, это считалось высочайшей честью. И если столько нужно было вытерпеть, от стольких удовольствий отречься в надежде завоевать ничего не стоящую награду, которая доставалась в лучшем случае лишь одному, то насколько же сильнее должно быть стремление к самоотречению у тех, кто стремится к получению нетленного венца и вечной жизни!

Нам предстоит работа, работа сложная и настойчивая. Все наши привычки, вкусы, наклонности должны быть воспитаны в согласии с законами жизни и здоровья. Только таким путем мы можем достичь наилучшего физического состояния и ясности разума, чтобы различать, где добро, а где зло.

Пример Даниила

ХВБГ, 25-28:

33. Для того чтобы у нас сложилось правильное представление об умеренности и воздержании, мы должны рассматривать этот вопрос с библейской точки зрения. И нигде мы не встретим такого всеобъемлющего и убедительного примера истинного воздержания и последовавших за этим благословений, как в библейской истории о пророке Данииле и его друзьях-иудеях, попавших в чертоги вавилонского царя...

Бог всегда щедро вознаграждает тех, кто верен Ему. В Вавилоне были собраны самые одаренные юноши из всех стран, покоренных великим завоевателем. Но даже среди этого блестящего общества выделялись пленные евреи. Их стройность, твердая и плавная поступь, ясные лица, жизнерадостность, ровное дыхание — все эти признаки свидетельствовали о хороших привычках, являясь знаком благородства, которым природа отмечает тех, кто соблюдает ее законы.

История Даниила и его друзей записана на страницах богодухновенного Слова для блага молодежи всех последующих поколений. То, что сделали одни, могут сделать и другие. Разве юноши-евреи не проявили непоколебимость пред лицом сильнейших искушений и не оставили нам благородное свидетельство в пользу истинного воздержания? Современные юноши также могут дать миру подобное свидетельство.

Вытекающий отсюда урок необходимо тщательно и [29] всесторонне обдумать. Опасность для нас таится не в недостатке и дефиците, а в изобилии. Мы постоянно испытываем искушения излишеством. Те, кто хотел бы сохранить свои силы для служения Богу, должны соблюдать строгую умеренность, пользуясь Его обильными дарами, и полностью отказываться от любых вредных, низменных и унижающих их достоинство прихотей.

Подрастающее поколение со всех сторон окружено обольщеньями, рассчитанными на то, чтобы разжечь аппетит. Это особенно касается больших городов, где так легко удовлетворить любую прихоть и где столько обольстительного и заманчивого. Но все, кто, подобно Даниилу и его друзьям, не желает оскверняться, получат награду за свое воздержание. Благодаря огромному запасу физических сил, выносливости, стойкости, благодаря терпению и постоянной бодрости духа они представляют собой как бы хранилище, откуда можно черпать стойкость и энергию в чрезвычайных обстоятельствах.

Правильные привычки во всем содействуют интеллектуальному превосходству. Умственная сила, физическая выносливость и долголетие — все это зависит от непреложных законов. В данном случае не может быть случайностей или какой-то особенной удачи или исключения; Бог, сотворивший природу, не будет вмешиваться, чтобы уберечь людей от последствий нарушения ее законов. Много проверенной веками правды содержится в изречении: “Человек — кузнец своего счастья”. Хотя родители и ответственны в какой-то степени за переданные по наследству черты характера, за воспитание и обучение своих сыновей и дочерей, однако все же в большей степени от наших собственных поступков зависит наше положение и полезность для окружающих. Даниил и его друзья воспользовались преимуществами правильного воспитания, полученного ими в детстве, но одни только эти преимущества не могли бы сделать их теми, кем они стали. Настало время, когда они должны были самостоятельно принимать решения, в то время как их будущность зависела от их собственных поступков и выбора. И они твердо решили сохранить верность наставлениям, полученным в детстве. В основе их силы и величия лежал страх Божий, который является началом мудрости. Дух Божий укреплял каждое верное их намерение, каждое благородное решение.

Ревью энд Геральд, 25 января, 1881:

34. Юноши (Даниил, Анания, Мисаил и Азария), находясь в этой школе, не только были допущены в царский дворец, но и приглашены к царскому столу, [30] изобиловавшему мясом и вином. Царь считал, что этим он оказывал им большую честь, видя в подобном питании единственное и наилучшее средство для физического и умственного развития.

Среди яств, подаваемых на царском столе, были и свинина, и мясо других животных, которое, согласно Моисееву закону, считалось нечистым и которое евреям было запрещено употреблять в пищу. Даниил оказался перед лицом сурового испытания: оставаться ли ему верным наставлениям отцов относительно питания и тем самым нанести большое оскорбление царю и, возможно, потерять не только свое положение, но и жизнь или же нарушить заповеди Божьи и сохранить расположение царя, сулящее такие огромные преимущества умственного развития и заманчивые мирские перспективы?

Даниил размышлял недолго. Он решил твердо: оставаться непоколебимым в своей честности перед Богом, чего бы это ему ни стоило. “Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь”.

В наши дни есть немало людей, называющих себя христианами, по мнению которых Даниил был слишком привередливым, ограниченным и фанатичным. Они считают вопрос питания весьма незначительным, не стоящим того, чтобы проявлять такую решительность, жертвуя, возможно, всеми земными благами. Но все думающие таким образом в день суда увидят, как далеко они уклонились от четких Божьих повелений, сделав свои личные мнения и взгляды критерием того, что хорошо и что плохо. Они обнаружат тогда, что все, казавшееся им малозначащим, совершенно иначе выглядит в глазах Бога. Его повеления должны свято соблюдаться. Те, кто принимают и повинуются одному из принципов Закона Божьего, потому что так поступать удобно, но в то же самое время нарушают другие принципы, потому что соблюдение их требует большой жертвы, умаляют абсолютное мерило истинности и добра и подают другим пример легкомысленного отношения к святому Закону Божьему. Но слова “так говорит Господь” должны стать нашим правилом во всем.

Даниил являет этому миру потрясающий пример того, что может сделать благодать Божья с падшими и испорченными грехом людьми. Все написанное об этом замечательном и благородном человеке служит ободрением для людей нашего времени. Отсюда мы можем черпать силы благородно и решительно сопротивляться искушениям и твердо [31] и в духе кротости стоять за правду даже в час самых суровых испытаний.

Даниил мог бы найти благовидный предлог, чтобы уклониться от строгих принципов воздержания, но он ценил одобрение Божье больше, чем благорасположение самого сильного земного властелина, и даже дороже самой жизни. Снискав, благодаря своей учтивости и обходительности, расположение Амелсара, начальника евнухов, Даниил попросил его, чтобы им не предлагали мясных блюд и вина с царского стола. Амелсар опасался, что если он уступит настоятельной просьбе Даниила, то может этим навлечь на себя негодование царя и тем самым подвергнуть опасности и свою жизнь. Подобно многим и в наши дни, он также думал, что умеренное питание истощит юношей, и они будут выглядеть бледными и больными, лишатся мускульной силы, в то время как роскошная пища с царского стола, размышлял он, сделает их румяными и красивыми, придаст силы и сделает их еще более энергичными.

Даниил просил, чтобы окончательное решение он принял после десятидневного испытания, во время которого еврейским юношам было бы позволено питаться простой пищей, в то время как остальные будут продолжать вкушать лакомства с царского стола. Эта просьба была удовлетворена. Даниил был уверен в том, что победа на его стороне. Несмотря на свою молодость, он видел пагубное влияние вина и роскошной жизни на физическое и умственное состояние человека.

В конце десяти дней испытания результаты оказались совершенно противоположными ожиданиям Амелсара. Не только во внешнем виде, но и в физическом состоянии и в умственном отношении воздерживающиеся в еде выглядели заметно лучше своих товарищей, предававшихся чревоугодию. Таким образом, в результате этого испытания, Даниилу и его друзьям было разрешено питаться простой пищей на протяжении всего обучения для служения в царских чертогах.

Полученное Божье одобрение

Господь с одобрением отнесся к непоколебимой твердости и самоотречению этих юношей-евреев, и Его благословения сопровождали их. Он “даровал... четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны”. В [32] конце трех лет учебы, после того как царь лично проверил и испытал их способности и приобретенные знания и навыки, “из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его”.

Здесь содержится урок для всех, но в особенности — для молодых людей. Строгое повиновение требованиям и заповедям Божьим благотворно сказывается на умственном и телесном здоровье. Для того чтобы достичь высочайших вершин нравственности и интеллекта, необходимо искать мудрости и силы у Бога и строго контролировать все свои привычки. В опыте Даниила и его друзей мы видим пример торжества принципов здорового образа жизни над искушением чревоугодия. Эта история показывает нам, что, сохраняя верность религиозным требованиям, юноши могут победить похоть плоти и остаться верными повелениям Божьим, если даже это и будет стоить им самой большой жертвы.

(Питание Даниила - § 117, 241, 242.)

Наши рекомендации