Формы взаимодействия с родителями, имеющими детей с ОВЗ
Ребенок растет и развивается в семье, получая определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства и взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом и философом, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Не все семьи в полной мере реализуют возможности воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят утруждать себя, другие не умеют, третьи не понимают зачем это нужно... Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая консультация по воспитанию детей с ОВЗ.
Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:
– профилактика вторичных и третичных нарушений в развитии;
– профилактика перегрузок, выбор режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;
– оказание профессиональной помощи в решении возникающих проблем;
– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
– подготовка и включение родителей в реализацию индивидуальных комплексных программ развития.
При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком, метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Наш ребенок», фиксация дня ребенка.
Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы педагогом используются следующие организационные формы: индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования; демонстрация приемов педагогической работы, демонстрация развивающих заданий; этапное консультирование.
В зависимости от цели, консультирование проводится в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, оформления рекомендаций. Самой оптимальной формой воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование.
·Задача первого этапа работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями. С этой целью используют беседу.
· Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью педагогического воздействия. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их педагогических знаний;
Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие воспитательную направленность (различные виды продуктивной деятельности, упражнений для развития общефизического и речевого общения…), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей (с участием ребенка), спортивные мероприятия.
Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей: фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка, художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; проведение совместного с ребенком праздников, мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков.
Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы по развитию ребенка с ОВЗ.
Общие принципы и правила работы с детьми с ОВЗ:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятель-ность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирую-щих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за ма-лейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, раз-витие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоцио-нальную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являют-ся: игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видо-вых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, поз-воляющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и ки-стей рук.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень по-знавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов отдыха является одним из необходимых средств повышения эффективности развивающего процесса в работе учителя. В педагогике появилось новое направление: “педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка. Цель педагогики оздоровления: сформировать у младших школьни-ков с ОВЗ основы здорового образа жизни через организацию активного от-дыха и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоро-вьесбережения.
Активный отдых – многоплановая деятельность учащихся. Основное назначение – организация свободного времени детей с ОВЗ после уроков. Сниженная двигательная активность, большие нагрузки в течение учебного дня негативно сказываются на здоровье и работоспособности ребенка. В ре-жиме группы продленного дня детей с ОВЗ целесообразно планировать са-мые благоприятные условия для построения педагогически целесообразной системы внеурочной работы, учитывающей возраст, индивидуальные осо-бенности, склонности каждого ученика. К эффективным видам активного от-дыха детей во внеурочное время можно отнести: прогулку; спортивный час; экскурсию. Дадим определение методикам каждого вида активного отдыха в отдельности.
Прогулка – одна из форм отдыха воспитанников в группе продленного дня. Целесообразно предусматривать прогулки: до обеда — длительностью до часа после окончания учебных занятий в школе, перед самоподготовкой - один час, а также после самоподготовки и перед уходом домой. Прогулки для детей с ОВЗ служат для восстановления их работоспособности, преследуют познавательную, оздоровительную и воспитательную цели.