Гипносуггестия (внушение в гипнотическом состоянии)
Е.М. Хекалов
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ ИХ ДИАГНОСТИКА И РЕГУЛЯЦИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Допущено Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебного пособия для студентов физкультурных вузов
Рецензенты:д. п. н., профессор Каргаполов В.П. д.м.н., профессор Нестеров В. А., Хекалов Е.М.
Введение
В современных условиях жизни человека достижение им успехов в деятельности на производстве, в совместном труде, в быту, в общении в значительной мере зависит от умения регулировать свое поведение, сдерживать свои чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями окружающих и ситуации.
Это умение частично достигается за счет воспитания в семье, предъявления требований в школе, вузе, в повседневном труде, во взаимодействии с другими людьми. Но этого явно недостаточно. Чтобы овладеть методами саморегуляции, необходимо специальное обучение, которое, к сожалению, за редким исключением, не проводится, хотя значимость его трудно переоценить.
Это относится целиком и полностью к такому сложному и важному виду человеческой деятельности, как спорт. Проведение соревнований, где от спортсмена требуется полная отдача, работа на пределе своих возможностей создает ситуации, в которых спортсмену необходимо регулировать свое состояние. Если физические нагрузки велики, а спортсмен плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает эффективность деятельности, приводит к ее дезорганизации, а в результате к проигрышу, что может привести к потере уверенности в себе, к депрессии.
Бесспорно, что как среди слагаемых успеха, так и среди причин поражения в спортивном соревновании определенная доля принадлежит психическому состоянию спортсмена перед и во время соревнования. Современный уровень науки о спорте позволяет признать зависимость результативности и надежности соревновательной деятельности спортсмена от его психического состояния, предшествующего или сопровождающего ее.
В настоящее время в споре равных по своим физическим, техническим, тактическим возможностям атлетов, как правило, выигрывает тот, кто лучше умеет управлять своим психическим состоянием, кто психологически более устойчив против воздействия различных стресс-факторов, кто обладает способностью к самоконтролю и саморегуляции.
Но не только соревновательная деятельность предъявляет высокие требования к умению управлять своим состоянием. Не меньшее значение имеет способность к самоконтролю, саморегуляции и в тренировочном процессе.
Современный спорт характеризуется значительным увеличением тренировочных нагрузок, в отдельных видах спорта - в 4-5 раз. Это, в свою очередь, привело к возрастанию психических нагрузок. Монотонность тренировочного процесса, вызванная многократным повторением одних и тех же упражнений, движений, способствующих их совершенствованию, однообразие обстановки тренировки вызывают не только физическое утомление, но и огромное психическое напряжение. Это требует тщательно продуманной, систематической психологической подготовки, одним из составляющих которой является обучение спортсменов методам самоконтроля и психорегуляции.
Возникновение того или иного состояния - явление довольно частое в спортивной практике, обусловленное причинами объективного и субъективного характера. К субъективным причинам относятся: предстоящее выступление в соревновании, недостаточная подготовленность спортсмена, ответственность за выступление на соревновании, неуверенность в успешном выступлении, состояние здоровья (неудовлетворительное), излишняя возбудимость и тревожность как личностные качества, индивидуально-психологические особенности личности, удачное и неудачное выступление в предыдущих стартах и в первых стартах настоящего соревнования, отношение спортсмена к неудачам. К объективным причинам относятся: сила соперников, организация соревнования, необъективное судейство, поведение тренера на соревновании или отсутствие его на соревновании, настрой команды, неправильно организованная предсоревновательная подготовка.
Сегодня в спортивной практике распространено явление, когда спортсмены выступают в соревнованиях, недостаточно к тому подготовленные - физически, технически, тактически, психологически. Это становится очевидно уже в период непосредственной подготовки к соревнованию. У спортсмена появляется нежелание выступать в соревновании, что вызывает естественную для такого случая реакцию организма, не обеспечивающую мобилизационную готовность спортсмена к стартам. В результате формируется неблагоприятное психическое состояние неуверенности, тревожности, боязни, апатии. К сожалению, многие тренеры не придают этому значения и включают спортсмена в команду. Естественно, что выступление спортсмена с недостаточной подготовкой не будет успешным и вызовет после соревнования отрицательные эмоции. Тренеру необходима достаточно полная информация об отношении спортсмена к предстоящему соревнованию. Неоднократные выступления спортсмена при недостаточной подготовленности приводят к закреплению отрицательных эмоций, нежеланию выступать в соревнованиях и постоянному возникновению неблагоприятных предстартовых состояний по принципу условного рефлекса.
Возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, как обусловленных отрицательными свойствами личности, так и ситуативных, вызванных экстремальными (особо сложными) условиями деятельности, делает необходимой разработку средств их предупреждения и регуляции, а также воспитания эмоциональных свойств личности, способствующих высокой эмоциональной устойчивости.
Глава I. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ
1. Общее понятие о психических состояниях, их характеристика
Психическое состояние - это психическая деятельность в определенном промежутке времени, показывающая особенности протекания психических процессов, детерминированных условиями внешней среды и особенностями личности.
Постановка проблемы психологических состояний в спортивной деятельности имеет большое практическое значение. Успех в поединке зависит от учета не только личности спортсмена, но и его временных психических состояний.
До последнего времени подавляющее большинство исследований психических состояний в спорте относилось к предстартовому периоду. Первые описания и классификации стартовых состояний имеют более короткий срок жизни (Пуни А.Ц., Черникова О.А.).
Практика спорта вызывает необходимость теоретического анализа этих состояний и, прежде всего, их классификации.
Необходимо остановиться на самом понятии «психическое состояние». На наш взгляд, классифицировать психические состояния возможно только в зависимости от деятельности, которую они сопровождают. При анализе следует учитывать:
1. Состояние личностные и ситуативные.
2. Состояния глубокие и поверхностные.
3. Состояния положительные или отрицательные.
4. Состояния продолжительные и краткие.
5. Состояния более и менее осознанные. Имеющаяся классификация предстартовых состояний
учитывает только предшествующие спортивной деятельности состояния. Что касается состояний, характерных для непосредственной спортивной деятельности (условно названных «игровыми»), то, безусловно, при классификации они должны быть разграничены с учетом особенностей предшествующих им предстартовых состояний.
Неблагоприятные состояния нарушают оптимальное течение психических функций, формируют отрицательные, не адекватные социальным требованиям особенности и свойства личности спортсмена, ухудшают результативность действий, разрушают спортивную форму, ослабляют психическое и физическое здоровье.
К неблагоприятным относятся состояния:
• связанные с отрицательными асоциальными по своей направленности чертами характера и свойствами личности, навязчивые и устойчивые по своим проявлениям (например, зазнайство);
• снижающие результаты общественно значимой спортивной деятельности астенические или пассивные эмоции, например самоуспокоенность, апатия;
• отвлекающие от основной спортивной задачи, направленные на посторонние объекты, имеющие активный характер, но уводящие от выполнения основной деятельности, например те или другие заботы, восторг, гнев, вызванные личными отношениями;
• неблагоприятно влияющие на физическое и психическое здоровье (невротизирующие психику, вызывающие грубое нарушение функций внутренних органов, ослабляющие защитные силы организма).
2. Классификация неблагоприятных психических состояний спортсменов
Психическое состояние спортсмена, которое он переживает до начала соревнования, выражается в отношении к предстоящей борьбе, в оценке своих возможностей, в усилении процессов возбуждения, в изменении психических процессов, связанных с приемом и переработкой поступающей информации. В тренировочной и соревновательной деятельности могут возникать различные психические состояния, вызывающие неоднозначные изменения в организме и по-разному влияющие на деятельность спортсмена. Наиболее распространенными считаются следующие психические состояния.
• Состояние тревожности - это наиболее распространенное состояние у спортсменов перед стартом и перед впервые выполняемым сложным упражнением. Оно возникает у спортсмена перед стартом, результаты которого для него значимы, но исход неизвестен. Симптомы состояния тревожности следующие: сомнение в будущих результатах, замедление двигательных реакций, нарушение дыхательного цикла, уменьшение объема и частоты дыхательных движений. Состояние тревожности усугубляется неуверенностью спортсмена.
• Состояние страха. Это состояние возникает перед выполнением опасных спортивных упражнений (возможность срыва и получения травмы) и перед встречей с сильным соперником (бокс, борьба и т.п.). Симптомы состояния страха следующие: увеличение частоты сердечных сокращений, побледнение или покраснение кожных покровов, расширение зрачков, оцепенение, дрожь, заторможенность. Следует иметь в виду, что на протекание состояния страха и на его симптомы влияют личностные особенности спортсмена (свойства нервной системы, волевые качества).
• Состояние монотонии наиболее характерно для марафонцев, лыжников, конькобежцев, гребцов, штангистов, велосипедистов и др. Для состояния монотонии характерно: падение интереса к тренировочной работе, преждевременная усталость, ослабление внимания, чувство неудовлетворенности, сонливость, увеличение времени сложной реакции, реагирование на ложные выпады противника, укорочение времени простой реакции.
• Состояние психического пресыщения. Это состояние, как правило, появляется вслед за монотонней, но может возникать и самостоятельно. К симптомам этого состояния относятся: возбужденность, раздражительность, отвращение к выполняемой работе, укорочение времени сложной реакции, снижение частоты сердечных сокращений, дыхания, вентиляции легких и энерготрат.
• Состояние стресса. Стресс, вызванный участием спортсмена в соревнованиях, - это целостное психофизиологическое состояние личности, возникающее в трудной ситуации, связанное с активным положительным отношением к выполняемой деятельности, характеризуется сознательной ответственностью и сопровождается неспецифическими вегетативными и эмоциональными изменениями. В состоянии стресса могут появляться как положительные, так и отрицательные сдвиги в выполняемой деятельности. Динамика состояния стресса обусловлена свойствами нервной системы. Уровень достижений спортсмена в состоянии стресса определяется степенью развития стресса и силой нервной системы.
В динамике стресса выделяется три стадии его развития (Г. Селье).
• Стадия тревожности характеризуется тем, что под воздействием психотравмирующих факторов у человека возникает беспокойство, тревога, перестраиваются физиологические функции организма (ЧСС, дыхание, артериальное давление). Снижается сопротивляемость организма. Затем постепенно начинается мобилизация внутренних адаптационных резервов, защитных сил, раскрываются дополнительные возможности, активизируются психические процессы. За счет этого до определенного предела повышается эффективность деятельности.
• Стадия сопротивления следует за стадией тревожности. Организм человека, его психика перестраиваются, приспосабливаются, адаптируются к новым условиям деятельности, активно расходуя внутренние ресурсы. После относительной стабилизации в результате продолжающегося воздействия экстремальной ситуации наступает ослабление организма, снижается работоспособность и начинается спад.
• Стадия истощенияхарактеризуется истощением «адаптационной энергии», приводящим к дезорганизации деятельности, нервно-эмоциональному срыву. Признаки этой стадии следующие: ослабление физической и волевой активности, притупление психических процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), заторможенность в принятии решений, беспричинное раздражение и т.п.
• Состояние неуверенности вуспешном выступлении является результатом оценки спортсменом предстоящей соревновательной ситуации. Если спортсмен уверен в успешном выступлении на соревновании, то запланированный им результат, как правило, достигается. Состояние неуверенности (низкой уверенности) отрицательно сказывается на предстоящей деятельности, запланированный результат не достигается.
• Состояние фрустрации- это состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемое объективно не преодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели (Н.Д. Левитов, 1967). Подобное состояние возникает в спорте довольно часто, когда физическое, социальное воображаемое препятствие мешает действию, направленному на достижение цели или прерывает его. Г. Селье назвал фрустрацию «стрессом рухнувшей надежды».
Состояние фрустрации рассматривается не только как негативное явление. В поведении многих людей она имеет и конструктивную роль, способствуя достижению цели. Благодаря ее воздействию на психику человека в мотивационной сфере личности нередко доминирующее значение приобретают мотивы достижения.
Конструктивное воздействие фрустрации на человека проявляется в следующем. Происходит интенсификация усилий на пути к достижению цели. У многих людей чем более сложные возникают препятствия, тем активнее происходит мобилизация внутренних резервов для их преодоления. Может происходить замена средств достижения цели и пересмотр предыдущих действий, переоценка всей ситуации, замена цели.
При низком уровне (пороге) сопротивляемости (толерантности) к фрустрации может появиться ее деструктивное воздействие на личность, заключающееся в следующем:
- нарушение тонкой координации;
- когнитивная ограниченность, из-за которой субъект не видит альтернативных путей или другой цели;
- эмоциональное возбуждение с частичной утратой контроля над собой и ситуацией.
С усилением фрустрации происходит генерализация агрессии, усиливается расплывчатость и неуловимость ее источника, проявляются импульсивность и беспорядочные действия.
Действия агрессивного характера, связанные с фрустрацией, чаще наблюдаются у невоспитанных людей, несдержанных, грубых, психопатизированных. Депрессивные реакции при фрустрации более распространены у лиц невротического склада, неуверенных в себе, тревожно-мнительных.
Состояние фрустрации в спорте возникает после неудачного действия спортсмена, при котором мотив остается неудовлетворенным. Это состояние возникает при ожидании спортсменом успеха в деятельности, если успех не достигается. Фрустрация может приводить к следующим формам поведения спортсмена:
• экстрanyнитивная форма характеризуется раздражительностью, повышенной чувствительностью, досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением к достижению поставленной цели;
• интрапунитивная форма характеризуется тревожностью, обвинением самого себя в неудачах;
• импунитивная форма характерна тем, что создавшаяся ситуация рассматривается спортсменом как малозначащая для него, исправимая в будущем, и спортсмен не заостряет на ней внимание.
3. Рекомендации тренерам и спортсменам
Приведем практические рекомендации тренерам и спортсменам по предотвращению неблагоприятных психических состояний в тренировочных условиях и соревновательной деятельности.
Тревожность
Для предотвращения состояния тревожности у спортсменов рекомендуется:
- развитие волевых качеств (решительности, уверенности, самообладания);
- обеспечение спортсмена перед соревнованием необходимой информацией для принятия решений;
- формирование у спортсменов адекватной самооценки;
- развитие у спортсменов эмоциональной устойчивости;
- сбалансирование уровня притязаний с возможностями спортсмена;
- обеспечение страховки при выполнении упражнений и эмоциональной поддержки перед стартом.
Фрустрация
Поскольку состояние фрустрации возникает при ожидании спортсменом успеха в деятельности то, если достигнуть его не удается, для предотвращения этого состояния необходимо:
- предотвращение тревожности у лиц со слабой нервной системой;
- предотвращение агрессии у лиц с сильной нервной системой;
- сбалансирование уровня притязаний у спортсмена с его возможностями на данный момент;
- избегание повторных неудовлетворений спортсмена при разучивании сложных упражнений, при выступлении на соревнованиях;
- снижение эмоциональной возбудимости спортсмена;
- развитие волевых качеств (настойчивости, упорства, терпеливости).
Монотония
Для предотвращения этого состояния рекомендуется:
- разнообразие содержания тренировочных занятий;
- включение элементов новизны в тренировочные занятия;
- проведение тренировочных занятий в меняющихся условиях, на различных спортивных базах;
- проведение тренировочных занятий самостоятельно, без контроля со стороны тренера;
- усиление мотивации занимающихся;
- установление поэтапных целей, разбивание тренировочного задания на серии;
- увеличение темпа работы на занятиях;
- чередование выполняемой работы на тренировочном занятии.
• Психическое пресыщение
Состояние пресыщения может возникать вслед за монотонней и развиваться самостоятельно. Основной путь предотвращения психического пресыщения - правильно организованный тренировочный процесс при использовании различных форм переменности - волнообразной, ударной, маятникообразной. Тренер должен контролировать ответную реакцию организма на тренировочную нагрузку и при первых появлениях признаков монотонии и психического пресыщения пересмотреть содержание занятия.
• Страх
В качестве основных мер для предотвращения состояния страха рекомендуется:
- обязательное соблюдение в тренировочном процессе принципов доступности, последовательности, алгоритмизации обучения;
- учет степени готовности (физической, координационной, психической) перед разучиванием сложных новых упражнений;
- развитие волевых качеств у спортсменов (смелости, решительности, уверенности);
- предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях;
- использование внушения и самовнушения перед выполнением опасных упражнений, перед встречей с сильным соперником.
• Стресс
Для предотвращения возникновения у спортсмена стрессового состояния рекомендуется:
- исключение чрезвычайных внешних раздражителей, внешних грубых воздействий, высоких физических и психических нагрузок перед стартом;
- сбалансирование притязаний спортсмена с его возможностями;
- развитие волевых качеств у спортсменов (уверенности, решительности, самообладания);
- исключение чрезмерного внешнего стимулирования спортсменов перед соревнованиями;
- повышение у спортсменов устойчивости к стрессу.
Вопросы и задания:
1. Дайте определение психического состояния человека.
2. Приведите классификацию неблагоприятных состояний в спорте.
3. Какие рекомендации вы можете дать тренерам и спортсменам по предотвращению неблагоприятных психических состояний?
Литература:
Дашкевич О. В. Средства предупреждения неблагоприятных эмоций в спорте. - М.: ГЦОЛИФК, 1973.
Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1978.
Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964.
Медведев В.В., Родионов А.В., Худадов Н.А. О психических состояниях в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1973.
Родионов А.В. Психология спорта высших достижений. - М.: ФиС, 1979.
Сосновикова Ю.А. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975.
Глава П. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНА
1. Требования к диагностическим процедурам в спорте
Исследования состояния спортсменов являются важной задачей спортивной психологии и психогигиены.
Нет сомнения в том, что наиболее существенной задачей спортивной психологии является изучение самой спортивной деятельности. И если последняя служит объектом исследования, то субъектом спортивной психологии как науки является личность спортсмена.
В отличие от большинства других отраслей целесообразной деятельности человека специфика спорта заключается в том, что результативность деятельности спортсмена оценивается лишь в короткие эпизоды соревнований. Все остальное время занято интенсивной подготовкой к получению результата, часто имеющего для спортсмена чрезвычайную значимость. Естественно, в короткий период достижения результата деятельность спортсмена осуществляется на фоне конкретного состояния, в значительной мере определяющего итог его выступления. Скорее всего, этим обстоятельством и объясняется интерес исследователей многих специальностей (педагогов, физиологов, медиков, психологов и др.) к состоянию спортсмена.
Уже то, что о результатах деятельности спортсмена судят по итогам его выступления в соревновании, что соревнованию предшествуют ожидание и неопределенность, что участие в соревнованиях сопряжено не только с личностной значимостью, но и с общественной ответственностью, что процесс соревнования характеризуется равной конкуренцией участников - все это, в зависимости от отношения спортсмена к соревнованию, повышает напряжение ситуации, создавая стрессовые условия. Таким образом, признавая первостепенную роль соревнования, можно сказать, что наибольшую ценность представляют исследования соревновательных состояний у спортсменов.
Практика позволяет считать необходимым и достаточным для оценки состояния комплекс методик, включающих:
1) фиксацию самооценок спортсменами собственного эмоционального состояния;
2) тесты, применение которых в качестве индикатора эмоционального возбуждения связано с пониманием того, что в каждый конкретный момент точность, интенсивность и стабильность регуляции спортсменом своей интеллектуальной, сенсорно-перцептивной и двигательной активности зависит от его эмоционального состояния;
3) измерение вегетативных проявлений эмоционального возбуждения.
Набор конкретных методик может варьировать в зависимости от условий и задач исследования, спортивной специализации испытуемых, но он всегда должен включать методы достаточно простые, кратковременные, удобные для использования в естественных условиях тренировки и соревнований.
Самооценка спортсменов фиксируется при помощи 15-балльной шкалы самооценки «градусник» (при самооценке спортсмены руководствуются инструкцией, согласно которой наибольшее эмоциональное возбуждение - аффект - оценивается в 15 баллов, а наименьшее - сноподобное состояние -в 1 балл) и шкалы ситуативной тревоги (Ю.Л. Ханин).
Качество саморегуляции сенсорно-перцептивных и двигательных действий определяется посредством тестов, характеризующих быстроту (время простой реакции, максимальная частота движений по малой амплитуде, время оперативного счета по таблицам Шульте), точность (РДО, воспроизведение заданных темпа, интервалов времени, амплитуды, усилий), стабильность (разброс времени реакции и РДО,время удержания статического равновесия), активность (отношение оптимального темпа движений к максимальному, отношение оптимального усилия к максимальному).
О вегетативных реакциях судят по показателям ЧСС, артериального давления, электрической активности тела - биоэлектропотенциометрии.
Психологические обследования спортсменов перед соревнованиями связаны с целым рядом условий (трудностей): резкое ограничение времени, трудность контакта со спортсменом, продумывающим возможные перипетии предстоящей борьбы и пр. Однако при правильной постановке обследование может оказаться действенным средством психологической подготовки спортсменов.
Практика требует использования портативных, кратковременных и достаточно простых в обращении экспресс-методик.
В спортивной практике для оценки состояния у спортсмена, выходящего на старт, используется много таких методик. Охарактеризуем те из них, которые достаточно апробированы, просты в обработке и истолковании, а также не требуют использования сложной и дорогостоящей аппаратуры. Овладение этими методами под силу любому практику (тренеру, врачу, психологу).
2. Методики диагностики состояний спортсмена
Для диагностики уровня стрессаперед стартом широко используется опросник «Шкала самооценки»Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Инструкция на опросном листе обычно не вызывает у спортсменов каких-либо затруднений и не требует дополнительных разъяснений. Опрос проводят индивидуально без ограничения во времени. На заполнение шкалы обычно уходит от 3 до 5 мин. Опросник выглядит следующим образом (табл. 1).
Итоговый показатель получается при суммировании всех баллов за ответы. Он может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше этот показатель, тем выше степень стресса в соревнованиях. Установлено, что состояние спортсменов в среднем оценивается в 41,02 ±9,37 (мужчины) и в 44,10±9,93 (женщины).
• Измерение статического тремора. С помощью этого метода замеряется дрожание пальцев рук - тремор, который, как известно, увеличивается при повышении уровня нервно-психического напряжения. Процедура опыта заключается в том, что спортсмену предлагается ввести щуп диаметром 1 мм в отверстие на панели тремометра диаметром 2 мм и удерживать его там вытянутой рукой, не касаясь стенок отверстия, 10-15 с. Каждое касание щупа стенок отверстия, вызываемое непроизвольным дрожанием руки, фиксируется счетчиком электроимпульсов (очень удобен для этих целей счетчик ЭМС-54) и выражается в колебаниях в с.
• Измерение максимальной частоты движений (теппинг-тест). С помощью этого метода можно судить о способности человека мобилизоваться, которая определенным образом обусловлена его психическим состоянием.
Спортсмену предлагается в течение 15 или 30 с в максимальном темпе «отстучать» на телеграфном ключе или щупом по контактной площадке тремометра. Частота движений фиксируется при помощи счетчика электроимпульсов. Измерение проводят дважды - в условиях фона и непосредственно перед выходом на старт. Увеличение максимального темпа (уд/мин) более чем на 3-5% является показателем мобилизационной готовности, оптимального стресса. Неспособность спортсмена в условиях соревнований достичь фонового результата в теппинг-тесте расценивается как показатель возбудимой формы стресса (падение темпа не более 5-7% по отношению к фону) либо как проявление тормозной формы (ухудшение более чем на 8-10%).
Для оценки психического состояния спортсмена может применяться следующая модификация этого теста. Спортсмену предлагают выполнить задание не в максимально быстром, а в удобном для него темпе (так же дважды - в обычных и соревновательных условиях). Убыстрение обычно удобного для спортсмена темпа перед стартом по отношению к фону является показателем усиления нервно-психического напряжения.
В тех случаях, когда нет специально изготовленного прибора, можно воспользоваться листком бумаги и остро отточенным карандашом. Чертятся шесть квадратов размером 3 х 3 см каждый. По команде спортсмен, взяв в руку карандаш, должен в предельно быстром темпе, последовательно от 1-го к 6-му квадрату (5 с в одном квадрате) наносить удары, не отрывая предплечья от опоры (через 5 с по команде «Хоп!» переходят от одного квадрата к другому). Общее количество оставленных во всех квадратах точек и будет показателем скорости постукивания.
• Измерение максимального мышечного усилия (динамометрия). Этот метод, как и предыдущий, позволяет судить о способности спортсмена мобилизовать свои силы. Процедура проста - спортсмену предлагают как можно сильнее сжать кистевой динамометр ведущей рукой. Если перед стартом он превышает фоновые измерения на 2-4 кг, это рассматривается как показатель оптимального состояния. Незначительное изменение в обе стороны (0,5-2,0 кг) или повторение фоновых данных свидетельствует об излишнем возбуждении, значительное снижение (более 3-4 кг) говорит о тенденции к заторможенности.
• Измерение дозированного мышечного усилия. С помощью этого метода можно судить о способности контролировать свое мышечно-двигательное чувство. Процедура достаточно проста: после сжатия с максимальной силой ручного динамометра спортсмену предлагают сжать его вполсилы (50% от максимального усилия). В обычном состоянии эта ошибка, как правило, идет в одном направлении (+ или -) и составляет у высококвалифицированных спортсменов не более 0,5-1 кг. Если перед стартом эта ошибка уменьшается или изменяется в сторону увеличения половины максимального усилия (не более 3-5 кг), это говорит о незначительном повышении нервно-психического напряжения. Увеличение ошибки до 70-80% максимума свидетельствует о ярко выраженном возбуждении. Изменение ошибки в сторону уменьшения (до 30-35% максимума) является показателем возникающего торможения.
• Оценка коротких интервалов времени. С помощью этого метода определяется способность субъективного отсчета времени, которая, как известно, под влиянием усиления возбуждения, обнаруживает тенденцию к его недооценке (укорочению), а при развитии процесса торможения - к переоценке (удлинению). Процедура опыта: спортсмену предлагается, не глядя на секундомер, максимально точно оценить отрезок времени, равный 10 с. Поскольку величины и направления ошибки сугубо индивидуальны у каждого спортсмена, показателем психического состояния является изменение оценки времени перед стартом по сравнению с фоном. Укорочение обычной оценки данного отрезка в пределах 0,5-1,5 с является признаком оптимального нервно-психического напряжения. Укорочение субъективного восприятия времени более чем на 1,5-2,0 с по сравнению с фоном свидетельствует о его чрезмерном уровне, переоценка (удлинение субъективного восприятия) времени более 1,5-2,0 с говорит о развивающемся процессе торможения.
• Самооценка состояний спортсмена определяется с помощью «градусника» состояний, предложенного Ю.Я. Киселевым. «Градусник» представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения).
Спортсмену предъявляется данная шкала, на которой он должен сделать отметку уровня того состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели: 1) самочувствие; 2) настроение; 3) желание тренироваться; 4) удовлетворенность тренировочным процессом; 5) отношения с товарищами; 6) отношения с тренером; 7) спортивные перспективы (на данное соревнование); 8) готовность к соревнованиям.
Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любой момент, а также любой компонент или комплекс компонентов предстартового, соревновательного и по-слесоревновательного состояния.
• Биоэлектропотенциометрия (БЭП). Применяется прибор «биометр», основу которого составляет типовой миллиамперметр со шкалами 0-100, 0-150, 0-200. Клеммы прибора выведены на датчики из различных металлов (один стержень алюминиевый, другой из меди). Прибор начинает работать, когда спортсмен, взяв датчик в руку, замыкает цепь и создает в замкнутом контуре разность потенциалов, которая фиксируется в относительных единицах. БЭП характеризует уровень мотивации вегетативных систем организма, зависящий от эмоционального возбуждения и активности.
Динамика БЭП отражает эмоциональную лабильность или устойчивость. Если отношение между минимальным и максимальным показателями БЭП в пределах 0,85-1, то можно говорить о состоянии эмоциональной устойчивости, если ниже 0,65 - об эмоциональной реактивности.
Вопросы и задания:
1. Каковы требования к процедурам психодиагностики в спорте?
2. Назовите методы объективной оценки состояний.
3. Назовите методы субъективной оценки состояний.
Литература:
Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортив-ных соревнованиях. - М.: ФиС, 1981.
МарищукВ.Л., БлудовЮ.М., Плахтиенко В.А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте / Изд. 2, дополненное и исправленное. - М.: Просвещение, 1990.
Материалы научной конференции психологии спорта социалистических стран. - М.: ГЦОЛИФК, 1976.
Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов / Сборник научных трудов. - Л.: ЛНИИФК, 1977.
Стресс и тревога в спорте / Международный сборник научных статей. - М.: ФиС, 1983.
Глава Ш. МЕТОДЫ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНА
1. Общие требования к психорегуляции состояний
Психорегуляция в спорте - самостоятельное научное направление, основной целью которого является формирование особых психических состояний, способствующих наиболее оптимальному использованию физических и технических возможностей спортсмена. Это достигается за счет специальных центральномозговых перестроек, в результате чего создается такая интегративная деятельность организма, которая концентрированно и наиболее рационально направляет все его возможности на решение конкретных задач. Для спортсмена это (в конечном счете) достижение высшего спортивного результата - победа в единоборстве, выигрыш команды, членом которой он является.
Очень важно подчеркнуть, что объектом психорегуляции в спорте (в отличие от психотерапии - клинической дисциплины) являются здоровые люди. Причем в ряде случаев это спортсмены высокой квалификации, нередко уникальные по своим физическим возможностям, как правило, сильные личности, очень известные и популярные. Поэтому нельзя не учитывать их индивидуальность: особенности самооценок, высокий уровень притязаний, стремление к доминированию.
Для успешной работы с такими спортсменами необходима правильная тактика общения. Красной нитью взаимоотношений с ними должен быть тезис о том, что психорегуляция - это средство усиления их лучших качеств, устранения всего мешающего росту и совершенствованию их спортивного мастерства. Психолог должен постоянно внушать спортсмену мысль о том, что «он всего добивается сам», что психолог выступает только в роли помощника, консуль