Аппаратурные и безаппаратурные
Невербальные аппаратурные. Те же методы, что и при ге-терорегуляции, которые спортсмен может использовать при наличии аудио- и видеоаппаратуры плюс различные электромассажеры и прочая аппаратура.
Невербальные безаппаратурные.
• Физические упражнения. Они используются для регуляции эмоциональных состояний. Такие упражнения могут быть различными по скорости, амплитуде, последовательности, направлению движений, мышечным напряжениям и т.п.
Подбирая и применяя физические упражнения, которые по своим пространственным, временным и силовым особенностям характерны для тех или иных эмоциональных состояний, можно в известной мере произвольно изменять эти состояния.
Многие опытные спортсмены и тренеры рекомендуют вполне оправданные практикой специальные приемы. Эти приемы заключаются в подборе определенных физических упражнений, которые применяются и осваиваются во время подготовки спортсмена к соревнованиям, а затем включаются и в разминку перед началом выступления. Так, при повышенном возбуждении используются упражнения на расслабление различных групп мышц, движения с широкой амплитудой, ритмические движения в спокойном, иногда замедленном темпе. Подобные упражнения способствуют успокоению при повышенном возбуждении спортсмена, освобождают его от общей скованности и напряженности, улучшают координацию движений, помогают сосредоточиться и овладеть собой.
При пониженном возбуждении или настроении подавленности напряженность, темп, ритм, амплитуда и разнообразие двигательного содержания упражнений иные, чем при состояниях повышенного возбуждения. Все эти приемы изменяют в зависимости от индивидуальных особенностей эмоциональных состояний спортсмена перед соревнованием.
Установлено, что размеренные, ритмичные, плавные движения с широкой амплитудой успокаивают, а резкие, энергичные, быстрые, напротив, возбуждают и бодрят. Подобные двигательные упражнения могут применяться не только перед выступлением в соревновании, но и в перерывах между отдельными попытками, а также в любых случаях, когда имеется в этом потребность.
• Дыхательные упражнения, применяемые в разном ритме, с различным соотношением продолжительности вдоха, выдоха и паузы между ними в зависимости от их назначения. Для подбадривания, например, применяется «полное дыхание» с сильным выдохом. Упражнения с медленным, постепенным вдохом и выдохом являются успокаивающими. С ритмом и продолжительностью, глубиной и правильной последовательностью дыхательных движений связано укрепляющее действие этих упражнений на нервную систему.
Как и усвоение других физических упражнений, овладение правильным дыханием требует тренировки. В результате тренировки по системе дыхательных упражнений достигается большая дифференцировка в дыхательных движениях и возможность очень тонкой произвольной регуляции дыхания.
Овладев техникой дыхания, следует сочетать дыхательные упражнения с разнообразными движениями и положениями тела, с различными физическими упражнениями.
• Специальные виды массажа и самомассажа, применяемые перед соревнованиями и после них. Предварительный массаж проводится непосредственно перед выступлением. При сильном возбуждении проводится успокаивающий массаж. Его цель - уменьшить состояние «стартовой лихорадки». При этом применяются мягкие, плавные и легкие движения по поверхности тела: поглаживания и легкие разминания, спокойные потряхивания, похлопывания.
При угнетенном состоянии спортсмена перед выступлением применяется другой вид массажа, цель которого - повысить общий тонус нервной системы, поднять ее возбудимость, вызвать бодрое настроение. В этих случаях применяются эффективные приемы с энергичным прорабатыванием мускулатуры и воздействием на поверхность тела: энергичные разминания, более резкие похлопывания, потряхивания, быстрые поглаживания и растирания.
Приемы массажа оказывают благоприятное, успокаивающее или возбуждающее воздействие на нервную систему, общее самочувствие через рецепторы кожи, венозную и лимфатическую системы, усиливают обмен веществ в тканях тела, влияют на работу сердца. Успокаивающий массаж вызывает приятные ощущения, снижает чрезмерное возбуждение и напряжение, переживаемые перед стартом. Возбуждающий массаж повышает общий тонус нервной системы, вызывает чувство бодрости, энергии, готовности к борьбе.
Спортсмен должен уметь пользоваться простейшими приемами массажа (самомассажа).
Преднамеренное изменение направленности и содержания представлений и мыслей. В борьбе с неблагоприятными эмоциональными состояниями большой эффективностью отличаются психологические приемы сознательного изменения содержания представлений, направленности мыслей, связывающихся в прежнем опыте с теми или иными эмоциями. Чтобы избавиться от невольно возникающих мыслей и представлений, например о возможности поражения в соревновании, о неудачах, которые могут помешать победе, следует сознательно вызывать у себя другие, положительно эмоционально окрашенные представления и мысли (об удачно проведенном соревновании, о хороших результатах на тренировках и т.п.). У бегуна, например, могут возникнуть неприятные реакции при мысли о преимуществе противника, который обходит его на дистанции. Этим мыслям следует противопоставить другие: «Противник тоже утомлен», «Это его последний рывок вперед», «Он тяжело дышит», «Скоро исчерпает свои возможности», «Я же буду настойчиво, упорно бороться».
• Развитие произвольного внимания. Умение по своему желанию своевременно отвлечься от возбуждающих и утомляющих раздражений, умение направить и сосредоточить внимание на нужный объект, быстро и со всей интенсивностью внимания включиться в работу в требуемый момент чрезвычайно важно для спортсмена.
Внимание не должно длительно фиксироваться на отрицательных переживаниях и неудачах во время соревнований. Если перед соревнованиями фиксировать внимание спортсмена на его недостатках и слабых сторонах, то это может вызвать состояние подавленности, чувство неуверенности, которые отрицательно скажутся на активности спортсмена. Своевременное переключение внимания на явления, вызывающие положительные реакции, помогает регулировать и эмоциональные состояния.
• Активизация чувства уверенности. Укрепление чувства уверенности и его активизация необходимы спортсмену при смелых и решительных действиях, при выполнении спортивных упражнений повышенной для него трудности, особенно в условиях соревнований.
Здоровое чувство уверенности формируется на основе трезвой, критической, проверки и оценки реальных условий деятельности, своих сил и возможностей, критической оценки сил своих соперников. Уверенность спортсмена укрепляется по мере накопления опыта преодоления трудностей, переживаний успеха и неудачи, расчетливой организации всех своих действий.
Укреплению уверенности способствует правильная, хорошо организованная и своевременная информация спортсмена о предстоящих условиях его выступления на соревнованиях, ходе спортивной борьбы и возможностях успешного ее исхода. Активизации здорового чувства уверенности способствуют эмоционально окрашенные представления об имевшихся в опыте спортсмена удачах в тренировках и выступлениях, о своих достижениях, об успешных решениях спортивных задач.
• Идеомоторная тренировка - это планомерно повторяемое мысленное представление спортивно-технического навыка.
Активное представление спортсменом двигательного навыка, действия служит отвлекающим фактором при неблагоприятном состоянии перед стартом, началом поединка.
• Мимические и пантомимические упражнения. Известно, что эмоции всегда связаны с определенными
проявлениями, внешним выражением переживаемых состояний, например страха, радости, печали. Именно с этими свойствами внешнего проявления эмоций связаны приемы намеренного подавления, задержки или проявления внешних эмоциональных реакций, а тем самым и подавления, задержки или усиления соответствующей эмоции. Так, сдерживая смех или улыбку, спортсмен может подавить и порыв веселья; находясь в угнетенном состоянии, может заставить себя взбодриться и улыбнуться, и т.д.
Следует отметить, что эмоции, которые человек переживает, всегда получают внешнее выражение в мимике и пантомимике. Функция мимических мышц глубоко связана с филогенетическим развитием человека, что было доказано еще Дарвином. Научившись произвольно управлять тонусом лицевых мимических мышц и другими выразительными движениями тела, человек приобретает в какой-то мере умение владеть собой, подавлять, вызывать или изменять определенные эмоции.
Если спортсмен, сознательно контролируя себя, замечает, что он робеет, движения его скованны, лицо напряжено, он может намеренно расслабить мышцы, улыбнуться своему сопернику. Это успокоит, избавит его от появившейся робости.
Важно иметь в виду, что внешнее выражение эмоций, например смех, слезы огорчений, зевок от скуки, вызывает соответствующие подражательные реакции и сопереживание у наблюдающих. Так, видя, как весело смеется кто-либо, мы часто сами начинаем смеяться, заражаясь весельем, хотя не знаем даже его причины. Заразительность эмоций, их свойство вызывать определенные сопереживания и реакции двигательного, секреторного характера, можно использовать при регуляции собственных эмоциональных состояний. Чтобы подавить неуместный смех, надо посмотреть на серьезные лица окружающих людей; чтобы вызвать у себя бодрое настроение, полезно побыть в обществе бодро и уверенно настроенного человека, подражая ему, принять уверенную позу, поднять голову, бодро взглянуть вокруг.
Вопросы и задания:
1. Назовите вербальные методы ауторегуляции.
2. Каковы содержание и назначение психорегулирующей тренировки (ПРТ)?
Литература:
Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М.: ФиС, 1985.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 1999.
Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. - М.: ФиС, 1973.
Коджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1987.
Кретти Б. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1978.
Кузьмин В.В. Управление психическим состоянием пловцов перед стартом и повышение работоспособности с помощью гипносуггестии // В сб. Психопрофилактика и психогигиена в спорте. Вып. 1/ Под общей редакцией А.С. Ромена. -Алма-Ата, 1976.
Матова М.А. О регуляции психических состояний спортсменов перед соревнованиями // Материалы научной конфе-
ренции психологов спорта социалистических стран. - М.: ГЦОЛИФК, 1970.
Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1985.
Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. -М.: ФиС, 1983.
Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство. Прикладная цветопсихология. - М.: Стройиздат, 1973.
Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. - М.: ФиС, 1980.
Заключение
В выборе и применении конкретных приемов регуляции эмоциональных состояний большое значение имеет правильный учет индивидуальных особенностей того или иного спортсмена. Необходимо учитывать особенности опыта его выступлений в соревнованиях, подготовленности и тренированности, развития волевых качеств, индивидуальные недостатки и преимущества в проявлении силы воли, а также другие характерные особенности спортсмена (ответственность, добросовестность, общительность, самолюбие).
При выборе конкретных приемов отвлечения, успокоения, подбадривания необходимо сообразовывать эти приемы с интересами, вкусами, склонностями данного спортсмена. Чрезвычайно важно применяемые приемы согласовывать с индивидуально-типологическими свойствами нервной системы спортсменов.
Все рассмотренные методы психорегуляции могут еще детализироваться. Однако совершенно очевидно, что решение любой из стоящих перед психорегуляцией задач будет значительно эффективнее при комбинировании средств воздействия.
Причем речь идет не о механическом наборе методов, а о подборе методов, дополняющих друг друга. Именно при таком подходе в полной мере реализуется главный принцип интеграции на системной основе: элементы, включенные в функциональную систему, должны взаимосодействовать достижению требуемого результата.
Комбинация средств воздействия определяется рядом лимитирующих факторов, среди которых можно выделить этап подготовки, обученность спортсменов приемам самоконтроля и саморегуляции, их установки на методы психорегуляции, особенность выраженности акцентуированных черт характера, специфику психической самозащиты, особенность мотивации и средств ее саморегуляции.
Литература
Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М.: ФиС, 1985.
Булкин В.А., Киселев Ю.Я., Крючек С. С. Оперативная диагностика эмоционального возбуждения у спортсменов. В сб. Психологические проблемы предсыоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. - Л.: ЛНИИФК, 1977.
Бер Ульрих. Что означают цвета. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
Бурлачук Л. Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 1999.
Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спорте. -М.: ФиС, 1981.
Гиссен Л Д. Психология и психогигиена в спорте. - М.: ФиС, 1973.
Дашкевич О.В. Средства предупреждения неблагоприятных эмоций спортсменов. - М.: ГЦОЛИФК, 1973.
Киселев Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности // Международный сборник научных статей. - М.: ФиС, 1983.
Коджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1987.
Кретти Б. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1978.
Кэррол Э. Изард. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999.
Кузьмин В. В. Управление психическим состоянием пловцов перед стартом и повышение работоспособности с помощью гипносуггестии. В сб. Психопрофилактика и психогигиена в спорте. Вып. 1 / Под общей редакцией А.С. Ромена. - Алма-Ата, 1976.
Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964.
Лобзин B.C., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. -Л.: Медицина, 1986.
Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1990.
Матова М.А. О регуляции психических состояний спортсменов перед соревнованиями // Материалы научной конференции психологов спорта социалистических стран. - М.: ГЦОЛИФК, 1970.
Медведев В.В., Родионов А.В., Худадов А.А. О психических состояниях в спортивной деятельности. Психология и современный спорт // Сб. научных работ психологов спорта социалистических стран / Сост. П.А. Рудик, В.В. Медведев, А.В. Родионов. - М.: ФиС, 1973.
Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы деятельности. В сб. Стресс и тревога в спорте // Международный сборник научных статей. - М.: ФиС, 1983.
Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1985.
Общая и спортивная психология. Часть 2. Основы спортивной психологии / Под ред. Бабушкина Г.Д., Мельникова В.М. - Омск: СибГАФК, 2000.
Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. -М.: ФиС, 1983.
Родионов А.В. Психология спорта высших достижений. -М.: ФиС, 1979.
Руководство по психотерапии / Под ред. Рожнова В.Е. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. - Ташкент: Медицина, УзССР, 1975.
Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1975.
Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство. Прикладная цветопсихология. - М.: Стройиздат, 1973.
Хекалов Е.М. Опыт применения вербальной гетеросуг-гестии в состоянии релаксации для борьбы с негативными эмоциями // Материалы региональной научно-методической конференции, посвященной 100-летию Олимпийского движения / Под ред. А.В. Лупандина. - Хабаровск: ХГИФК, 1994.
Хекалов Е.М. Некоторые проблемы обеспечения психологической подготовки спортсменов. Развитие физической культуры и спорта на Дальнем Востоке // Материалы научно-практической конференции. - Хабаровск: ДВГАФК, 2001.
Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. - М.: ФиС, 1980.