Авторитарная атмосфера в семье.

В авторитарном доме существует атмосфера, в которой родители довлеют и прибегают к авторитарным средствам в воспитании детей. Родители требуют: "Делай как я говорю и т. п." Если дети спрашивают почему так, им обычно отвечают: "Потому что так было сказано".

Некоторые родители оправдывают такое воспитание тем, что дети делают то, что ожидают от них. Часто это действительно так, но такое повиновение следствие страха, а не взаимодействия.

Авторитарное воспитание не готовит детей к адекватной деятельности в демократическом обществе. У таких детей редко развивается умение полагаться на свои силы; им постоянно требуется контроль и наблюдение со стороны. Если они предоставлены сами себе, они становятся дикими. Некоторые дети следуют должному, некоторые восстают и часто это становится причиной правонарушений. Это их путь противопоставления контролю взрослых. Им часто не достает созидательности, творчества, своевременной реакции и ресурсов сознательности и навыков. Дети действуют лучше, если они воспитаны в духе взаимного уважения и восприятия других. Адекватное поведение должно стимулироваться.

Жалостливость.

Жалостливость лишает ребенка возможности проявить себя, потому что убеждает его в собственной беспомощности. Ребенок жалеет себя, воспринимает жизнь безрадостно, и ждет привилегий. Это избавляет и извиняет его за отсутствие активности и участия в чем-либо. Он может воспринимать себя как жертву людей и обстоятельств.

Атмосфера наказаний.

Ребенок живущий в атмосфере наказаний может развиваться мстительным по отношению к родителям и другим людям. В нем также может развиться стремление обижать младших и меньших.

Непоследовательность.

Когда родители легко переключаются с одного решения на другое, дисциплина становится неустойчивой, либо вовсе отсутствует. Ребенок, не зная, чего от него ожидают и чего ожидать от других, может стать нестабильным, с нехваткой в себе самоконтроля и мотивации.

Подавление чувств.

Родители, которые не выражают своих чувств или не позволяют это делать детям: выражать искренне мысли и чувства, могут вынудить детей либо говорить неправду или "храбриться" для того, чтобы избежать частых выговоров. Такой ребенок часто имеет дистанцию между собой и другими, избегает тесных взаимоотношений, имеет сложности в личных взаимоотношениях и часто спасается в мечтаниях.

Родительское собрание «Как подготовить ребенка к переходу в среднюю школу»

Переход учащихся 10-11 лет к обучению в средних классах школы сопровождается комплексом изменений как внешнего, так и внутреннего порядка. Среди них можно отметить::

- Усиление требований со стороны учителей и родителей к качеству выполнения учебных заданий и поведенческим проявлениям учащихся.

- Требования к усвоению материала на более высоком уровне анализа и обобщения.

- Увеличение числа изучаемых дисциплин и, соответственно, объема и разнообразия учебной нагрузки.

- Переход от преподавания преимущественно одним учителем к преподаванию разными учителями - предметниками.

- Неоднократная смена кабинетов в течение одного дня.

- Интенсивные качественные преобразования в познавательной деятельности.

- Преобразования самооценки.

- Смещение ценностного акцента со школьной успешности на общение со сверстниками.

Новая ситуация требует от учащихся пятых классов развитых адаптивных возможностей коммуникативного и интеллектуального характера. Возрастные ограничения и индивидуальные особенности приводят к разной степени выраженности психологического дискомфорта у учащихся. Ситуация осложняется еще и тем, что осознание и переживание взросления в сочетании с недостаточной успешностью в учебе, с не удовлетворяющим статусом в среде сверстников, с затруднениями при регуляции поведения и деятельности в ответ на различающиеся требования сменяющихся педагогов неизбежно снижают эффективность образования.

Задачи развития

Пятый класс - конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Это открывает большие возможности с точки зрения воспитательных влияний.

Основные задачи развития в данном возрасте:

• Овладение базовыми школьными знаниями и умениями.

• Формирование умения учиться в средней школе.

• Развитие учебной мотивации, формирование интересов.

• Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других.

• Формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе.

• Формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Советы родителям

• Помощь и поддержка родителей в усвоении ребенком базовых школьных знаний и умений. Не "овзрослять" пятиклассников, считая, что они должны быть полностью самостоятельными и организованными. Внимание к школьным делам ребенка, разумный контроль за выполнением домашних заданий, вовремя оказанная помощь и поддержка в ситуациях затруднения.

• Продолжить развитие самостоятельности ребенка, постепенно передавая ему ответственность за его школьные дела.

• Поддержать уверенность ребенка в своих силах: практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему. Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным, по сути, то, чтобы занятие вызывало у пятиклассника положительные эмоциональные переживания.

• Помочь в осознании своих индивидуальных особенностей (повышенная медлительность, импульсивность...) с целью быстрого приспособления детей в новых изменившихся условиях обучения. Ненавязчиво давать практические рекомендации как лучше, целесообразнее спланировать выполнение домашних заданий в течение недели, как выстроить схему работы над домашним заданием в течение дня (с чего лучше начать, когда и на какое время сделать перерыв в занятиях). Помочь застенчивым детям в приготовлении устных выступлений на уроке (выслушать рассказ ребенка, задать вопросы по содержанию, обязательно похвалить за старание).

• Помочь в осознании критериев оценки учителя. Воспринимать отрицательную оценку не как дефект личности и признак неминуемой неудачи, а как повод научиться чему-то, приложить усилие, старание. Задача родителей - внушить ребенку, что успех обязательно придет к нему, только позже.

• Особое внимание обращать на формирование волевых привычек:

А).Привычки к регулярному труду (интеллектуальному и физическому).
Б) Привычки к гигиенической и физической культуре.

В)Воспитывать сдержанность в особо эмоциональных обстоятельствах.
Г) Воспитывать обязательность в отношениях с другими людьми.

• Воспитывать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах. Семья - это та школа человеческого общения, которая постоянно изо дня в день находится у ребенка перед глазами и служит эталоном для подражания. Если в вашей семье царит дух взаимопонимания, сочувствия, поддержки ко всем членам семьи, ваш ребенок, скорее всего, будет придерживаться тех же критериев в общении со сверстниками.

Наши рекомендации