Тема 5. Философские основы диалогического подхода
Контактирование и диалогический процесс; характеристика «Я-Ты» момента.
Учитель, чьи ученики не являются средством для его удовлетворенности, но который заботится об уникальном развитии каждого ученика, находится в «Я-Ты» отношениях. Каждый, кто ищет дорогу к «другому» с подлинной бережностью, которая происходит из ценности личности, пронизан смыслом «Я-Ты» отношений.
Характеристика «Я-Ты» момента
Это особенный момент инсайта или просветления, во время которого участники подтверждают друг друга в их уникальном существовании. Такой момент встречается во время подлинного диалога и часто является кульминационной точкой диалогического процесса. Ирвин и Мириам Польстеры назвали «Я-Ты» момент эпизодом контакта. Любой опыт «Я-Ты» момента — это возможность интеграции и достижения целостности, с помощью этого опыта каждый человек может восстановить свои отношения с миром.
Иногда этот момент происходит между терапевтом и клиентом, которые ведут себя так открыто по отношению друг к другу, что подлинное бытие двух личностей соприкасается. В гештальт-терминологии такой полный эпизод контакта есть реализация процесса формирования гештальта внутри специального контекста, который Бубер назвал межчеловеческим событием. «Узы личностного как бы спадают с нас и мы переживаем нераздельное единство» (Бубер, 1995). Но не все эпизоды контакта являются диалогическими — так, удовлетворение чувства голода не является диалогическим эпизодом. «На основе «Я-Ты» рождается диалог: субъективность, изолированность, укорененность в мире Оно перерастает в общность» (Бубер, 1995). Эта общность, по Буберу, принципиально отличается от коллективизма, в котором «Я-Ты» неразличимо (Филатов, 2001). Диалогический эпизод — это эпизод контакта, который включает двоих людей и подразумевает развитие чье-либо личности.
В гештальт-терапии контакт имеет полярности слияния и изоляции. Для многих клиентов опасность при встрече представляет конфлуэнция; риск при этом состоит в том, что кто-то может быть поглощен в результате объединения с другим. Вдобавок к такому страху быть пойманным в слиянии существует страх, что после этого одиночество и изоляция станут еще больше, чем раньше. Для таких индивидуумов «Я-Ты» отношения не являются и безоговорочно хорошими. Личность, которая регулирует свои отношения с помощью изоляции, боится и бежит от диалога, представляющего опасность для такой возможности. Проблема состоит в том, что контакт не может быть статическим, никто и не может знать что-то наперед, но именно это позволяет более глубоко находиться в настоящем и рисковать, узнавая свои возможности.
Качественные характеристики диалогических отношений: присутствие, включенность, подлинное и откровенное общение, признание-подтверждение.
По Линн Джакобс (1989), базальный контакт и процесс осознавания являются условиями для диалога, тогда как сам диалог представляет собой специфическую форму процесса контактирования, относящегося к отношениям между людьми. Диалогические отношения рассматриваются как межличностная модель феноменологического подхода к осознаванию.
Качественные характеристики диалогических отношений
В качестве необходимых условий для диалога в терапевтических отношениях терапевт-пациент выделяются присутствие, подлинное и открытое общение (коммуникация), включенность (по Jacobs, 1989) и признание-подтверждение. Йонтеф (2001) добавляет к ним обязательство перед диалогом и диалог как жизнь, акцентирующий со-творение. Рассмотрим эти характеристики на примере психотерапевтических отношений.
Присутствие
Это самый основной и наиболее трудный элемент диалогических отношений. Присутствие – это привнесение себя полностью в интеракции (Yontef, 1991). Присутствующим является тот, кто не пытается влиять на другого, чтобы тот увидел его в соответствии с его образом себя или представлениями о себе. И то время как нет никого, кто был бы свободен от желания быть увиденным определенным образом, присутствие все-таки должно преобладать в подлинном диалоге. Терапевт, например, должен отказаться от того, чтобы постоянно сохранять образ «хорошего терапевта». Если терапевт ведет себя в соответствии с образом «целителя», диалогический процесс прерывается, поскольку другой человек (пациент) становится только средством для реализации потребности терапевта выглядеть подобным образом (Jacobs, 1989, 1991, 1998).
Терапевт скорее желает быть увиденным клиентом, чем намеренно стремится к этому, не пытаясь манипулировать или управлять тем, как его видит клиент. Это дает клиенту шанс встретиться с другим. Ведь клиенты отчасти идут в терапию из-за того, что их значимые люди не хотят или утратили способность стать субъектами для клиента. Это родители, закрытые для своих детей, или просто депрессивные, или нарциссически ориентированные, нуждавшиеся в том, чтобы быть увиденными определенным образом и не позволившие своим детям увидеть их реально. Эти выросшие дети могут чувствовать безнадежность и отчаянье из-за неспособности к подлинной и глубокой связи с другими людьми. Такая встреча становится возможной только тогда, когда пациент получает возможность встретить подлинного «другого». Так что терапевт может стать первой личностью в их жизни, к которой они могут подойти, найти и найти себя через «другого» и через свои отношения с терапевтом, желающим быть субъектом. Таким образом, «инаковость» является очевидным параметром присутствия.
В терапии клиент может впервые получить возможность увидеть доступного реального человека с его защищенностью и способностью преодолеть эту защищенность, способностью например, извиниться перед клиентом за сарказм, оказавшийся следствием чувств униженности или страха. Но если терапевт имеет намерения или неосознанные нарциссические потребности к демонстрации себя как отличающегося от пациента, но не имеет цели встретить «инаковость» пациента, его включенность разрушается. Для терапевта его «инаковость» подчинена текущему процессу, в который он погружен (Jacobs, 1991). Одна из самых распространенных ошибок начинающих терапевтов состоит в навязывании себя пациенту. Это навязывание они представляют как выражение подлинного диалога, однако же диалог в терапии всегда соизмеряется с потребностями пациента и его готовностью к встрече с «другим».
Присутствие не может стать правилом для терапевта, но сопротивление присутствию должно быть им исследовано. В гештальт-терапии, где контакт рассматривается как «основной орган личности», личности терапевта придается центральное значение для появления изменений в поведении. Когда контакт затруднен, многие гештальт-терапевты уделяют время исследованию своих трудностей в супервизии, чтобы поддержать свою способность присутствовать. Это касается, например, момента, когда терапевт принимает защитную позу превосходства или когда он интерпретацией пытается преодолеть свое бессилие.
Практикуя присутствие, терапевт позволяет себе двигаться по направлению к клиенту и использовать полный спектр эмоций и поведения в контакте с пациентом: контакт глазами, физическое соприкосновение, движение – все это будет говорить о его присутствии. Присутствие включает силу и бессилие терапевта. Терапевт может сильно влиять на клиента и в решающие моменты его любящая позиция может производить значительный терапевтический эффект. Но в реальности терапевт бессилен изменить клиента, сделать его жизнь лучше, и эту боль желания и бессилия он может привнести во встречу.
Для того чтобы поддержать присутствие, очень ценен феноменологический подход – поддержка того, что происходит, без предрассудков и интерпретаций. Комбинация присутствия с феноменологическим подходом может сделать возможными «Я-Ты» отношения. При этом «в задачи гештальт-терапевта входит выражение своих переживаний клиенту. Регулярно, с рассудительностью и проницательностью, он сообщает о своих наблюдениях, предпочтениях, чувствах, получаемом опыте и мыслях. Таким образом, делясь личной перспективой, он моделирует феноменологические послания, помогающие обучать клиента доверию и использовать непосредственный опыт для усиления осознавания» (Йонтеф, 2001). А значит, и у клиента будет возможность привнести себя во встречу с терапевтом. Если терапевт рассудителен и думает, что клиент нуждается в изменениях, клиент будет скрывать то, что важно для него. Реальность терапевта не является более правильной, чем реальность клиента, просто это другая перспектива.
Однако некоторыми клиентами любое выражение «инаковости» терапевта будет восприниматься как тягостное столкновение с ним. Одним из очевидных параметров присутствия является само раскрытие — подлинное и откровенное общение терапевта с пациентом. Самораскрытие само по себе подразумевает такой момент терапевтического процесса, в котором пациент оказывается лицом к лицу с «инаковостью» терапевта. Это достаточно сложно мотивированная интервенция.
Включенность
Бубер определил включенность как характеристику терапии следующим образом: «Терапевт должен чувствовать другую сторону — сторону пациента — во взаимоотношениях как телесное прикосновение, для того чтобы знать, как пациент себя чувствует». Имеется в виду конкретное представление образа реальности другого человека при сохранении self-идентичности терапевта. Терапевт, практикующий включенность, видит мир глазами другого человека настолько полно, насколько это возможно. Это высшая форма осознавания себя и другого (Yontef, 1993). Это сензитивный настрой на другого человека (и на его «инаковость»), но терапевт должен осознавать эффект своих собственных действий. Гештальт-терапевты говорят о контакте и о включенности в одном ключе – изменения происходят через контакт и через включенность.
Включенность – это понимание клиента, стремящееся к своей полноте. В терапевтических отношениях терапевт поддерживает два полюса одновременно: полюс клиента (видеть то, что происходит из перспективы клиента) и свой полюс – полюс терапевта (рассмотрение того, что происходит в отношениях из перспективы терапевта). Такое профессиональное поведение – основной инструмент терапевта, называемый односторонней включенностью. Терапевт принимает на себя некоторые обязательства (быть присутствующим, откровенным, отдающимся течению диалога), но при этом не ждет взаимности от пациента. Клиенты чаще всего и не в состоянии практиковать включенность в начале терапии, а когда они оказываются способными это делать, терапия, по мнению Бубера, может заканчиваться. Именно односторонняя включенность терапевта делает отношения терапевтическими.
По мнению Йонтефа (2001), включенность «состоит в полном погружении, настолько, насколько это возможно, в переживания другого человека без стремления осудить, проанализировать или истолковать его поведение – и одновременно в сохранении чувства своего отдельного, автономного присутствия... С помощью включенности обеспечивается безопасность окружающей среды, необходимая для феноменологической работы, а общение и понимание переживаний пациента помогает сделать самосознание пациента более отчетливым».
Достижение «Я-Ты» момента – диалогический путь интерперсонального контакта – самый большой потенциал человеческого развития. Если терапевт находится в контакте с клиентом через существование в настоящем и включенность, он будет изменяться, и пациент, оказывающийся в контакте с терапевтом, будет изменяться тоже. Контакт равен изменениям, поскольку при идентификации с настоящим изменения происходят автоматически, ведь только борьба против существующего в настоящем прерывает контакт.
Для достижения включенности терапевт должен быть терпеливым к тому, с чем встретится в контакте. Это может быть тревога и масса других чувств, относящихся к опыту клиента и опыту терапевта, которые будут возникать при встрече с трудностями и возвращать терапевта к факту потери или ограничения включенности. Подобные ограничения проявляются в потере способности конфронтировать склиентом, в защищенности и саркастичности — избегании чего-то, чего терапевт не хочет видеть, нежелании соприкасаться каким-то болезненным для себя опытом или тем, что опыт отношений клиента с терапевтом совсем не такой, каким бы его хотелось видеть, или что он неправильный.
Итак, одна сторона включенности состоит в том, что терапевт стремится понять, что делает и что предпочитает делать клиент в отношениях с терапевтом и в своей жизни. Вторая сторона – отслеживание его (терапевта) собственных реакций на это. Присутствие и включенность находятся в диалектических отношениях друг с другом. Через практику включенности терапевт понимает, как его присутствие воспринимается пациентом, а также то, какой вид «инаковости» ищет пациент в отношениях с ним. Понимая это, он может адаптировать свое присутствие так, чтобы соответствовать потребностям роста пациента. Постоянное колебание между присутствием и включенностью, а также гибкая адаптация терапевтического присутствия — все эти параметры «выходят из игры» в определенный момент терапии. Это «Я-Ты» момент, в котором происходит потеря ролевой позиции терапевта
Признание
В теории диалога есть специфические представления о так называемом признании-подтверждении'. Близкими по смыслу английскому Confirmation в русском языке являются два термина — «подтверждение» и «признание», характеризующие одновременно подтверждение существования личности и признание личности в ее целостности, какой она является в данный момент, а также в потенциале ее развития.
Признание означает, что индивидуум является воспринятым (акт подтверждения существования) и признанным в его целостном существовании (Бубер). Акт признания требует, чтобы участник диалога вступал в феноменологический мир другого человека без рассуждения или предубеждения в тот момент, когда познает чье-то бытие. Кульминация «Я-Ты» отношений представлена моментом, когда другой (пациент) знает, что он представлен терапевту в его самости, без тенденции к интерпретации или какому-либо специальному влиянию. Такой пиковый момент отношений характеризуется взаимностью – это соприкосновение и подтверждение-признание существования одновременно, без потери чьей-либо личности или сепаратности.
Некоторые гештальт-терапевты выделяют различия между принятием и признанием (Friedman, 1985), состоящие в том, что признание (подтверждение), в отличие от принятия, является динамическим понятием. Терапевт встречает пациента, принимает и признает его таким, «какой он сейчас есть». Но это только первый шаг. Признание не означает, что терапевт хочет подтверждать только то, что есть, он принимает личность в ее динамическом существовании, в ее потенциальности, в том настоящем, в котором пока еще скрыто ее будущее. Таким образом, пациент должен быть признан в том, кем и каким он станет, даже если в настоящем он демонстрирует саморазрушительное поведение и миллион защит*. В то же время К. Роджерс не признавал разницу между принятием и признанием, поскольку считал, что если пациент чувствует себя принятым, то это помогает ему преодолеть защитные барьеры и его способность быть живым возрастает. Поэтому нет необходимости апеллировать к не наступившему еще будущему пациента; если тот встречается с кем-то по-настоящему, то он встречается с тем, кто живет и меняется.
Важен также вопрос о реакции терапевта на манипулятивное поведение пациента. Термин «манипуляция» возникает тогда, когда терапевт фокусируется на терапевтических отношениях, в частности, на пути, которым поведение пациента влияет на него. К подобному поведению пациенты прибегают тогда, когда не доверяют процессам своей self-регуляции, а само ма-нипулятивное поведение отражает попытку пациента удовлетворить свою потребность. Когда терапевт начинает видеть мир из перспективы пациента, последний делает не так уж много манипулятивных попыток достичь желаемого, как при конфликте между страхом и желанием, и, соответственно, требуется меньше попыток конфронтации с его поведением (Jacobs, 1989). Конечно, временами терапевту может очень не нравиться то, что делает пациент, и это требует терпения от терапевта. Такие чувства должны быть осознаны и сохраняться в фоне для поддержания диалогической позиции, которая иногда не проговаривается на словах. Это способность быть с пациентом, например, испытывая гнев или отвращение, способность оставаться открытым и чувствительным, насильно не «улучшая» свои чувства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антропова Н. К. Становление диалогических позиций М. М. Бахтина и С. Л. Франка. - http://virlib.eunet.net/sofia/01-2000/text/0101.html.
2. БахтинМ. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
3. Гюйссер А. Парадоксальная теория изменений // Гештальт 2001. Сб. материалов Московского гештальт-института. — М.,2001. — С. 6—14.
4. Бубер М. Я и Ты // Два образа веры. — М., 1995. — http://www.ph.ilo-sophy.ru/library/bub/O.html.
5. Йонтеф Г. Гештальт-терапия: введение // Гештальт 2001. Сб. материалов Московского гештальт-института. — М., 2001. — С. 15 — 24.
6. Лифинцева Т. П. Философия диалога Мартина Бубера. — http:// www.philosophy.ru/liphras/library/lifinceva.htm.
7. Мартин Бубер — Карл Роджерс: диалог // Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 4. — С. 67 — 96.
8. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
9. Филатов Р. Отношения «Я-Другой» в свете поздних сочинений Юнга // Московский психотерапевтический журнал, 2001, № 1. — С. 24 —41.
10. Шон С. Я-Ты и перенос // Гештальт-94, Сб. материалов Московского гештальт-института. — М., 1994. — С. 30 — 36.
Тема 5. Философские основы диалогического подхода
1.Философская традиция М.Бубера как основа гуманизации взаимоотношений педагога и учащихся; два типа отношений «Я-Оно» и «Я-Ты»; предпосылки к диалогу.
2. Контактирование и диалогический процесс; характеристика «Я-Ты» момента.
3. Качественные характеристики диалогических отношений: присутствие, включенность, подлинное и откровенное общение, признание-подтверждение.
- Философская традиция М.Бубера как основа гуманизации взаимоотношений педагога и учащихся; два типа отношений «Я-Оно» и «Я-Ты»; предпосылки к диалогу.
В педагогической практике воспитательная деятельность и философия тесно связаны. Педагогические интервенции воспитателя часто обусловливаются его философской позицией.
Тяготение воспитателя к тем или иным философским концепциям и положениям зависит от преобладающих личных, субъективных тем его жизни.
Какую же тему предлагает для обсуждения Мартин Бубер (1878 – 1965) – один из самых интересных философов прошлого столетия, создавший так называемую «диалогическую онтологию»? Основным понятием и стержневой темой его философии является «диалог» — точка пересечения всех классическим тем философии XX века.
Диалог рассматривается как разговор двух и более лиц, а также как процесс их общения и взаимодействия. Он предполагает межсубъектное общение взамен гносеологической парадигмы «субъект-объект».
Мистический опыт общения с Богом, необходимый для существования любой религии, становится основанием для учений «о диалоге, который превыше речи», и в западной культуре. Все известные западные философы и психологи того времени разделяли точку зрения, что человеческая психика рождается и развивается в условиях связанности (в отношениях; слово relation в английском языке означает «отношение», «связь») с другими людьми и нет человека без отношений с другими.
Существуют два основных фокуса, описывающих природу отношений в любом педагогическом (психотерапевтическом) процессе. Первый – это роль самих отношений в общем педагогическом процессе, то есть важность отношений как воспитательного фактора (по сравнению с другими факторами). Второй фокус – характеристики педагогических (воспитательных) отношений, например, структура воспитатель-воспитанник отношений, диапазон профессионального поведения педагога и т. п.
Углубленное исследование проблемы контактирования и построения отношений находит свое развитие в современном психотерапевтическом направлении гештальт-терапия или гештальт-подход. Представители этого подхода описывают различные аспекты психотерапевтических отношений психотерапевта-клиента. Для педагогической практики их исследования могут помочь раскрыть сущность поддерживающих отношений педагога-воспитанника, разрабатываемых в концепции, предложенной О.Газманом. Терапевтические отношения в гештальт-терапии не является простыми для описания, несмотря на более или менее четкое согласие с отдельными характеристиками отношений; более полное понимание роли терапевтических отношений находится еще в стадии развития. Исторически существуют два основных акцента в описании терапевтических отношений: акцент на контакте (И. Фром, И. и М. Польстеры, 1998) и акцент на осознавании (PHG, 1951,1993, 2001). Третий возможный акцент – на отношениях «Я-Ты», отношениях, которые Мартин Бубер назвал подлинным диалогом, отношениях, способствующих развитию человеческой индивидуальности (Бубер, 1995), а Стивен Шон (1994) – духовным измерением контакта между людьми.
Ценность философской традиции Мартина Бубера для развития теории гуманистической педагогики состоит в том, что в центр человеческого существования он поставил специфическую формуконтакта, а именно «Я-Ты» отношения, которые фокусируются на живом опыте личности (Jacobs, 1998). Кроме того, это не опыт личности самой по себе, а опыт личности в обществе, которое определяет воспитание и является неотъемлемой его частью.
М.Бубер ставил перед собой вопрос о том, что же создает именно человеческое бытие. Его ответ – человеческие бытие определяется отношениями, и человек не может прийти к бытию иначе, чем через диалог. Именно диалог является онтологическим центром жизни.
М.Бубер имел в виду два типа отношений. Один из них он назвал «Я-Оно» отношениями, а другой «Я-Ты» отношениями. «Я-Оно» отношения включают намерения, желания, чувства, суждения, ориентацию, рефлексию, самоосознавание и осознавание отдельности. Это мир «вещей» среди других «вещей», мир значений и целей, мир смыслов и следствий. Таким способом мы живем во времени и в пространстве. Идеи, чувства, попытки стать понятными для других людей — все это помещено в мире «Я-Оно». Мы ориентируемся во времени, мы думаем, мы можем сказать, что чувствуем, или выразить убеждение. Таким образом, говоря о физическом мире, о пространственно-временной структуре, о причинности, мы подчиняемся установке «Я-Оно» и используем соответствующий ей язык. Другими словами, «Я-Оно» – это смысл отношений в мире, смысл интеракций с миром, в котором мы живем. Это способ, который занимает у нас 19% времени жизни, но в этом процессе имеется субъект-объектное расщепление. Например, знание, извлекаемое из субъект-объектных отношений, может рассматриваться только как фрагментированное «Я-Оно» знание. В этом субъект-объектном отношении мир не играет активной роли и воспринимается пас-сивно, как объект или используется как инструмент. В мире «Оно», мире сепарации между субъектом и объектом невозможны взаимные отношения.
Но возможен и иной подход, при котором понятия пространства, времени и причинности оказываются совершенно бессмысленными; такой подход М. Бубер назвал диалогическим. Этот подход, «Я-Ты», по мнению Бубера, создает истинно человеческое бытие. Мы можем обращаться к предметам, людям и Богу как «Ты», как будто перед нами живое существо, личность и, более того, ДРУГ. «Я» и «Ты» при этом вступают в онтологический диалог. М.Бубер пишет: «Мир «Оно» находится в контексте пространства, времени и причинности. Мир «Ты» – вне контекста пространства, времени и причинности». Это мир, где нет материального пространства. Отношения перемещаются в эмоциональное пространство.
При обращении к «Ты» внезапно возникает целостность, интегративность образа. «Я» появляется только в контакте с «Ты». «В отношении «Я-Ты» можно говорить только о целостном бытии», – пишет Бубер. Когда мы находимся в мире «Оно», мы воспринимаем только отдельные вещи, части этого мира. Но каждое «Ты» — это целостность, а не вещь среди вещей.
М.Бубер выделял три вида отношений «Я-Ты» в мире. Человек может относиться как к «Ты» к природе, к другим людям и к духовным субстанциям (мир людей, идей и природы). К духовным субстанциям Бубер относит все творения человеческого духа - божка, вырезанного из камня кроманьонцем, музыкальную симфонию, математическую теорию или философскую систему. Отношение «Я-Ты» всегда сопровождается любовью. Любовь - это ответственность «Я» за «Ты», ощущение того, что они необходимы друг другу. Любовь также выступает как интенциональность, направленность отношения «Я-Ты». Ненависти и равнодушия в «Я-Ты» отношениях быть не может. Они возникают тогда, когда не видится целостное бытие. «Чувства живут в человеке, — пишет Бубер, – а человек живет в любви». Вовлеченность в «Я-Ты» отношения подтверждает каждую сторону этих отношений в одновременном существовании.
Одна из значимых тем философии Бубера – проблема межличностной коммуникации. И здесь возникает одно из интереснейших понятий философии Бубера – понятие «Другого». «Другой» –то, что не есть «Я», иное по отношению ко мне и в то же время подобное мне, равный мне субъект, обладающий свойствами личности. «Другой» для Бубера – это не только люди, но и деревья и цветы, животные, произведения искусства, научные теории, Бог... Но самое главное – это отношение между человеком и человеком. М. Бубер много раз повторял, что одно из главных заблуждений человечества – вера в то, что дух внутри нас (например, как в буддизме), тогда как он – между нами, между «Я» и «Ты». Дух – это воздух, которым дышат «Я» и «Ты».
Эта идея (отношения с «другим») развивалась и российским ученым М. Бахтиным (1979). Для него проблема диалога – это прежде всего проблема «Другого»; по-Бахтину, именно отношение к «другому» создает личность. Диалог — это путь познания личности, ее внутреннего мира, ее мыслей и идей. Для М. Бахтина «чужое я» тоже не просто объект, а другой субъект. Он, как и М. Бубер, делал акцент на «Другом»: «Я» осознает» и становится самим собой, только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого; «Я» существует лишь потому, что есть «Другой», для которого мое «Я» – «Ты». Российский философ С.Л.Франк также представлял «чужое Я» в качестве субъекта, воспринимающего другого субъекта. Кроме отношений «Я–Ты», Франк считал первичными и основными отношения «Я-Мы» (социальное бытие) и уделял большое внимание анализу межличностных диалоговых отношений (Антропова, 2000).
Далее М.Бубер пишет об отношениях «Я» и «Ты» (Бубер, 1995). «По ту сторону субъективного, по эту сторону объективного, на узкой кромке, где встречаются «Я» и «Ты», лежит область «Между». Это «Между» и есть пространство диалога. Именно в этой области происходят реальные события, диалог и урок. Фундаментальным фактом человеческого существования не является ни отдельный человек как таковой, ни общность как таковая». И здесь термины «Я» и «Ты» не имеют иного значения, кроме как по отношению друг к другу. Нет «Я в себе» и «Ты в себе». А существо бытия находится как раз между ними, между «Я» и «Ты» (с точки зрения гештальт-терапии, «Между» – это как раз граница контакта). Эту сферу Бубер описывает романтически «В затемненном зале между двумя чужими друг другу слушателями, которые в одинаковой чистоте и с одинаковой интенсивностью внимают звукам Моцарта, возникает едва ощутимая и тем не менее элементарная динамическая связь, которая исчезает, как только загораются огни».
Эта разновидность диалога акцентирует дифференцированность больше, чем эмпатию и настрой на другого. В отношении «Я» и «Ты» нет никакого мистического единения. Каждый остается собой. Называя кого-то или что-то, мы как бы отделяем его от себя и обращаемся к нему с просьбой ответить нам. «Ты» существует «для меня», но не становится мною, точно так же и «Я» существую «для него», для «Ты», но не становлюсь им.
«Я» отношения «Я-Оно» отличается от «Я» отношения «Я-Ты». В первом случае «Я» — это индивидуум. Индивидуум появляется посредством выделения (отделения) себя от других сущностей. Во втором случае «Я» представляет собой личность, которая проявляет себя через контакт, через отношение с другими людьми или сущностями. Бубер полагает, что, обращаясь к «Ты», мы обращаемся к «Вечному Ты», к Богу, потому что через значение, возникающее в обычных встречах «Я-Ты», человек находит возможность преодолеть отчуждение, жить в мире как в своем собственном доме. «В каждой сфере жизни по-своему, в каждом процессе становления, предстающем нашему взору, мы видим горизонт Вечного Ты; в каждом случае мы ощущаем дыхание Вечного Ты; в каждом Ты мы обращаемся к Вечному Ты... В Вечном Ты сходятся все линии отношений Я-Ты в мире» (1995).
Но человек не может все время жить в «Я-Ты» отношениях. Это достаточно краткий момент связанности, подтверждения существования, «да», сказанное тебе кем-то другим. Это «да» означает, что ты существуешь и ты признан другим. В момент «Я-Ты» происходит подтверждение нашего существования как уникального субъекта встречи и это не обязательно момент принятия. Скорее, это момент признания-подтверждения, момент, когда мы признаем другого и этот другой признает нас. Позиция экзистенциального доверия дает возможность для появления «Я-Ты» момента.
Диалог в педагогическом общении не может быть целью. Он вырастает из «Между» контактирующих личностей. Это то, что возникает, когда Ты и Я идут вместе в аутентичной контактной манере, это то, что может случиться, когда обе стороны присутствуют и при этом результат не контролируется. Старание делает интеракцию недиалогичной (Yontef, 1993).
В момент «Я-Ты» встречи нет цели, встреча является полной сама по себе. Это момент целостного существования, более полного, чем в какие-либо моменты размышления или нацеленности на что-либо. Встреча означает способность предаться моменту, быть поглощенным чем-то или кем-то, доверяя текущему процессу, отдаваясь взаимности и саморегуляции, не думая о том, что нужно делать в следующий момент. Такая встреча потенциально целительна. Даже один такой опыт дает толчок развитию человеческой личности. Нацеленность на что-либо разрушает встречу, так как участники не могут полностью быть здесь. В момент встречи человек не занят исходом.
Подлинный диалог состоит из этих двух способов отношений («Я-Ты» и «Я-Оно»). Между этими модусами существования есть динамические отношения, так каждый способ создает фон для другого. Творческая и здоровая жизнь представляет собой баланс между этими двумя способами жить. Бубер писал, что без отношений «Я-Оно» человеческое бытие не существует, но и тот, кто живет только так, — не человек. Линн Джакобс (2000) подчеркивает важность для практики терапии утверждения Бубера о том, что клиенты, приходящие к терапевту, не имеют возможностей для «Я-Ты» встречи, но не имеют потому, что даже их «Я-Оно» отношения не становятся плодородной почвой для «Я-Ты» встречи. Их способность к диалогу нарушена. В этом смысле невроз может быть понят из диалогической перспективы как отчуждение между областями «Я-Оно» и «Я-Ты».
Гештальт-терапия дает описание предпосылок к диалогу со стороны терапевта. Мы можем распространить их и на педагога, который придерживается гуманистической концепции воспитания. Предпосылками к диалогу (со стороны педагога) является его способность предаться текущему опыту, доверие к себе и другим, подлинный интерес к другому человеку (воспитаннику), постоянное движение (гибкость, подвижность). Его барьеры на пути к диалогу – это так называемая объективность, позиция наблюдения, теоретизирование, неспособность сфокусироваться, склонность к стереотипам, ограничение личностного осознавания, трудности в принятии аффектов воспитанника — боли, гнева, стыда, тревоги и других.