Особенности социализации школьников с ОВЗ в местах отдыха и оздоровления детей
Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. Понятно, что социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.
Знаменитые психологи П.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. В процессе социализации актуализируется опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Решение проблемы образования, оздоровления и отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.
Одной из особенностей социализации детей с ОВЗ в местах отдыха детей является то, что туда попадают дети, не только имеющие тот или иной дефект, но наряду с этим и серьёзные социальные и психологические отклонения, проявляющиеся в разной степени и в различной форме. У большинства таких детей деформирована в их личном опыте потребность в общении, познании, игре, труде, наблюдается заметные нарушения в личностном развитии. Многие из них физически ослаблены, страдают хроническими заболеваниями, имеют нервные расстройства, подавлены, заторможены или возбудимые, и агрессивные.
Первичной задачей педагогического коллектива детского лагеря после поступления в него ребенка является его изучение с помощью психодиагностических и других средств и составление его социально-психологического портрета с тем, чтобы иметь четкое представление как об уровне его развития, таки его потенциальных возможностях и организовать с ним необходимую развивающую и психокоррекционную работу. Данный подход необходим для того, чтобы обеспечить целостное воздействие на личность ребенка с учетом его индивидуальных особенностей во всем разнообразии познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений.
В процессе отдыха ребёнка нужно постоянно заботиться о снижении эмоционально-психологического напряжения, вызванного дефектом и его последствиями. В данном случае осуществить отдых, реабилитировать детей – значит снять с них страх в общении со сверстниками и взрослыми, укрепить их способность к произвольным действиям и волевым усилиям, придать им уверенность в своих силах и возможностях в игровой деятельности, труде.
Процесс социальной реабилитации в условиях отдыха ребенка должен опираться на позитивные возможности ребенка, и не выходить за пределы доступных ему трудностей. Коррекционные занятия должны быть направлены на развитие у детей познавательной сферы: логического мышления, внимания, памяти, активного словаря, а также формирования навыков просоциального поведения. Наибольший эффект такие занятия дают на отдыхе ребенка в естественных условиях: в лесу, парке, у реки.
Для того чтобы вовлечь детей в различные организационные действия, рекомендуется на первых порах, а к некоторым детям постоянно, очень осторожно использовать оценивание их действий, учитывая прилежание детей, их отношение к проводимым мероприятиям и умения, приобретенные детьми. Важнейшим условием социализации ребенка является вовлечение его в пассивный труд.
Названные особенности учреждения для отдыха детей здоровья требуют от его коллектива гибкого, нестандартного подхода, соблюдения принципов, ориентированных на интересы и потребности детей. Его работа должна строиться с учетом приоритета благополучия каждого конкретного ребенка с опорой на позитивное начало в его духовном и физическом развитии.
Негативное отношение педагогического коллектива и здоровых детей в детском лагере, а также повышенные дозы жалости внимания создают для детей с ВОЗ не только жизненные неудобства, но и отрицательно сказываются на формировании личности.
В процессе социального развития складываются внутренние движущие силы личности, создается ее субъективный мир, причем, вместе с его постепенным усложнением возникают противоречия субъективного и объективного, внешнего и внутреннего характера, у детей с ограниченными возможностями детерминантой возникновения этих противоречий служит дефект.
В числе основных факторов, определяющих успешное или не успешное вхождение ребенка с ВОЗ социально-развивающую среду отдыха, выступают особенности самого ребенка и особенности микросоциальной среды, в которую он вовлекается.
К индивидуальным особенностям ребенка, от которых зависит эффективность социализации и адаптация к социально-развивающей среде отдыха, относят его потребностно – мотивационную сферу (потребности, цели, мотивы, установки и т.п.), эмоциональные и интеллектуальные свойства, а также некоторые характерологические и типологические особенности. Причем с возрастом они претерпевают значительные изменения. Если в дошкольном детстве они, как правило, носят неосознаваемый характер, то с развитием самосознания приобретают большую осознанность целенаправленность.
В зависимости от структуры потребностно – мотивационной сферы ребенка выделяют два основных типа адаптационного процесса: активный и пассивный. Для успешной адаптации ребенка с ВОЗ психолого-педагогический коллектив учреждения отдыха должен знать особенности социализации детей.
Активный тип адаптации. Для него характерна целеустремленность ребенка или подростка в налаживании контактов со сверстниками или другими людьми, активный поиск друзей на основе общих интересов. Детей этого типа временные неудачи не разочаровывают, а побуждают к большей активности.
Пассивный тип адаптации характеризуется некритическим, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.
Тип адаптации существенно сказывается на социализации ребенка и усвоение им социального опыта. Исходя из типологического подхода к изучению личностных особенностей, выделяют следующие типы формирования личности и взаимодействия ее с окружающей средой: гармоничный, доминирующий, чувствительный, конформный, тревожный, интровертированный и инфантильный. Они обуславливают избирательную чувствительность к различным патогенным воздействиям и определяют эффективность адаптации ребенка к социально развивающей среде отдыха.
1. Гармоничный тип формирования личности. У детей этого типа в равной мере сформированы все личностные свойства. Несмотря на проблемы в здоровье, они общительны, уверены в себе, успешно контролируют свое поведение, у них низкий уровень тревожности, напряженности. Однако, при всей устойчивости их личностной структуры, можно неправильным воспитанием нарушить естественный процесс развития личности. При появлении признаков неуверенности рекомендуется педагогическим работникам обратить внимание на микросоциальную ситуацию их развития и попытаться устранить или снизить психотравмирующие факторы.
Среди детей гармоничного типа выделяется особая группа, отличающаяся повышенным уровнем возбуждения и двигательной активности. Таким детям полезна постоянная двигательная разрядка для снятия возникшего напряжения.
2. Социально-ориентированный тип личности. Подобно гармоничному типу, обладает устойчивой структурой личности. Дети этого типа отличаются старательностью, добросовестность, но их выделяет сильная зависимость от ситуации, потребности поступать согласно существующим нормам поведения. Конфликтная ситуация возникает, если они не справляются с каким-либо заданием. У детей данного типа страдает развитие вербального интеллекта по типу социально-педагогической запущенности, культурной задержки развития. Дети конформного типа стремятся не только к успешному овладению предлагаемой деятельности на отдыхе, сколько к социальному поощрению их действий и поступков. Они могут быть удовлетворены низкой оценкой, если за нее не ругают педагоги. Эти дети доброжелательны, отзывчивы, чего требуют и от других.
3. Доминирующий тип формирования личности. Отличительная особенность – стремление к самостоятельности и независимости, самоутверждению. Большинство – мальчики. Они непоседливы, часто нарушают дисциплину, стараясь всячески привлечь внимание окружающих. Существуют два варианта доминирующего типа: К первому относятся дети, склонные к лидерству; ко второму – дети, проявляющие интровертированные черты. Они тщеславны и ждут высоких оценок своих достижений. Конфликтная ситуация для детей этого типа может возникнуть тогда, когда педагоги, воспитатели или дети делают попытку подавить, подчинить их. В этом случае они могут проявить агрессию, вступить в драку и другие конфликты.
4. Тревожный тип. Характерна повышенная эмоциональная неустойчивость, излишнее волнение, тревожность, низкая стрессоустойчивость. Ведущая деятельность для них – общение. На этих детей отрицательно сказываются ситуации повышенного стресса, что связано с их желанием сделать работу как можно лучше. Психотравмирующие ситуации связаны с неудачами в деятельности, особенно в общении. Эмоциональные нарушения проявляются в виде реакции тревоги и неуверенности в себе. Повышенная тревожность и напряженность детей этого типа обусловлена чаще всего биологическими факторами – неблагополучием внутриутробного развития, последствиями инфекционных заболеваний в раннем детстве.
5. Интровертированный тип. Особенности этого типа – направленность на познавательную деятельность. Их отличает высокий уровень интеллекта, но они замкнуты, малообщительны, вследствие чего проявляют повышенную возбудимость, тревожность и напряженность. Для них мало приемлемы коллективные формы работы. По уровню активности детей этого типа делят на две группы: активную и пассивную. Для пассивного варианта характерны безынициативность, рассеянность, уход в себя. Для активного – повышенная возбудимость, иногда проявляются агрессивные формы поведения. У таких детей недостаточный самоконтроль может снижать продуктивность деятельности. Способ реагирования на конфликты зависит от уровня активности. У пассивного варианта, как правило, - самоизоляция, у активного – реакция протеста, агрессия по отношению к окружающим, иногда подчеркивание неадекватной собственной непогрешимости.
Микросоциальная среда на отдыхе, в которой адаптируется ребенок с ОВЗ, как правило, в качественном отношении исключительно разнообразна. Она может выступать для него как чуждая и близкая, благожелательная или агрессивная, благоприятная или неблагоприятная. При вхождении ребенка или подростка в благоприятную зону отдыха, социально-развивающую среду создаются определенные предпосылки для реализации социальных потребностей: каждый с учетом своих индивидуальных особенностей находит для себя общие интересы, друзей, приобретается определенный социально-психологический статус.
У детей, имеющих те или иные ограничения в здоровье, из-за дефектов развития затруднено взаимодействие в социальной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они испытывают трудности в достижении целей в рамках существующих норм.
В числе причин дезадаптации ребенка с ОВЗ могут быть:
1. Нарушения интеллектуальных функций, асинхрония их формирования.
2. Нарушения в поведении. Отмечается, что у детей в возрасте до десяти лет с их повышенной потребностью в движениях наибольшие трудности вызывают ситуации, в которых требуется контролировать свою двигательную активность. При блокировании этой потребности нормами поведения ухудшается внимание, падает работоспособность, быстро наступает утомляемость, наступающая за этим разрядка, являющая защитной физиологической реакцией организма ребенка на чрезмерное напряжение, выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве и расторможенности.
3. Различные нейродинамические нарушения. Чащ всего их последствия проявляются в виде синдрома гипервозбудимости или психомоторной заторможенности, в форме нестабильности психических процессов (эмоциональной неустойчивости), которые чаще всего имеют вторичную обусловленность.
4. Личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития (умение контролировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определять для себя оптимальную позицию в отношении с ними), а также интегрированное личностное образование, способное длительное время определять стереотип социального поведения ребенка, подчиняя себе более частные социально-психологические характеристики. Это – самооценка и уровень притязаний.
При неадекватном завышении своих возможностей дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых. В их основе лежит внутренний конфликт между притязанием и неуверенностью в себе, последствиями которого могут быть не только проблемы с успеваемостью, но и ухудшение состояния здоровья на фоне признаков социально-психологической дезадаптации.
Поведение детей со сниженной самооценкой отличается нерешительностью, конформностью, неуверенностью в своих силах, что сковывает развитие их инициативы во взаимоотношениях со сверстниками.
Важным аспектом социально-психологической адаптации является принятие ребенком или подростком социальной роли в той микросреде, в которой он адаптируется.
Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно ребенок воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации, крайним выражением чего служит аутизм.
Таким образом, основной принцип построения коррекционных занятий заключается в моделировании ситуации, доминирующих недостаточную рациональность, успешность деятельности ребенка в соответствии с изначально присущими ему психологическими установками, правилами, поведенческими стереотипами, и демонстрацией возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.
Внутри каждого из названных направлений психологическая коррекция выделяет различные формы организации и методы психокоррекционного воздействия. В числе основных видов психологической коррекции – игровая, групповая, индивидуальная, нейропсихологическая коррекции.
Выбор конкретной формы психологической коррекции определяется уровнем развития и конкретными проблемами в воспитании ребенка. Исходя из задач социальной реабилитации, коррекционная работа организуется таким образом, чтобы обеспечить целостное воздействие на личность во всем многообразии мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других проявлений личности. Основными направлениями коррекции нарушений личностного развития могут быть:
1. Преодоление микросоциальной педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания ребенка.
2. Помощь ребенку в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми, повышении социального статуса, развитии компетентности в вопросах нормативного поведения.
3. Формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей. Эта задача решается в ходе индивидуальной и групповой психокоррекции с детьми с психическим недоразвитием и задержкой психического развития.
4. Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения. Обеспечивается в процессе групповых занятий с детьми с асинхронией психического развития (искаженного, диспропорционального и дисгармоничного).
5. Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
6. Создание в детском коллективе, где отдыхает ребенок, атмосферы доброжелательства, открытости, взаимопонимания.
Таким образом, коррекционная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности, наряду с развивающей работой является основным направлением в социальной реабилитации детей.
Интеграция детей с ВОЗ в учреждения отдыха со здоровыми детьми может быть успешной лишь в том случае, если будут соблюдаться следующие условия:
1. Созданы необходимые материальные и моральные условия для отдыха, развития и социализации детей.
2. Родители здоровых детей должны знать о присутствии в данном учреждении отдыха детей с ОВЗ.
3. Ребенку с проблемами здоровья на отдыхе должна предоставляться специальная психолого-педагогическая помощь.
4. Забота о детях с ОВЗ не должна осуществляться в ущерб заботе об остальных детях.
5. Интеграция должна осуществляться на основе эффективного использования всех средств, находящихся в распоряжении учреждения для отдыха.
6. Ребенок с ОВЗ должен принимать участие в деятельности учреждения отдыха вместе с остальными детьми.
7. К ребенку с ОВЗ необходимо предъявлять аналогичные требования, как к здоровому ребенку.
Выполнение данных требований является решающим в организации всей коррекционной работы и социализации. Положительных сдвигов в социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как необходимое и собственное.
Литература
1.Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник. – М., 2007.
2.Бабаян Э.А., Гонополъский М.Х. Наркомания. – М., 2005.
3.Бараковская Н. Педагогическая релаксация как способ защиты подростков от наркомании // Педагогика. – 2005. – № 3. – С. 29.
4.Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения, Л.: Университетское, 2007 г.
5.Бычковский П.М. Формы воспитательной работы в школе и лагере: игры, конкурсы, викторины / П.М. Бычковский, Л.С. Полякова. – Мн.: БГУ, 2008. – 359 с.
6.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Изд. центр: «Академия», 2002. – 160 с.
7.Государства-участники уважают и поощряют право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. Вступила в силу для России в 1990 г.
8.Ефремов К. Трудные дети, трудные люди / К. Ефремов // Народное образование. – 2004. № 3. – с. 117-132.
9.Загородный летний детский лагерь / С.А. Шмаков // Летний детский отдых / под ред. Г.Л. Шереш. – Мозырь: Содействие, 2008. – с. 20-24.
10.Катович Н.К.Модель воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря / Н.К. Катович // Праблемывыхавання. – 2007. № 4. – с. 6-10.
11.Калашникова С.И. Что такое смена? / под ред. С.И. Калашникова. – Ставрополь: «Ставропольский краевой центр содействия занятости и информационного обеспечения молодежи», 2006. – 170 с.
12.Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Орел, ОГИИК,2007.
13.Конвенция о правах ребёнка (извлечение) Часть I. Статья 31
14.Конституция Российской Федерации (извлечение)
15.Смирнов В.Летний отдых с «группой риска» // Социальная педагогика. – 2005. - № 2. – с. 59-61.
16..Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. СПб.: Речь, 2007
17.Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности: метод. реком. для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений / авт.-сост.. – М.: Глобус, 2009. – 125 с.
18.Наберушкина Э.К. Доступность городской среды для инвалидов // Социологические исследования. - 2010. - №9. - С.12 – 15
19.Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 19.07.2011). Ст. 267.1 Расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. // СПС «Консультант плюс». – 2011.
20.Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М.: Сфера, 2004. – 480 с.
21.Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М., 2008.
Педагогика лета / под ред. Н.В. Боровик. – Мн.: ООО «Красико-Принт», 2002. – 176 с.
22.Программа детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Радуга» «Школа добрых волшебников» / А.Н. Сацута // Проблемы выхавання. – 2008. - № 3. – с. 57-61.
23.Региональная модель оздоровления детей-инвалидов в условиях летнего лагеря / Е.А. Винникова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. - № 8. – с. 28-33.
24.Рысовец А.В.Об организации отдыха и оздоровления детей в летний период / А.В. Рысовец // Проблемы выхавання. – 2009. № 5. – с. 22-26.
25.Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М. И. 26.Рожков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002. – 160 с.
Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря / Ю. Таран // Народное образование. – 2004. - № 3. – с. 89-94.
27.Сысоева, М.Е. Основы вожатского мастерства / М. Е. Сысоева, С. В.
28.Шипилова Л. Лето – не для скуки / Л. Шипилова // Социальная педагогика. – 2005. № . – с. 16-19.
Шереш, Г.Л. Летний детский отдых / Г.Л. Шереш. – 3-е изд. - Мозырь: Содействие, 2008. – 232 с.
29.Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
30.О государственной социальной помощи Федеральный закон от 17.07.1999 №117-ФЗ (ред. от 01.07.2011). Федеральный закон от 17.07.1999 №117-ФЗ (ред. от 01.07.2011). // СПС «Консультант плюс». – 2011.
31.О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов. Указ Президента РФ от 27.07.1992 №802. // СПС «Консультант плюс». – 2011.
32.О социальной защите инвалидов Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 06.11.2011). // СПС «Консультант плюс». – 2011.
33.Татарова С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии профилактики в условиях перехода Российского общества к рыночным отношениям – Улан-Удэ, 2007 ст.45
34.Татарова С.П. Модели профилактики девиации молодежи в современном обществе //Молодежь в условиях социально-экономической трансформации общества материалы регион. Науч.-практ. конф. – Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2007. – С. 331-340.
35.Прихожан А.И. Проблемы подросткового кризиса/ Психологическая наука и образование - №1, 2007.
36.Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. С-Пб., 2008.
37.Флейк-Хобсон К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 2008.
38.Стрельцов Ю.А. Педагогические основы работы с клубным коллективом. М., 2009
39.Хансова. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 128 с.
4-.Цель воспитания / А.С. Макаренко // История социальной педагогики / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – с. 478-
41.Юзефавичус, Т.А. Советы бывалого вожатого / Т.А. Юзефавичус. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.
42.ФЗ от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «О гарантиях прав ребёнка в РФ» (с изменениями и дополнениями)(в ред. Федеральных законов от 20.07.2000N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ)
43.http://www.mvd.ru/ Официальный сайт МВД РФ
44. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности /Л. И. Акатов: М-во труда и социал. развития. Рос. Федерация и др.-М.:Просвещение, 2002. -448 с.
Приложение № 1.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ОТЧЕТА о реализации программы организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
Наименование программы_____________________________________________________
Количество дней_____________________________________________________________
Период проведения программы с «___»________________ по «___»__________________
Наименование показателя | Значение показателя в соответствии с программой | Рекомендации по описанию фактических значений показателей |
Планируемый территориальный охват | Перечень субъектов РФ, муниципальных образований и пр., где планировалось реализовать программу | Перечень субъектов РФ, муниципальных образований и пр. фактический (в случае несоответствия плановому значению – объяснить причины) |
Контингент участников программы | Количество участников по плану | Количество участников фактическое (в случае несоответствия плановому значению – объяснить причины) |
Планировалось ли участие в программе детей особых категорий* | Принимали ли участие в программе дети особых категорий (как проходил набор детей, описать инструменты предварительной психологической и (или) физиологической диагностики, если таковые применялись). | |
Цель и задачи программы | Наименование цели и задач программы | Вывод относительно степени достижения поставленной цели и задач (обосновать) |
План-график реализации программы | Количество мероприятия по плану | Количество мероприятий, проведенных фактически в установленный срок |
Кадровое обеспечение | Количество специалистов соответствующей квалификационной категории и опыта по плану | Количество специалистов фактически |
Наличие специальной системы подготовки кадров (специальная подготовка для работы именно по данной программе) | Количество специалистов, прошедших специальную подготовку для работы именно по данной программе | |
Ресурсная обеспеченность программы | Перечень ресурсов по плану | Перечень фактически задействованных ресурсов |
Наличие обратной связи с участниками | По плану (наличие инструментов обратной связи: форумов, групп в социальных сетях, «горячих линий» и т.д.) | По факту (оценка степени активности контингента данной смены) |
Планируемые показатели результативности программы: | ||
- качественные | план | факт |
- количественные | план | факт |
Примеры показателей результативности: | ||
- освоение теоретических материалов; | ||
- формирование практических навыков (компетенций); | план | факт |
- здоровьесбе-регающие показатели; | план | факт |
- иные показатели | ||
Наличие системы мониторинга эффективности программы | По плану(описать применяемую системы, инструменты и методы мониторинга) | Фактически (описать результаты мониторинга) |
Методы оценки эффективности программы (количественные, качественные) | Наименование метода | Описание применения метода и результата его применения |
Наименование метода | Описание применения метода и результата его применения | |
Наименование метода | Описание применения метода и результата его применения | |
Степень удовлетворенности участников программы | Наименование показателей, характеризующих степень удовлетворенности | Описание значений показателей, характеризующих степень удовлетворенности |
- участников; | - бытовые условия; - интересность программы; - полезность программы; - степень профессионализма педагогического коллектива (компетенции + степень морально-психологического комфорта при общении); - степень психологического комфорта в коллективе сверстников; - желание вновь попасть в этот лагерь; - иные аспекты. | |
- родителей | - бытовые условия; - интересность программы; - полезность программы; - степень профессионализма педагогического коллектива (компетенции + степень морально-психологического комфорта при общении); - иные аспекты. |
* детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
Приложение № 2
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
4. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
6. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 565-ст);
7. Национальный стандарт Российской Федерации туристские услуги средства размещения общие требования Tourist services. means of accommodation. general requirements ГОСТ Р 51185-2008;
8. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годы»;
9. Указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
10. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2014 № 2125-р «Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам»;
11. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г.№652 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования правил организованной перевозки группы детей автобусами»
14. Положение о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 96
15. .2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного6);
16. Приказ Минобрнауки России от 06.10 образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
17. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644);
18. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного среднего общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645);
19. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
20. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июня 2015 г. N 329н «О внесении изменения в порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. n 363н.»
21. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 14.04.2011 № МД-463/06;
22. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
23. Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 № 09-260 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ педагогических кадров)).
24. Письмо Минобрнауки России от 01.04.2014 № 09-613«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»).
25. Письмо Минобрнауки России от 31.03.2011 № 06-614 «О направлении рекомендаций по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков».
26. Письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 № 18-2/10/1-7164 «О типовом положении о детском оздоровительном лагере».
27. Письмо Минздравсоцразвития от 18.08.2011 № 18/2-10-1-5182 о направлении Единых требований к составлению и ведению реестров организаций отдыха детей и их оздоровления, Типовой формы паспорта организаций отдыха и оздоровления детей и подростков.
28. Методические рекомендации МР 2.2.4.01-09 «Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях».
29. Методические рекомендации МР.2.4.4.0011-10 «Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления».
30. СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».
31. СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков».
32. СанПиН 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев».
33. СанПиН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа».
34. СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».
35. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2014 N 3 "Об утверждении СП 2.5.3157-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей».
Требования отечественной нормативной базы в сфере создания безбарьерной среды для лиц с инвалидностью:
Права учащихся с ОВЗ
Министерство Образования Российской Федерации
Письмо от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 о создании условий для получения образования детьми с ОВЗ
Письмо от 27 марта 2000 № 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме
Приказ от 20 сентября 2013 г. № 1082 об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии
Приказ от 30 августа 2013 г. № 1015 об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (в ред. ФЗ от 07.05.2013 N 99-ФЗ)
Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2181-р
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы"
Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных о