Родительское собрание «Взаимоотношения подростков со сверстниками»
Отрочество – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. И хотя желание общаться со сверстниками, иметь друзей отмечалось и раньше, сейчас эта потребность приобретает новое качество. Общение пронизывает всю жизнь подростка, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями.
Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал друга.
Как правило, близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. По сравнению с приятелями они более похожи по уровню умственного развития, по социальному поведению, успехам в учебе. Но встречаются и исключения: для серьезной отличницы лучшей подругой может стать шумная, экстравагантная, интересующаяся не учебой девочка. В этом случае подросток обычно ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому недостает.
В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем раньше. У детей в этом возрасте появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.
Чтобы представить уровень развития группы, рассмотрим критерии ее развития, выделенные Л. И. Уманским:
· единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы, определяющие ее нравственную направленность;
· организационное единство;
· групповая подготовленность в определенной сфере действия;
· психологическое единство.
Диффузная группа, имеющая самый низкий уровень развития, не обладает ни одной из этих характеристик, поэтому существует только формально. Примером может служить класс в новой школе, где дети не знают хорошо друг друга. Более развитая группа – ассоциация, она имеет общую структуру и цель. Группе-кооперации присуще единство целей и деятельности, здесь есть групповой опыт и подготовленность.
Наиболее развитые группы – корпорация и коллектив, обладающие всеми перечисленными характеристиками. Разница между ними – в нравственной направленности. Для корпорации характерны эгоизм и индивидуализм, противопоставление себя другим группам. Корпорацией может стать хорошо организованная дворовая компания, закрепляющая за собой территорию и воюющая с соседними группами. Корпорация может возникнуть и в классе. Эта замкнутая, сплоченная общими интересами, даже будучи высокоинтеллектуальной, всегда отчуждена и враждебна по отношению к другим детям.
Коллектив, наоборот, более доброжелателен и открыт к тем, кто в него не входит. Здесь преобладают отношения взаимопомощи, взаимопонимания, благодаря чему эффективно решаются общие задачи, создается благоприятная психологическая атмосфера.
Если подросток попадает в группу с высоким уровнем социального развития, это благотворно влияет на развитие его личности. Если общение в группе его не устраивает, то подросток ищет себе другую группу. Подросток может входить сразу в несколько групп: в одну из групп класса, в компанию своего двора, в группу своей спортивной секции.
В этом возрасте детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Но психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Желание добиться признания со стороны сверстников, стремление соответствовать их требованиям оказывает большое влияние на нравственное развитие школьника. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. В основе этих норм лежит представление о товарищеской солидарности, взаимовыручке. В ситуации конфликта требований взрослых и сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди сверстников.
Группа защищает подростка, дает ему поддержку, но одновременно она предъявляет к нему очень жесткие требования. Более того, подростки бывают не только равнодушны, но и жестоки к тем, кто им не нравится. Не принимают в группы обычно неуверенных в себе, замкнутых, нервных детей, а так же излишне агрессивных, заносчивых, равнодушных к общим делам и успехам группы.
Группа создает особое чувство - «чувство мы». Деление на «мы» - сверстники, члены одной группы, и «они» - взрослые и ровесники, но члены другой группы – имеет для подростка большое значение, что часто не учитывается взрослыми.