Сопротивление как прерывание или избегание некоторых аспектов контакта.

Здоровое функционирование и сопротивление

Сопротивление в психотерапии вряд ли является чем-то необычным, определенная доля сопротивления есть у каждого клиента. Ранее классический психоанализ рассматривал сопротивление как патологическое (нездоровое) проявление клиента, но в последнее время отношение к сопротивлению изменилось. Сейчас «сопротивление может рассматриваться как нечто положительное, и скорее как признак жизни и борьбы, чем к а к еще одна форма патологии» (Иган, 2003) .Чаще всего его адресуют к тем силам в психике клиента, которые противодействуют терапевтическому изменению, то есть относятся к контакту между терапевтом и клиентом.

«Сопротивление» — термин, пришедший из психоанализа. В русском языке он имеет смысловой оттенок борьбы с кем-то или чем-то. Между тем клиенты ни с кем не борются сознательно, они просто прерывают контакт с потребностью характерным для себя способом. Поэтому в гештальт-терапии сопротивление называется избеганием или прерыванием контакта.

Сопротивление в гештальт-терапии — это не противоположность контакта, а часть контактных функций. Все аспекты осознавания и человеческих отношений являются аспектами цикла контакта и так же, как любой феномен границы, поддерживаются и регулируются эго-функцией. «Сопротивление» — это не сопротивление вообще, а «сопротивление по отношению к чему-либо», это прерывание частного контакта, частного по качеству (разновидности), интенсивности, контексту, но не глобальное прерывание всего контакта. В гештальт-терапии сопротивление вполне ясно рассматривается не как сопротивление контакту вообще, но как прерывание или избегание некоторых аспектов контакта (осознавания). Такое сопротивление — тоже процесс контакта. Диалектической оппозицией сопротивления является содействие. При этом важно определить, чему организм сопротивляется, а чему содействует и как именно он это делает (Перлз 1947, 2000).

Кроме того, терапевту важно понять, регулируется ли это организмически или ригидными паттернами фиксированного гештальта, которые не отвечают на изменение состояния поля «организм — среда» (Yontef, 1992). Когда сопротивление регулируется доминантной потребностью в поле «организм — среда», оно представляет собой творческое приспособление, это здоровый способ помощи организмическому функционированию.

Определить, когда именно сопротивление (прерывание контакта) появляется, можно по типу нарушения контактной границы. Сопротивление (прерывание контакта) может быть как по отношению к различиям, так и к похожести, открытости или отстраненности, оно может относиться и к содержанию, и к автономии. Граница контакта имеет две функции — связывать и разделять. Так вот разделение — ориентация но отношению к различиям — не всегда является патологическим сопротивлением. Иногда уход носит более адаптивный характер, чем попытка нового контакта. Прерыванием контакта вполне может быть и идентификация с другим человеком, сопровождающаяся потерей границы (послушные клиенты, не имеющие собственных границ) и ее отсутствие т.е. неспособность к слиянию с другими людьми.

Сопротивление в гештальт-терапии рассматривается и как попытка решить проблему через творческое приспособление (Melnick, 1997). Это случается, когда приспособление, бывшее когда-то полезным, превращается в постоянно существующее вне актуального контекста.

Одним из способов потери контакта является конфлуэнция (слияние), при которой теряется ясная граница между организмом и средой. Потеря границы может быть временной и вполне добровольной, например, как у болельщика своей команды на стадионе во время футбольного матча. При здоровом функционировании движение из конфлуэнции назад, в контакт, не вызывает сложностей (например, обсуждение чего-либо вместе вызывает либо насыщение, либо уже отвращение, и появляется желание делать что-нибудь еще или отказаться от обсуждения). Но конфлуэнция* может быть и дисфункциональным процессом, включающим потерю движения и границ. В результате происходит потеря осознавания и, следовательно, патологическое отчуждение Эго-функции, отвечающей за выбор. Когда творческое приспособление в тупике и Эго-функция отчуждается, процесс становится патологическим. Сопротивление является здоровым до тех пор, пока не начинает постоянно и стереотипно обслуживать отчуждение Эго-функционирования (Yontef, 1992).

Такой критерий здоровья был выкристаллизован в «Гештальт-терапии», хотя зерна этой концепции появились уже в ранних работах Ф. Перлза. Согласно Перлзу (1947, 2000), диалектической оппозицией сопротивления является содействие, поскольку та же самая крепость, которая сопротивляется агрессору, помогает защитникам. Он пишет, что мы не можем успешно иметь дело с сопротивлением без того, чтобы рассматривать его как помощь (содействие). Проблемы с сопротивлением возникают лишь тогда, когда оно является ригидным. Критерием же полезности или неполезности сопротивления становится актуальная ситуация.

Наши рекомендации