Цикл контакта и механизмы его прерывания
Итак, в соответствии с гештальт-теорией мы имеем шесть основных механизмов прерывания контакта (иногда выделяют и седьмой — десензитизацию). С помощью этих механизмов мы и поддерживаем в настоящем незавершенные ситуации из прошлого, лишая себя удовлетворения важных потребностей и препятствуя хорошему контакту с собой, другими людьми и средой в целом. Большинство гештальтистов разделяют также точку зрения о том, что во взрослой жизни и при осознанном выборе поведения (а не компульсивно) прерывание контакта может носить здоровый характер.
Необходимо подчеркнуть еще раз, что каждый невротический механизм включает другие. Например, конфлуэнция и интроекция необходимы для проекции и ретрофлексии. Рассмотрение механизмов прерывания контакта — это метод исследования структуры невротического поведения индивидуума в ходе терапевтической сессии, а не метод их классификации. Эти специфические расстройства границы контакта тяготеют к определенным фазам цикла формирования гештальта и его разрушения, хотя и могут встречаться на любой из них. Последовательность, в которой разворачиваются эти невротические механизмы, предполагает, что следующая фаза цикла (например, фаза мобилизации или фаза финального контакта) будет предотвращена или искажена. Вмешательство таких механизмов в любой части цикла прерывает естественный и гармоничный ритм возникновения и разрушения «фигуры». Возникает дисфункция какой-либо одной и всех последующих фаз цикла контакта (см. рис. 4).
Эта модель цикла опыта и вмешательства в него механизмов прерывания контакта отличается от классической. В классической модели процессу возникновения фигуры в преконтакте мешает только механизм конфлуэнции (здесь десензитизация и дефлексия).
Фаза действия по Кларксон прерывается проекцией, фаза финального контакта становится незавершенной из-за ретрофлексии. Поскольку в данной модели выделено больше фаз, чем в классической, фаза удовлетворения (выделенная автором), прерывается вмешательством эготизма. Наконец, фаза отступления-ухода не завершается из-за «зависания» индивидуума в конфлуэнции.
В цикле контакта первой является фаза ощущений. Дисфункция фазы ощущений возникает, например, когда телесные ощущения игнорируются, а информация об окружении, получаемая с помощью органов чувств, блокируется или не принимается во внимание. Механизм десензитизации приводит к тому, что переход на следующую фазу — фазу осознавания потребности — становится невозможным. Если же ощущения есть, индивидуум имеет возможность перейти к следующей фазе.
Дисфункция фазы осознавания заключается в неполном осознавании своих потребностей или требований среды. Осознавание своего тела или информации извне существенно для формирования «фигуры», поэтому блокировка осознавания с помощью дефлексии приводит к тому, что переход к фазе мобилизации становится невозможным или неполным. начения механизма конфлуэнции. Но допустим, что эта фаза благополучно пройдена и в фокусе индивидуума появилась наиболее важная на данный момент фигура. Дисфункция следующей фазы — фазы мобилизации базируется на прерывании контакта с помощью интроекции. Мобилизация энергии необходима для обслуживания процесса удовлетворения потребности. Однако появившаяся «фигура» потребности расценивается как плохая или недопустимая, появляющееся возбуждение прерывается или оказывается недостаточным для дальнейшего действия. Таким образом, интроективный механизм появляется на стадии мобилизации и прерывает переход к действию.
Если же индивидууму удалось достичь следующей фазы — фазы действия, то иногда контакт с потребностью может стать невозможным из-за неадекватности самого действия (необходимы определенные навыки), а также из-за отчуждения и приписывания другим частей своего собственного self. Проекция не дает возможности перейти к фазе финального контакта. Неадекватное для реализации данной потребности действие может компульсивно повторяться, например, периодически возникающий конфликт как способ получения необходимого внимания.
Фаза финального контакта расстраивается, когда вместо действия, направленного в среду для удовлетворения потребности, оно направляется на себя самого (ретрофлексия). И тогда, вместо того чтобы выразить кому-то свое раздражение, индивидуум раздражается на себя. Ретрофлексия прерывает дальнейший переход к фазе удовлетворения. Если же необходимая конфлуэнция с объектом потребности достигнута, личность может «идти дальше».
Фаза удовлетворения в постконтакте нарушается при «включении» эготизма. При этом личность не может наслаждаться полнотой и завершенностью опыта, поскольку механизм эготизма этому препятствует. Люди, которые прерывают контакт в этой фазе, не испытывают чувства завершенности и удовлетворения. Самым распространенным способом незавершения является тенденция к контролю себя и других, а также постоянное самонаблюдение и комментирование себя самого. Это преждевременный отход от фигуры без полного удовлетворения ею. В результате не происходит ассимиляции полученного опыта. Эготизм прерывает переход к фазе ухода-отступления.
Отступление или фаза отдыха. Личность балансирует между завершением старого гештальта и созданием новой «фигуры». Эта фаза расстраивается в том случае, когда личность не переходит к состоянию покоя постконтакта, паузы, когда в каком-то смысле именно «фон» становится «фигурой». Такой переход означает, что личность должна будет остаться на некоторое время в состоянии растерянности и неопределенности и в то же время оставаться ответственной за дальнейшее движение вперед, позволяя появиться новым ощущениям.
Для многих людей эта фаза цикла контакта самая трудная. Они воспитаны так, что не терпят пустоты, дискомфорта неделания и в последние пять минут сессии «хотят поговорить о чем-нибудь еще». Таким личностям трудно, например, остаться на некоторое время «не занятыми», они «должны» срочно перейти к поиску следующей «фигуры», не давая ей развиться и возникнуть спонтанно, или возвращаются к той, что была. Так называемые «работоголики» имеют расстройства именно в этой части цикла контакта. Для терапевта очень важно поддерживать исследование клиентом этой фазы цикла, исследование страха пустоты и удовлетворение потребности в отдыхе.
Наконец, чрезмерное зависание индивидуума в конфлуэнции станет механизмом, прерывающим переход к следующей «фигуре», и возникновение новой «фигуры» становится проблематичным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джендлин Ю. Фокусирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
2. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
3. Иган Дж. Уклоняющиеся и сопротивляющиеся клиенты. Журнал практической психологии и психоанализа, 2003, 3.
4. Калитиевская Е. Диагностика в гештальт-терапии // Гештальт-98. Сб. материалов Московского гештальт-института. — М., 1998. — С. 33 —38.
5. Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмен П. Опыты психологии самопознания. — М.: Гиль-Эстель, 1993.
6. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. — М.: Либрис, 1996.
7. Перлз Ф.(1996) Гештальт семинары (Гештальт-терапия дословно) // Гештальт-96. Сб. материалов Московского гештальт-института. — М., 1996. - С. 6-17.
8. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. — М.: Смысл, 2000.
9. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
10. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997.