Контактные аппаратурные методы
Это такие методы, где есть прямой контакт с телом спортсмена.
Из аппаратурных методов заслуживают внимания те, которые позволяют формировать то или иное сноподобное состояние. Для этого применяются аппараты типа «Электро-сон», ПЭЛАНА (прибор электроанальгезии) и ЛЭНАР (лечебный электронаркоз), позволяющие достигать хорошего сноподобного эффекта.
Применение только словесных методов психорегуляций в ряде случаев бывает недостаточно. Основными причинами этого являются: а) недостаточная внушаемость спортсмена; б) неумение пользоваться методами гетеро- или ауторегуля-ции; в) отсутствие условий для проведения сеанса; г) значительное снижение или, наоборот, повышение нервно-психического напряжения; 3) неверие в эффективность словесных методов воздействия.
В этих случаях большую помощь оказывают аппаратурные методы восстановления: 1) формирование сноподобного состояния с помощью методов электроанальгезии; 2) электромассаж; 3) электропунктура.
Центральная анальгезия.Физические основы восстановительных механизмов центральной анальгезии заключаются в том, что благодаря воздействию на центральную нервную систему подобранных по форме и частоте импульсных токов в ней формируются участки распространяющейся депрессии.
В результате в коре больших полушарий головного мозга создаются оптимальные условия для процессов саморегуляции, обеспечивается нейровегетативная защита жизненно важных функций организма при различных стрессовых состояниях.
Для центральной анальгезии применяются приборы отечественного производства ПЭЛАНА (прибор электроанальгезии) или ЛЭНАР (лечебный электронаркоз), которые генерируют электроимпульсы с частотой 500-1200 Гц (ПЭЛАНА) и 500-2000 Гц (ЛЭНАР).
Большинство спортсменов при проведении сеансов электроанальгезии испытывают ощущения покоя, тепла в конечностях, отмечают облегчение, исчезновение переживаний и навязчивых мыслей. Лишь немногие жалуются на неприятные ощущения; если жалобы повторяются, процедуру лучше не проводить. Существуют индивидуальные колебания наиболее эффективной продолжительности процедуры, однако в среднем для восстановления психической работоспособности бывает достаточно 20-30 мин.
Использование центральной анальгезии хорошо сочетать с вербальными методами восстановления.
Электромассаж. Под этим термином понимается комплекс методик импульсного воздействия слабым током (сила тока не больше 650 мкА) на различные мышечные группы. Генератором импульсов является 6-канальный миостимулятор ЭМС-02, разработанный ВНИИ медицинской техники МЗ СССР. Особенность прибора состоит в том, что он позволяет одновременно стимулировать 6 мышечных групп: живота, передней поверхности бедер, задней поверхности бедер и спины. Кроме того, соблюдается такая последовательность подачи сигналов, что спортсмен чувствует как бы круговое движение импульсов по телу в виде легкого дуновения теплого ветра.
3.2.2. Аппаратурные бесконтактные методы
Аппаратурные бесконтактные - это те методы, в которых используется аппаратура, но прямого контакта с телом спортсмена нет.
• Музыкотерапия
Одним из действенных средств, способствующих повышению эффективности спортивной деятельности, может служить функциональная музыка, под которой понимаются специально подобранные музыкальные произведения различных жанров, призванные направленно стимулировать и регулировать деятельность рабочих функций и психических состояний спортсменов.
Использование этого средства весьма перспективно потому, что в необходимый момент под влиянием специальной музыки на фоне передаваемых ею положительных эмоций и ритмических пульсаций можно существенно повысить работоспособность спортсменов, минуя сопутствующие психические перенапряжения и связанные с ними отрицательные последствия.
Обладая мощным потенциалом психофизиологического воздействия на человека, музыка в процессе спортивной деятельности, так же как и во время отдыха, способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить - и на регулярные интенсивные тренировки, и на высокий спортивный результат, и на победу в соревнованиях.
Умело подобранная музыка создает наиболее благоприятные физиологические и психоэмоциональные условия для оптимальной реализации потенциальных возможностей спортсмена, для защиты его от отрицательного влияния сильных стрессов, психосенсорного голода, состояния монотонии и т.п.
Слушая музыку, человек порой незаметно для себя начинает испытывать выражаемые в ней чувства и настроения. Так, не имея особых причин для радости, слушатель музыки, выражающей радостное, приподнятое настроение, невольно начинает его ощущать в себе самом. Происходит это потому, что музыка обладает специфическим свойством моделировать наши эмоциональные состояния.
Моделирование эмоциональных состояний в музыке опирается на исторический опыт человека выражать и передавать свои эмоции окружающим прежде всего с помощью соответствующих звуков и движений. В некоторых отношениях музыка подобна интонациям речи, вздохам, модуляциям произносимых звуков, передающим эмоциональное отношение говорящего через изменения высоты, громкости, тембра и других характеристик звучания голоса.
Звуковая (интонационная) и временная (ритмическая) природа музыки позволяет ей выражать требуемое эмоциональное состояние как процесс движения, со всеми его особенностями и изменениями, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами и столкновениями эмоций. С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка может успешно отражать и передавать самые различные настроения - радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу; интеллектуальные и волевые процессы - решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность; обобщенные свойства явлений действительности - силу, легкость, продолжительность, направленность, пассивность, наполненность, широту, пространственность; самые разнообразные характеристики движений - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые; степень мышечного напряжения и т.д.
Можно порекомендовать следующие произведения:
• для снижения раздражительности - кантату № 2 И.-С. Баха или «Лунную сонату» Бетховена;
• для устранения чувства тревоги - музыку Шопена (прелюдии) или «Мелодию» А. Рубинштейна;
• для ликвидации чувства озлобленности - «Итальянский концерт» И.-С. Баха или симфонии Гайдна;
• для успокоения и снятия напряженности - «Аве Мария» Шуберта или «Колыбельную» Брамса.
Впрочем, многие люди имеют индивидуальную музыкальную программу, успешно снимающую усталость, напряжение, вызывающую подъем физических сил.
Нужно только помнить о том, что легкая музыка обладает эффектом «пресыщения», а классическая лишена этого недостатка.
• Цветотерапия
Воздействие разных цветов на организм человека весьма многообразно и всегда занимало пытливые умы. Наблюдения многих поколений ученых доказали взаимосвязь цвета и состояния психики человека.
Красный цвет повышает кровяное давление, усиливает частоту дыхания и сердцебиения. Он оказывает возбуждающее воздействие, но его избыток приводит к чрезмерной усталости.
Розовый цвет очень любят женщины, но мужчин он делает вялыми. Эффект розового цвета используют американцы во время футбольных матчей, выкрашивая кабинки для переодевания соперников в этот цвет и тем самым лишая их мужества.
Оранжевый по воздействию близок к красному. Он тоже дарит энергию, теплоту, бодрость. Оранжевый цвет поможет быстрее справиться с трудностями, воспринять и реализовать новые идеи, не даст впасть в депрессию.
Желтый цвет вызывает радость, не возбуждает, а стимулирует. Поднимает настроение, жизненный тонус, стимулирует интеллект.
Зеленый цвет освежает и успокаивает. Он укрепляет мышцы и ткани, оказывает стимулирующее воздействие на гипофиз, нервную систему и сердце. Эксперименты показали, что зеленый цвет способен снизить кровяное давление, замедлить пульс. Поэтому он - прекрасное успокаивающее средство, бальзам для нервов, спасение при стрессах. Длительное созерцание зеленой листвы или чего-нибудь другого снимает напряжение с усталых глаз.
Голубой охладит разгоряченное тело, успокоит нервы, отлично поможет при бессоннице. В сочетании с фиолетовым цветом обуздает аппетит и сделает диету не столь мучительной.
Синий цвет тоже успокаивает, но если им переборщили, то могут развиться усталость и депрессия.
Фиолетовый благотворно воздействует на истощенную нервную систему, на эндокринные железы и лимфу. Он снижает температуру, уменьшает боль, помогает справиться с напряженным ритмом жизни, бессонницей, мигренью, депрессией.
Черный цвет вызывает ощущение тяжести, угнетает.
Белый - цвет чистоты, прохлады и радости.
• Видеозаписи
Это могут быть фильмы определенного содержания, отдельные клипы, несущие заряд определенных эмоций. Для успокоения, снятия напряжения рекомендуется просмотр пейзажей (лесных, морских) с определенным музыкальным и текстовым сопровождением.
3.2.3. Безаппаратурные методы
Акупрессура - стимуляция биологически активных точек (БАТ) может проводиться вручную и с помощью приборов.
В спортивной практике применяются два варианта воздействия на БАТ: возбуждающий и тормозящий. В первом случае воздействие краткое, но более интенсивное, во втором - более длительное, но слабое. В зависимости от задач психорегуляции можно использовать тот или иной вариант. Возбуждающий вариант рекомендуется в тех случаях, когда надо быстро мобилизовать функциональные возможности спортсмена, например, после электросна. Стимулируют так называемые «точки общего действия», которые имеются на каждом из меридианов. Наиболее эффективны: 4-я точка меридиана толстого кишечника (Gi-4),
36-я точка меридиана желудка (Е-36), 5-я точка меридиана перикарда (МС-5), 6-я точка трех обогревателей (ТР-6) и ряд других.
Для стимуляции используются приборы «Элита-4» и ПЭП (прибор электропунктуры), которые позволяют стимулировать точки током силой до 250 мкА. Продолжительность стимуляции с анода и катода может меняться от 1 до 60 с. Длительность стимуляции каждой 1-точки не превышает 2-2,5 мин. В этих приборах можно автоматически переключать полярность. В «Элите-4» можно использовать и ток наполнения, когда внутри каждого «медленного» импульса идет переменный ток с частотой до 20 кГц.
При тормозящем варианте, который целесообразно применять для формирования состояния релаксации, стимулируются те же точки (обычно не больше двух с каждой стороны), но продолжительность пунктуры доходит до 30 мин. Сила тока обычно не превышает 150 мкА.
Противопоказаний для стимуляции БАТ немного. Главное - ее не следует применять ослабленным спортсменам или при сильном утомлении.
Для применения электропунктуры необходима специальная подготовка. В нашей стране ее имеют право проводить только врачи, окончившие курсы рефлексотерапии.
• Переключение внимания, памяти, мышления заключается в переносе их на образы и явления, вызывающие положительные эмоциональные реакции. Сосредоточение на технике, а не на результате. Необходимо направлять внимание на хорошую подготовленность спортсмена и слабость его соперника.
• Психофармакология - использование фармакологических средств для регуляции психического состояния. Использовать только в экстремальных случаях по рекомендации врача. Регулярное употребление не рекомендуется, т.к. оно ведет к привыканию, что влечет за собой увеличение дозы и зависимости от него спортсмена.
Психофармакологические средства - 5 групп:
1. Транквилизаторы - действие успокаивающее, снижает психическое напряжение, страх, тревогу, нормализуют психическое состояние, уменьшают вегетативные расстройства.
2. Антидепрессанты - улучшают настроение - 2 группы:
- одни успокаивают и повышают настроение;
- другие стимулируют психомоторную активность.
3. Психостимуляторы - тонизирующее действие, стимулируют мотивацию достижений.
4. Ноотропы - действуют на разум, улучшают деятельность высших психических функций.
5. Адаптогены (преимущественно растительного происхождения - женьшень, элеутерококк, золотой корень, лимонник и др.).
Вопросы и задания:
1. Какие вербальные методы гетерорегуляции вы знаете?
2. Назовите невербальные методы гетерорегуляции.
Литература:
Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М.: ФиС, 1985.
Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спорте. -М.: ФиС, 1981.
Дашкевич О. В. Средства предупреждения неблагоприятных эмоций спортсменов. - М.: ГЦОЛИФК, 1973.
КреттиБ. Психология в современном спорте.-М.: ФиС, 1978.
Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1990.
Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1985.
Хекалов Е.М. Опыт применения вербальной гетеросугге-стии в состоянии релаксации для борьбы с негативными эмоциями // Материалы региональной научно-методической конференции, посвященной 100-летию Олимпийского движения / Под ред. А.В. Лупандина. - Хабаровск: ХГИФК, 1994.
4. Методы саморегуляции
4.1. Вербальные
• Аутогенная тренировка и ее модификации
Само слово «аутогенная» состоит из двух слов «аутос» -сам и «генос» - родящий. Многие авторы называют ее «самогипнозом». Это близко к истине, но аутогенная тренировка отличается от гипноза (табл. 2).
Аутогенная тренировка основана на самовнушении. Разработана немецким врачом И.Шульцем. В спортивной практике стала применяться в 50-е годы прошлого века. Позже на ее основе были разработаны различные варианты, которые отвечают задачам спорта. Наиболее широкое распространение получила психорегулирующая тренировка (ПРТ) (Алексеев А.В., Гиссен Л.Д.)
Методика психорегулирующих тренировок, направленная на оптимизацию общего и психического состояния спортсмена, проверена уже во многих видах спорта. И если эта работа проводится терпеливо, регулярно, действительно как тренировка, то через несколько месяцев занятий становится заметным положительный эффект.
Успех же самостоятельных занятий зависит от того, насколько спортсмен как цельная личность воспринял эту систему, как он эту систему преобразовал для себя. В процессе обучения руководитель разучивает со спортсменами приемы, которые можно сравнить с деталями детского конструктора. Из этих деталей можно, если такое желание есть, собрать дом или, если дом не нужен, а требуется построить, допустим, подъемный кран, то, сложив те же детали по-другому, можно сделать и кран. Так же и приемы психорегулирующей тренировки. Их можно комбинировать, исходя из задач, по-разному прикладывать друг к другу.
Применяя психорегулирующие тренировки, можно решать следующие задачи:
- снижать излишнее возбуждение;
Таблица 2