Сущность диалогической позиции
Рассмотрим сущность диалогической позиции на примере терапевтических отношений.
М. Бубер считал, что диалогическая позиция является состоянием, которое требуется от каждого, кто является преподавателем или терапевтом. Диалогические отношения (процесс) в терапии определяются такими качествами, как включенность, присутствие, подлинное и откровенное общение и подтверждение существования другого (эти характеристики будут рассмотрены ниже).
М. Бубер интересовался моментом полной взаимности, когда оба участника вовлечены в диалог. Так может характеризоваться диалогическая позиция дружбы. Парадокс терапии состоит в том, что одна личность (терапевт) принимает в терапии диалогическую позицию и не требует этого от другой личности – клиента. Терапевт может встретить клиента, находясь в диалогической позиции, и то, что он привносит – это намерение встретиться с другим, быть с ним там, где он есть, без намерения изменить его. Такая позиция по своей природе формирует основу для диалогических отношений без какой-либо специальной цели достижения «Я-Ты» отношений, и в каком-то смысле диалогическая позиция – это выражение скрытого состояния «Я-Ты». Терапевт готовится к встрече с пациентом, находясь в «Я-Оно» диалогических отношениях. И приходит время, когда становится возможным «Я-Ты» момент, но наступит он или нет, неизвестно. Для этого момента очень важно просто дать чему-то произойти.
«Я-Ты» момент не предполагает сохранения профессиональной роли терапевта, это встреча двух разных людей самих по себе. В момент «Я-Ты» неважно, кто терапевт, а кто клиент, — это состояние до слов и вне слов. «Я-Ты» момент характеризуется непосредственностью и спонтанностью (все происходит «здесь и сейчас»), прямотой (честностью и открытостью), доступностью терапевта (способностью влиять и поддаваться влиянию) и взаимностью (истинным равенством).
Гештальт-терапевты поддерживают диалогическую позицию, которая позволяет им развить «Я-Ты» отношения, насколько позволяют условия. Они не требуют, чтобы пациент вступил в такие отношения. Энрайт (1975) писал, что основной стратегией является сохранение устойчивого, мягкого давления по отношению к прямой и ответственной «Я-Ты» ориентации с фокусом осознавания на трудностях опыта пациента, когда он делаетт попытку вступить в такие отношения, помогая ему найти свой собственный путь через эти трудности. Таким образом, «гештальт-терапевт работает с пациентом, способствуя развитию диалога, а не манипулирует им, ставя перед собой некую терапевтическую цель. Подобный контакт отличается неподдельной заботой, принятием и ответственностью за себя и свои действия» (Г. Йонтеф, 2001).
Клиенты, говорящие об опыте успешной терапии, вспоминают не интерпретации, а моменты спонтанности, личные чувства терапевта к ним или любящую связанность с ним – то есть моменты, когда терапевт находится вне своей профессиональной маски. Оценивать кого-то, решать, в каких интервенциях этот кто-то нуждается, ожидать определенного результата – лучшие способы отказа от диалогической позиции. Диалогичность позиции терапевта придает ему стремление понять клиента в его человечности и в его движении к своей человечности.
Еще один тонкий момент использования диалогической позиции состоит в том, что в терапии (как и в обучении или воспитании) имеется терапевтическая задача. Гештальт-терапевты поддерживают диалогическую позицию и в отношении задачи. В «Я-Ты» моменте нет задачи, позиция является просто частью момента. Но диалог протекает и между взаимным признанием и периодами «Я-Оно». И в периоде «Я-Оно» терапевт испытывает значительное давление обязательств (относящихся к задаче терапии), побуждающих его отказаться от диалогической позиции для более принудительных отношений. Такое давление обязательств происходит из желания терапевта быть признанным другим. И действительно, терапевт является признаваемым, когда пациент позволяет себе получать помощь, а терапевт ее давать. Однако работать на уровне «Я-Ты» без требования, чтобы кто-то признавал другого в его существовании, — это и есть диалогическая позиция.
Целью гештальт-терапии является осознавание. Сохранять его – значит участвовать в открытии пациентом его собственного пути.
Осознавание в гештальт-терапии возникает на границе встречи, «между» терапевтом и клиентом. Оно возникает внутри контекста «Я-Ты» отношений, в контексте смены ритмов «Я-Ты» и «Я-Оно». Терапевт, практикующий диалогическую позицию, не ищет признания себя через прямую человеческую встречу. Признание приходит через выражение себя в обслуживании терапевтической задачи. Фридман писал, что если терапевт не ищет признания, он остается открытым по отношению к ВОЗМОЖНОСТИ, присущей диалогическим отношениям.
Самопринятие терапевта, его адекватная самооценка и доверие к возможностям диалогической позиции поддерживают его в способности оставаться в стороне от желания делать что-то, чтобы получить признание пациента.
Г. Йонтеф пишет о том, что диалогические отношения иногда требуют применения техник. Например, пациент разговаривает с терапевтом, не глядя на него, их контакт прерывается, и реальный диалог требует ответа от терапевта. Терапевт имеет возможность сказать:
1. Вы не смотрите на меня.
2. Я чувствую себя покинутым Вами.
3. Я предлагаю эксперимент. Остановитесь, посмотрите на меня и осознайте, что происходит.
Возможны и другие ответы терапевта, соответствующие его стилю, чувствам и интуитивной оценке ситуации. Но какой из ответов больше всего соответствует диалогической позиции и одновременно обслуживает терапевтическую задачу? Когда терапевт говорит «Я чувствую себя покинутым Вами», его ответ включает личную реакцию (терапевт аутентичен), не требует заданного ответа от пациента, (подразумевающего косвенное требование посмотреть) и предоставляет пациенту возможность действовать своим собственным способом. Терапевт не удовлетворяет свои потребности в признании за счет пациента, используя его как средство для их удовлетворения.
Когда гештальт-терапевт использует техники для того, чтобы продвинуть куда-нибудь пациента, это становится формой поведенческой модификации больше, чем диалогической терапией. Реальный контакт не делается, а случается. Желание же контролировать разрушает диалогический контакт с другим человеком.