Контактные аппаратурные методы

Это такие методы, где есть прямой контакт с телом спорт­смена.

Из аппаратурных методов заслуживают внимания те, ко­торые позволяют формировать то или иное сноподобное со­стояние. Для этого применяются аппараты типа «Электро-сон», ПЭЛАНА (прибор электроанальгезии) и ЛЭНАР (лечебный электронаркоз), позволяющие достигать хороше­го сноподобного эффекта.

Применение только словесных методов психорегуляций в ряде случаев бывает недостаточно. Основными причина­ми этого являются: а) недостаточная внушаемость спортсмена; б) неумение пользоваться методами гетеро- или ауторегуля-ции; в) отсутствие условий для проведения сеанса; г) значи­тельное снижение или, наоборот, повышение нервно-психи­ческого напряжения; 3) неверие в эффективность словесных методов воздействия.

В этих случаях большую помощь оказывают аппаратур­ные методы восстановления: 1) формирование сноподобно­го состояния с помощью методов электроанальгезии; 2) элек­тромассаж; 3) электропунктура.

Центральная анальгезия.Физические основы восстано­вительных механизмов центральной анальгезии заключают­ся в том, что благодаря воздействию на центральную нервную систему подобранных по форме и частоте импульсных токов в ней формируются участки распространяющейся депрессии.

В результате в коре больших полушарий головного моз­га создаются оптимальные условия для процессов саморегу­ляции, обеспечивается нейровегетативная защита жизненно важных функций организма при различных стрессовых со­стояниях.

Для центральной анальгезии применяются приборы оте­чественного производства ПЭЛАНА (прибор электроаналь­гезии) или ЛЭНАР (лечебный электронаркоз), которые гене­рируют электроимпульсы с частотой 500-1200 Гц (ПЭЛАНА) и 500-2000 Гц (ЛЭНАР).

Большинство спортсменов при проведении сеансов элек­троанальгезии испытывают ощущения покоя, тепла в конеч­ностях, отмечают облегчение, исчезновение переживаний и навязчивых мыслей. Лишь немногие жалуются на неприят­ные ощущения; если жалобы повторяются, процедуру лучше не проводить. Существуют индивидуальные колебания наи­более эффективной продолжительности процедуры, однако в среднем для восстановления психической работоспособно­сти бывает достаточно 20-30 мин.

Использование центральной анальгезии хорошо соче­тать с вербальными методами восстановления.

Электромассаж. Под этим термином понимается комплекс методик импульсного воздействия слабым током (сила тока не больше 650 мкА) на различные мышечные группы. Генерато­ром импульсов является 6-канальный миостимулятор ЭМС-02, разработанный ВНИИ медицинской техники МЗ СССР. Осо­бенность прибора состоит в том, что он позволяет одновре­менно стимулировать 6 мышечных групп: живота, передней поверхности бедер, задней поверхности бедер и спины. Кро­ме того, соблюдается такая последовательность подачи сиг­налов, что спортсмен чувствует как бы круговое движение импульсов по телу в виде легкого дуновения теплого ветра.

3.2.2. Аппаратурные бесконтактные методы

Аппаратурные бесконтактные - это те методы, в кото­рых используется аппаратура, но прямого контакта с телом спортсмена нет.

• Музыкотерапия

Одним из действенных средств, способствующих повыше­нию эффективности спортивной деятельности, может служить функциональная музыка, под которой понимаются специаль­но подобранные музыкальные произведения различных жан­ров, призванные направленно стимулировать и регулировать деятельность рабочих функций и психических состояний спортсменов.

Использование этого средства весьма перспективно по­тому, что в необходимый момент под влиянием специальной музыки на фоне передаваемых ею положительных эмоций и ритмических пульсаций можно существенно повысить рабо­тоспособность спортсменов, минуя сопутствующие психичес­кие перенапряжения и связанные с ними отрицательные по­следствия.

Обладая мощным потенциалом психофизиологическо­го воздействия на человека, музыка в процессе спортив­ной деятельности, так же как и во время отдыха, способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодуше­вить и вдохновить - и на регулярные интенсивные трени­ровки, и на высокий спортивный результат, и на победу в соревнованиях.

Умело подобранная музыка создает наиболее благопри­ятные физиологические и психоэмоциональные условия для оптимальной реализации потенциальных возможностей спортсмена, для защиты его от отрицательного влияния силь­ных стрессов, психосенсорного голода, состояния монотонии и т.п.

Слушая музыку, человек порой незаметно для себя начи­нает испытывать выражаемые в ней чувства и настроения. Так, не имея особых причин для радости, слушатель музыки, выражающей радостное, приподнятое настроение, неволь­но начинает его ощущать в себе самом. Происходит это по­тому, что музыка обладает специфическим свойством моде­лировать наши эмоциональные состояния.

Моделирование эмоциональных состояний в музыке опи­рается на исторический опыт человека выражать и переда­вать свои эмоции окружающим прежде всего с помощью со­ответствующих звуков и движений. В некоторых отношени­ях музыка подобна интонациям речи, вздохам, модуляциям произносимых звуков, передающим эмоциональное отноше­ние говорящего через изменения высоты, громкости, тембра и других характеристик звучания голоса.

Звуковая (интонационная) и временная (ритмическая) природа музыки позволяет ей выражать требуемое эмоцио­нальное состояние как процесс движения, со всеми его осо­бенностями и изменениями, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами и столкновениями эмоций. С помощью специально организованных по законам компози­ции звукосочетаний музыка может успешно отражать и пе­редавать самые различные настроения - радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу; интеллектуальные и волевые процессы - решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, без­волие, легкомыслие, серьезность; обобщенные свойства явлений действительности - силу, легкость, продолжитель­ность, направленность, пассивность, наполненность, широту, пространственность; самые разнообразные характеристики движений - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые; степень мышечного напря­жения и т.д.

Можно порекомендовать следующие произведения:

• для снижения раздражительности - кантату № 2 И.-С. Баха или «Лунную сонату» Бетховена;

• для устранения чувства тревоги - музыку Шопена (пре­людии) или «Мелодию» А. Рубинштейна;

• для ликвидации чувства озлобленности - «Итальянский концерт» И.-С. Баха или симфонии Гайдна;

• для успокоения и снятия напряженности - «Аве Мария» Шуберта или «Колыбельную» Брамса.

Впрочем, многие люди имеют индивидуальную музыкаль­ную программу, успешно снимающую усталость, напряжение, вызывающую подъем физических сил.

Нужно только помнить о том, что легкая музыка облада­ет эффектом «пресыщения», а классическая лишена этого не­достатка.

• Цветотерапия

Воздействие разных цветов на организм человека весь­ма многообразно и всегда занимало пытливые умы. Наблю­дения многих поколений ученых доказали взаимосвязь цве­та и состояния психики человека.

Красный цвет повышает кровяное давление, усиливает частоту дыхания и сердцебиения. Он оказывает возбуждаю­щее воздействие, но его избыток приводит к чрезмерной ус­талости.

Розовый цвет очень любят женщины, но мужчин он дела­ет вялыми. Эффект розового цвета используют американцы во время футбольных матчей, выкрашивая кабинки для пе­реодевания соперников в этот цвет и тем самым лишая их мужества.

Оранжевый по воздействию близок к красному. Он тоже дарит энергию, теплоту, бодрость. Оранжевый цвет поможет быстрее справиться с трудностями, воспринять и реализо­вать новые идеи, не даст впасть в депрессию.

Желтый цвет вызывает радость, не возбуждает, а стиму­лирует. Поднимает настроение, жизненный тонус, стимули­рует интеллект.

Зеленый цвет освежает и успокаивает. Он укрепляет мыш­цы и ткани, оказывает стимулирующее воздействие на гипо­физ, нервную систему и сердце. Эксперименты показали, что зеленый цвет способен снизить кровяное давление, замед­лить пульс. Поэтому он - прекрасное успокаивающее сред­ство, бальзам для нервов, спасение при стрессах. Длитель­ное созерцание зеленой листвы или чего-нибудь другого сни­мает напряжение с усталых глаз.

Голубой охладит разгоряченное тело, успокоит нервы, отлично поможет при бессоннице. В сочетании с фиолето­вым цветом обуздает аппетит и сделает диету не столь му­чительной.

Синий цвет тоже успокаивает, но если им переборщили, то могут развиться усталость и депрессия.

Фиолетовый благотворно воздействует на истощенную нервную систему, на эндокринные железы и лимфу. Он сни­жает температуру, уменьшает боль, помогает справиться с напряженным ритмом жизни, бессонницей, мигренью, депрес­сией.

Черный цвет вызывает ощущение тяжести, угнетает.

Белый - цвет чистоты, прохлады и радости.

• Видеозаписи

Это могут быть фильмы определенного содержания, от­дельные клипы, несущие заряд определенных эмоций. Для успокоения, снятия напряжения рекомендуется просмотр пей­зажей (лесных, морских) с определенным музыкальным и тек­стовым сопровождением.

3.2.3. Безаппаратурные методы

Акупрессура - стимуляция биологически активных точек (БАТ) может проводиться вручную и с помощью приборов.

В спортивной практике применяются два варианта воз­действия на БАТ: возбуждающий и тормозящий. В первом случае воздействие краткое, но более интенсивное, во вто­ром - более длительное, но слабое. В зависимости от за­дач психорегуляции можно использовать тот или иной ва­риант. Возбуждающий вариант рекомендуется в тех слу­чаях, когда надо быстро мобилизовать функциональные возможности спортсмена, например, после электросна. Сти­мулируют так называемые «точки общего действия», ко­торые имеются на каждом из меридианов. Наиболее эф­фективны: 4-я точка меридиана толстого кишечника (Gi-4),

36-я точка меридиана желудка (Е-36), 5-я точка меридиа­на перикарда (МС-5), 6-я точка трех обогревателей (ТР-6) и ряд других.

Для стимуляции используются приборы «Элита-4» и ПЭП (прибор электропунктуры), которые позволяют стимулиро­вать точки током силой до 250 мкА. Продолжительность стимуляции с анода и катода может меняться от 1 до 60 с. Длительность стимуляции каждой 1-точки не превышает 2-2,5 мин. В этих приборах можно автоматически переклю­чать полярность. В «Элите-4» можно использовать и ток наполнения, когда внутри каждого «медленного» импульса идет переменный ток с частотой до 20 кГц.

При тормозящем варианте, который целесообразно при­менять для формирования состояния релаксации, стимулиру­ются те же точки (обычно не больше двух с каждой сторо­ны), но продолжительность пунктуры доходит до 30 мин. Сила тока обычно не превышает 150 мкА.

Противопоказаний для стимуляции БАТ немного. Глав­ное - ее не следует применять ослабленным спортсменам или при сильном утомлении.

Для применения электропунктуры необходима специаль­ная подготовка. В нашей стране ее имеют право проводить только врачи, окончившие курсы рефлексотерапии.

• Переключение внимания, памяти, мышления заключается в переносе их на образы и явления, вызывающие положитель­ные эмоциональные реакции. Сосредоточение на технике, а не на результате. Необходимо направлять внимание на хо­рошую подготовленность спортсмена и слабость его сопер­ника.

• Психофармакология - использование фармакологичес­ких средств для регуляции психического состояния. Исполь­зовать только в экстремальных случаях по рекомендации врача. Регулярное употребление не рекомендуется, т.к. оно ведет к привыканию, что влечет за собой увеличение дозы и зависимости от него спортсмена.

Психофармакологические средства - 5 групп:

1. Транквилизаторы - действие успокаивающее, снижает психическое напряжение, страх, тревогу, нормализуют пси­хическое состояние, уменьшают вегетативные расстройства.

2. Антидепрессанты - улучшают настроение - 2 группы:

- одни успокаивают и повышают настроение;

- другие стимулируют психомоторную активность.

3. Психостимуляторы - тонизирующее действие, стиму­лируют мотивацию достижений.

4. Ноотропы - действуют на разум, улучшают деятель­ность высших психических функций.

5. Адаптогены (преимущественно растительного проис­хождения - женьшень, элеутерококк, золотой корень, лимон­ник и др.).

Вопросы и задания:

1. Какие вербальные методы гетерорегуляции вы знаете?

2. Назовите невербальные методы гетерорегуляции.

Литература:

Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М.: ФиС, 1985.

Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спорте. -М.: ФиС, 1981.

Дашкевич О. В. Средства предупреждения неблагоприят­ных эмоций спортсменов. - М.: ГЦОЛИФК, 1973.

КреттиБ. Психология в современном спорте.-М.: ФиС, 1978.

Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1990.

Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1985.

Хекалов Е.М. Опыт применения вербальной гетеросугге-стии в состоянии релаксации для борьбы с негативными эмо­циями // Материалы региональной научно-методической кон­ференции, посвященной 100-летию Олимпийского движения / Под ред. А.В. Лупандина. - Хабаровск: ХГИФК, 1994.

4. Методы саморегуляции

4.1. Вербальные

• Аутогенная тренировка и ее модификации

Само слово «аутогенная» состоит из двух слов «аутос» -сам и «генос» - родящий. Многие авторы называют ее «са­могипнозом». Это близко к истине, но аутогенная трениров­ка отличается от гипноза (табл. 2).

Аутогенная тренировка основана на самовнушении. Раз­работана немецким врачом И.Шульцем. В спортивной прак­тике стала применяться в 50-е годы прошлого века. Позже на ее основе были разработаны различные варианты, кото­рые отвечают задачам спорта. Наиболее широкое распрос­транение получила психорегулирующая тренировка (ПРТ) (Алексеев А.В., Гиссен Л.Д.)

Методика психорегулирующих тренировок, направлен­ная на оптимизацию общего и психического состояния спорт­смена, проверена уже во многих видах спорта. И если эта работа проводится терпеливо, регулярно, действительно как тренировка, то через несколько месяцев занятий становится заметным положительный эффект.

Успех же самостоятельных занятий зависит от того, насколь­ко спортсмен как цельная личность воспринял эту систему, как он эту систему преобразовал для себя. В процессе обучения ру­ководитель разучивает со спортсменами приемы, которые мож­но сравнить с деталями детского конструктора. Из этих деталей можно, если такое желание есть, собрать дом или, если дом не нужен, а требуется построить, допустим, подъемный кран, то, сложив те же детали по-другому, можно сделать и кран. Так же и приемы психорегулирующей тренировки. Их можно комбиниро­вать, исходя из задач, по-разному прикладывать друг к другу.

Применяя психорегулирующие тренировки, можно ре­шать следующие задачи:

- снижать излишнее возбуждение;

Таблица 2

Наши рекомендации