Как распознать, что ребенок переживает насилие?
Факт жестокого обращения с детьми в семье или вне ее, особенно сексуальное насилие, выявляется с трудом, в силу разных причин: слишком маленький возраст жертвы, страх последствий выявления насилия, боязнь еще большего наказания, презрения окружающих. Однако изменения во внешнем облике ребенка, в его поведении, или отклонения в состоянии здоровья в ответ на жестокое обращение позволяют заподозрить, что данный ребенок переживает насилие или им пренебрегают. Проще заметить следы физического насилия, которые отличаются от последствий случайных травм тем, что он, как правило, множественные, имеют разнообразный характер и находятся на разных стадиях развития. Дети, страдающие от домашних побоев, часто приходят с синяками в класс после выходных, праздников или после некоторого перерыва, когда проходит наиболее острая стадия повреждений. Там, где детей бьют, о них, как правило, и не заботятся. Поэтому они выглядят неопрятными, плохо одетыми, на коже могут быть сыпи, а также педикулез, чесотка. Дети, длительно находящиеся в условиях жестокого обращения, как правило, ниже ростом, физически слабее и психически менее развиты, чем их сверстники. В ответ на физическое или психическое насилие у детей могут формироваться следующие личностные и поведенческие особенности:
· Боязнь взрослых, постоянное напряженное ожидание удара, оскорбления.
· Пониженное настроение, которое у детей младшего возраста проявляется печальным выражением лица, безразличием к окружающему, у более старших детей наступает депрессия.
· Расстройство сна, нарушение аппетита.
· Неусидчивость, неспособность сосредоточиться на чем-либо интересном.
· Агрессивность, жестокость по отношению к другим детям или животным.
· Чрезмерная уступчивость, угодливость и заискивание.
· Плохая успеваемость, трудности в усвоении школьной программы.
· Лживость, склонность к воровству, другим антиобщественным поступкам.
· Раннее приобщение к курению, употребление алкоголя, наркотиков.
· Формирование вредных привычек: обкусывание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом и т. д.
Следует отметить, что дети, как правило, стараются скрыть факты физического и, особенно, сексуального насилия.
Опыт показывает, что в случае разоблачения насильника его вина частично перекладывается на жертву, особенно, если это девочка-подросток. Страх недоверия, наказания, обвинения в недостойном поведении, брезгливого отношения окружающих - все это не способствует тому, чтобы дети рассказывали взрослым о происходящим с ними.
Но можно помочь ребенку, понять его беспокойство и проблемы, установить доверительные отношения между взрослым и ребенком. Если ребенок подвергся сексуальному насилию и решил рассказать об этом, выслушайте его внимательно. ПОВЕРЬТЕ ему, убедите его в том, что вам можно ДОВЕРИТЬСЯ.
Скажите ему, что не нужно винить СЕБЯ в том, что случилось. Скажите, что он НЕ ОДИН, что вы с ним для того, чтобы его защитить.
Скажите, что он может быть уверен в том, что насилие БОЛЬШЕ НЕ ПОВТОРИТЬСЯ.
Действуйте, привлекайте на помощь все средства, чтобы ЗАЩИТИТЬ ребенка.
Признаки, свидетельствующие о том, что ребенок пережил стресс, связанный с сексуальным насилием.
• Агрессивное поведение, резкая раздражительность.
• Отчужденное поведение типа "мне все равно".
• Сексуально недвусмысленное поведение, например несоответствующие возрасту игры или осведомленность о половых отношениях.
• Открытая мастурбация, несвойственная возрасту сексуальная агрессивность.
• Отсутствие доверия к взрослым, особенно к насильнику.
• Нежелание возвращаться домой, если насилие происходит дома, и, наоборот, нежелание выходить из дома, если есть угроза такого в школе или на улице.
• Отсутствие или небольшое число друзей, редкое участие в общих играх.
• Жалобы на боли в животе без видимой причины.
• Нарушение сна, ночные кошмары, ночное недержание мочи.
• Возврат к поведению, характерному для детей более раннего возраста.
• Побеги из дома.
• Попытки суицида, нанесение самоповреждений.
Примеры для обсуждения
1. На десятилетнего Павлика страшно было смотреть. Все тело в кровоподтеках, лицо распухло. Его лупили ремнем, а потом полураздетого выгнали на улицу. Кто истязатели? Родные отец с матерью. На вид - культурные люди, модно одетые, неплохо зарабатывающие. В инспекцию по делам несовершеннолетних они приехали на престижном авто. Папа - начальник на совместном предприятии, мама - воспитатель детского сада. Что заставило их так измываться над ребенком, в чем провинился мальчик? Оказывается, маме показалось, что он израсходовал слишком много какого-то дорогого шампуня... Нет, вины за собой они никакой не чувствовали, раскаиваться не собирались и, объясняясь с сотрудниками правоохранительных органов, были недовольны лишь тем, что сердобольные люди привели ребенка в милицию и эта неприглядная история получила огласку.
2. У восьмилетней Ани оказалось сломано ребро и нос, множество синяков. Это расплата за то, что она распечатала коробку конфет и угостила забежавшую подружку. Причем семья не бедствует, а устроившая расправу мама занимает немалый пост в одной из частных фирм.
3. Социологи Университета педагогического мастерства провели исследование среди двух тысяч городских подростков, выясняя, воспитывают ли их ремнем. Результаты: 76% ребят подтвердили, что их дома бьют и бьют жестоко. 30% подростков заявили, что таким же образом собираются "воспитывать" и своих будущих отпрысков.
Совместный семинар родителей и детей «Все работы хороши, выбирай на вкус»
Цель:повысить уровень ориентации учащихся в мире профессий.
Материалы:
Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова.
Тест “Профессиональная ориентация”.
Карта интересов А. Е. Голомштока.
Подготовительный этап
До проведения собрания необходимо провести тесты по профориентации учащихся (методика ДДО Е. А. Климова, “Тип личности” Дж. Холланда и т. д.).
Педагог анализирует тесты и готовит сообщение о результатах анкетирования учащихся.
Основной этап
Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается не только необходимость расширения ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Это в немалой степени связано с особой ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков (и тысячелетий), ситуацией хаоса не только в социально-экономической, но и в духовной сферах общественной жизни.
Именно в таких условиях приходится самоопределяться современным подросткам, а также самоопределяться их родителям, педагогам и психологам. В условиях, когда еще не ясны перспективы дальнейшего развития страны (да и всего остального мира), многим приходится выстраивать перспективы своего собственного личностного и профессионального развития.
Ознакомление с результатами тестирования учащихся и обсуждение результатов.
Родители и учащиеся образуют команды, которые будут участвовать в конкурсах. Формируется авторитетное жюри.
Практические задания для команд