Успешная адаптация является лучшей профилактикой нарушений поведения.
Поведение ребенка и судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности – врожденной и приобретенной способностью к адаптации, то есть приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях.
Считается, что бывают высоко-, средне- и низкоадаптивные люди. Врожденными основами адаптивности являются инстинкты, темперамент, конституция, эмоции, уровень врожденных умственных задатков, интеллект, специальные способности, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.
В.И.Гарбузов различает понятия адаптивности и адаптированности. Под адаптивностью понимается уровень способности к приспособлению, а адаптированностью – уровень фактического приспособления индивида, т.е. уровень его социального статуса и самоощущения – удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.
Автор полагает, что данная проблема является ключевой в этиопатогенезе неврозов, соматических заболеваний, в нарушениях поведения и, соответственно, в психотерапии.
Высокая или нормальная адаптивность обеспечивается:
· благоприятными психофизиологические данными;
· высокой работоспособностью;
· выносливостью;
· стрессотолерантностью (устойчивость к неврозам, болезням);
· психической и физической гармоничностью;
· гармоничностью врожденных и прижизненно сформировавшихся личностных качеств;
· высоким или соответствующим средней норме интеллектом;
· высокой или нормальной обучаемостью и способностью к приобретению опыта;
· мужественностью у мужчин и женственностью у женщин;
· безусловной уверенностью в себе;
· адекватностью притязаний и выбором реальных жизненных целей” / Гарбузов В.И., 1994/.
Очевидно, одна из основных забот детского психолога и психотерапевта состоит в работе с низкоадаптиврованными и дезадаптированными детьми и подростками, а также в том, чтобы способствовать приобретению качеств нормальной адаптивности. Результатом и следствием совместной работы родителей, педагогов и психологов должен стать достаточный, удовлетворяющий социум уровень адаптированности ребенка. Ориентиром в этом отношении может послужить стабильность самооценки, уровень удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.
Адаптивность человека выявляется уже в процессе родов и затем испытывается всю жизнь. В первую очередь она испытывается в экстремальных ситуациях и условиях, в преодолении трудностей, в часы испытаний и невзгод, в конкурентных отношениях, при неблагоприятных климатических условиях. Пребывание в детском саду и учеба в школе является серьезным испытанием адаптивности. Таким образом, лучший тест на уровень адаптивности – сама жизнь.
Итак, индивид, будь то ребенок или взрослый, может быть гармоничен и адаптирован или дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация – всегда двуединая, т.е. касается души и тела, а поэтому психосоматическая.
Дезадаптация может протекать в трех формах:
· невротической (неврозы),
· агрессивно-протестной (нарушения поведения),
· капитулятивно-депресссивной (психосоматические расстройства и заболевания, нарушения поведения).
Адаптированность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными врожденными и его индивидуальными особенностями. Первой составляющей, обеспечивающей адаптивность человека, безусловно, являются инстинкты. В.И.Гарбузов выделяет семь ведущих инстинктов: самосохранение, продолжение рода, альтруистический, инстинкт исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства.
Факторы адаптивности
Одним из факторов успешной адаптации выступает интеллект. Нередко в развитии у детей и подростков наблюдается интеллектуальная неравномерность. Какие-то стороны интеллекта могут иметь более высокий уровень развития. Учет данного обстоятельства весьма важен. Наличие хотя бы одной высокой характеристики интеллекта (дара, одаренности) дает шанс на принципиальную, в том числе профессиональную, компенсацию и адекватную адаптацию. И этот шанс нужно уметь эффективно использовать.
В.И. Гарбузов считает, что высокая одаренность сопоставима с конструктивными способностями интеллекта. Она помогает компенсировать нарушения адаптации. Наличие специальных способностей или хотя бы одной, высокой характеристики в психофизических возможностях подростка выступает для психотерапевта тем рычагом, которым можно реадаптировать дезадаптированного. Если ребенок неуспешен в школе на уроках математики, физики, но неплохо рисует, ему легко даются музыка, иностранные языки или другие предметы - для него уже существуют пути компенсации и профессиональной ориентации или их еще предстоит найти. Во втором случае необходим поиск компенсирующих качеств. Можно привести уникальный пример, когда у ребенка, не имевшего пальцев на правой кисти, обнаружились способности к игре в шахматы.
К факторам адаптивности следует отнести внешние и физические данные ребенка, а также состояние его здоровья.
Самое важное значение для успешной адаптации имеет состояние здоровья. У здорового человека всегда более предпочтительные шансы на адаптацию. Соответственно, воспитание в первую очередь, а при необходимости и психотерапия должны быть направлены на сохранение и укрепление здоровья человека.
Не останавливаясь на определении личности, предлагаем кратко рассмотреть важнейшие личностные особенности, такие как система отношений, ценностей и потребностей, притязаний, установок, принципов, мировоззрение.
Система отношений личности отражает отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом. В случае дезадаптации, усилия воспитателя и психотерапевта более всего должны быть направлены на коррекцию первого звена системы отношений личности, т.е. отношения к себе. Когда человек верит в себя и свои силы, уверен в себе, обладает сформированным самоуважением, чувством достоинства, то и его отношение с другими равноправны, адекватны, а жизнь он воспринимает оптимистично. Неуверенный в себе человек относится к окружающим настороженно, тревожно, мнительно, конфликтно ожидая от них агрессию, подвох, обман, насмешку, порицание, презрение. Пессимистичен он и в отношении к жизни. Такой человек склонен к нерешительности, страхам, к замкнутости, к капитуляции.
Определяющим фактором в системе ценностей и потребностей является их иерархия. За более подробными разъяснениями предлагаем желающим обратиться к иерархической теории потребностей Абрахама Маслоу.
Для одних людей, первоочередными, являются творческие потребности. Для других - социально-статусные, для третьих - интеллектуально-нравственные, для четвертых - биологические потребности (пища, сексуальные проблемы, быт) и т.д. Доминирование какой-либо группы потребностей определяется степенью их удовлетворенности (насыщенности). Чем меньше степень удовлетворения данной потребности, тем ярче она о себе заявляет. Неудовлетворенность какой-либо группы потребностей существенно отражается на степени адаптированности.
Есть дети, уже имеющие определенные интересы, увлеченные каким-то занятием: творчеством, спортом, игрой, музыкой, живописью, поэзией, конструированием и т.п. Для других, важнее всего похвала учителя и отличная успеваемость; лидерство среди сверстников - в классе и в школе. Третьи много читают, ценят умную беседу, глубоко интересуются историей, биологией, зоологией, географией или математикой, отношениями между людьми, политикой, нравственными или этическими проблемами. Для четвертого все интересы состоят в деньгах, модной одежде, вкусной пище, в наличии машины, в половых отношениях. Различны профили их личности, различна и их судьба.
Очевидно, что речь идет о разных людях с разными потребностями, которые неизбежно следует учитывать при построении взаимоотношений, поскольку потребности играют ведущую роль в формировании мотивации поведения. По сути, ведущие, доминирующие потребности являются регуляторами поведения в обозримом будущем, пока их иерархия не изменится. В этом смысле воспитание должно быть направлено на формирование определенной иерархии потребностей и социально приемлемых способов их удовлетворения.
Иерархия ценностей и потребностей определяет жизненные цели, жизненные планы, надежды, чаяния человека и влияет на процесс адаптации к условиям существования. Она определяет и уязвимое «тонкое место, где рвется», если приходит неудача, беда, если возникает угроза тому, что более всего важно, что более всего интересует, без чего нельзя обойтись и прожить. Педагогу важно знать болевые точки и стараться строить взаимоотношения так, чтобы не задевать их. Психотерапевту же предстоит выявить у пациента такие «тонкие места» и болевые точки, помочь извлечь из подсознания тяжелые травмирующие переживания и наименее болезненно “расстаться” с ними, тем самым, повышая уровень его адаптированности.
Встреча 2