Отличительные особенности гипнотического и аутогенного воздействия

Исследуемые признаки, критерии Аутогенное состояние Гипнотическое состояние
Зависимость от врача Минимальная при обучении, в последующем отсутствует Выражена и постоянна
Глубокий межличностный контакт с врачом Не всегда обязательное условие Обязательное условие
Контроль состояния Внутренний, активный Внешний, пассивный
Состояние сознания Психическая активность Пассивность
Внушающий фактор Внутренний Внешний
Отношение к процедуре Желание достичь реализации внушаемого Нередко внутреннее сопротивление той или иной степени
Внимание Активная тренируемая концентрация Пассивная концентрация
Память на текущие события Полностью сохранена В глубоких стадиях гипноза часто амнезия
Мышление Активное, целенаправленное, преобразующее Подавлено
Рефлексы Легкая, контролируемая заторможенность Неконтролируемое пациентом торможение, в глубоких стадиях -каталепсия, аналгезия
Релаксация Присутствует, активно тренируется и усиливается в процессе обучения от сеанса к сеансу, является одним из базисных элементов Присутствует, пассивно углубляется врачом в течение одного сеанса
Реализация терапевтического эффекта Путем приобретения навыков саморегуляции исходно непроизвольных вегетативных и некоторых соматических функций На основе эффекта внушаемости
Навыки самовоздействия Приобретаются и сохраняются на неопределенно длительный период времени Как правило, отсутствуют
Состояние после сеанса Активно формируется в зависимости от предстоящей деятельности Пассивно формируется врачом, часто сонливость, вялость, апатия

- переводить спортсменав состояние внушенного илиса­мовнушенного сна;

- активизировать процесс восстановления;

- облегчать засыпание;

- применять идеомоторную тренировку в сноподобном состоянии;

- подготавливать тактические варианты;

- подготавливать спортсмена (команду) к участию в кон­кретном соревновании;

- обеспечивать оптимальное психическое состояние.

Психорегулирующая тренировка состоит из двух основ­ных частей - успокоения и мобилизации. Именно наличие этих двух противоположно направленных по своему действию ча­стей и отличает психорегулирующую тренировку.

Успокаивающая часть ПРТ - вариант аутогенной трениров­ки, имеющий лишь некоторые методические особенности. Во вре­мя успокаивающего занятия осуществляется перевод в аутоген­ное погружение - особое состояние сниженного уровня бодрство­вания, напоминающее глубокую приятную дремоту. Физиологи­чески аутогенное погружение близко к промежуточной, переход­ной, фазе между сном и бодрствованием.

Переход в аутогенное погружение при отработке ряда упражнений и их рефлекторном закреплении осущест-вляет-ся довольно просто и быстро.

Спортсмены во время занятий обучаются полностью со­средоточиваться на процессе расслабления своих мышц, а когда навык закрепляется рефлекторно, в считанные секун­ды переводят себя в состояние аутогенетического погруже­ния. Этому способствует также умение занимающихся вызы­вать и удерживать в сознании яркие образы и ощущения. Мысленно проговаривая определенный набора фраз (фор­мул), нужно научиться одновременно мысленно «видеть» и чувствовать все то, о чем говорится в этих фразах.

Успокаивающая часть ПРТ учит спортсмена определен­ной последовательности в сосредоточенном расслаблении мышц. Для этого разработано относительно большое коли­чество формул (50), сгруппированных определенным образом. Первая группа формул (вводная)

1. Я успокаиваюсь.

2. Круг моего внимания сужается... до границ моего тела.

3. Чувствую и контролирую только самого себя.

4. Чувствую и мысленно вижу свое лицо.

5. Оно (лицо) спокойно, расслабленно, неподвижно.

6. Чувствую и мысленно вижу свое тело.

7. Оно (тело) спокойно, расслабленно, неподвижно.

8. Я успокоился.

9. Мой организм отдыхает.

10. Я спокойно и приятно отдыхаю.

Этим набором формул вводной группы создаются усло­вия для следующего занятия. Формулы, которые спортсмен вслед за руководителем дважды мысленно проговаривает, нельзя произносить безучастно. С первой же фразы необхо­димо чувствовать и мысленно видеть все то, о чем говорится в формулах. Каждый во время занятий создает и получает свои образы, навязывать их мы считаем неправильным. Но все же, приступая к занятиям, уже в вводной беседе, на которую собираются спортсмены, пожелавшие заниматься (а для успе­ха занятий совершенно необходимы желание, вера и интерес занимающихся), мы знакомим их с наиболее удачными описа­ниями образов, которые возникают у других спортсменов.

Спортсмен к моменту окончания формул первой группы полностью сосредоточился на себе и на своих ощущениях. Он готов к занятию, хотя еще никаких ярких ощущений не получил.

Вторая группа формул

11. Мое внимание направлено на мои руки.

12. Я чувствую и мысленно вижу свои руки.

13. Мышцы моих рук еще больше расслабляются.

14. Еще больше расслабляются мышцы моих плеч, предпле­чий... кистей... пальцев.

15. Все мышцы моих рук полностью расслаблены.

16. Я чувствую, как расслабленные, мягкие, мышцы моих рук начинают обильно наполняться кровью и теплеть.

17. Наполняются кровью и теплеют мышцы пальцев... кис­тей... предплечий... плеч.

18. Все мышцы моих рук полностью расслаблены и теплы.

19. Все мышцы моих рук отдыхают.

20. Я спокойно и приятно отдыхаю. Третья группа формул

21. Мое внимание направлено на мои ноги.

22. Я чувствую и мысленно вижу свои ноги.

23. Мышцы моих ног еще больше расслабляются.

24. Еще больше расслабляются мышцы бедер... голеней., голeнocmonoв... ступней.

25. Все мышцы моих ног полностью расслаблены.

26. Я чувствую, как расслабленные мягкие мышцы моих ног начинают обильно наполняться кровью и теплеть.

27. Наполняются кровью и теплеют мышцы ступней... голеностопов... голеней... бедер.

28. Все мышцы моих ног полностью расслаблены и теплы.

29. Все мышцы ног и рук отдыхают.

30. Я спокойно и приятно отдыхаю.

Четвертая группа формул

31. Мое внимание направлено на мышцы моего туловища.

32. Я чувствую и мысленно вижу мышцы моего туловища.

33. Мышцы моего туловища еще больше расслабляются.

34. Еще больше расслабляются мышцы шеи, спины... груди... живота.

35. Все мышцы моего туловища полностью расслаблены.

36. Я чувствую, как расслабленные мягкие мышцы моего ту­ловища начинают обильно наполняться кровью и теплеть.

37. Наполняются кровью и теплеют мышцы моей шеи и спи­ны... груди и живота.

38. Все мышцы моего туловища расслабленны и теплы.

39. Все мои мышцы отдыхают.

40. Я спокойно и приятно отдыхаю.

Пятая группа формул

41. Мое внимание направлено на грудную клетку.

42. Я чувствую и контролирую свое дыхание.

43. Оно (дыхание) спокойное, легкое, свободное.

44. Чувствую и мысленно вижу, как работает мое сердце.

45. Сердце сокращается спокойно и уверенно.

46. Мое сердце работает хорошо.

47. Чувствую и контролирую вниманием свой живот.

48. Мой живот мягкий и теплый.

49. Все в моем организме отдыхает.

50. Я приятно и спокойно отдыхаю.

• Мобилизация - процесс, имеющий целью привести функ­ции организма в состояние наилучшей работоспособности, обеспечить взаимодействие этих функций и способствовать психической готовности спортсмена. Достижение цели в об­щем сводится к трем основным вариантам:

а) если спортсмен слишком возбужден - задержать сни­женный уровень бодрствования, достигнутый в результате успокаивающей части ПРТ;

б) если исходный уровень бодрствования спортсмена до занятий ПРТ оптимальный - после успокаивающей части вернуть его к прежнему состоянию;

в) если уровень возбуждения спортсмена недостаточен, после успокаивающей части повысить уровень бодрствова­ния.

• Активизация (реверсия). Если после занятия ПРТ жела­тельно вернуть занимающегося к исходному уровню бодр­ствования, прибегают к способу завершения, именуемому активизацией. Методически этот прием довольно прост. Когда закончена работа над основными формулами успока­ивающей части, применяют набор из 10-12 формул, в кото­рых нейтрализуется направленность действия формул успо­каивающей части, утверждается чувство отдыха, приятной бодрости, активности и хорошего самочувствия.

Вот примерный набор активизирующих формул:

1. Мой организм набрался сил.

2. Уходит чувство тепла и расслабленности из всех моих мышц.

3. Все мои мышцы становятся легкими и упругими.

4. Мое внимание на моем лице.

5. Мышцы моего лица подвижны.

6. Сонливость рассеялась.

7. Я все бодрее и бодрее.

8. Все мои мышцы легки и упруги.

9. Дышу глубоко.

10. Моя голова отдохнувшая, ясная.

11. Мое самочувствие хорошее, бодрое.

12. Я полон энергии.

13. Я готов действовать.

14. Встаю! (Резко встать.)

Если после занятия ПРТ желательно вернуть занимаю­щихся к исходному уровню, то применяются формулы акти­визации.

1. Уходит чувство тяжести и расслабленности из моих рук, моих ног, из всего моего тела.

2. Мое дыхание углубляется, становится чаще.

3. Я чувствую, как выдыхаемый воздух холодит мои ноздри.

4. Прохлада охватывает все мое лицо.

5. Приятный ветерок как будто обдувает меня.

6. Прохладным стал мой лоб, мои виски.

7. Мышцы моего лица стали легкими, подвижными.

8. Приятный холодок пробежал по шее, плечам, спине.

9. Я становлюсь все бодрее и бодрее.

10. Самочувствие отличное.

11. Я как сжатая пружина.

12. Готов действовать.

13. Встать!

• Самовнушение и самоубеждение - это два сходных мето­да, но имеющие существенные особенности (табл. 3).

Наши рекомендации